Аналитическая платформа «Если быть точным» включила Владимирскую область в топ регионов с наиболее острым дефицитом школьных учителей. По подсчетам проекта, владимирские педагоги вынуждены работать в среднем на 1,7 ставки, в то время как общероссийский средней показатель составляет 1,45 ставки. К числу антилидеров рейтинга по нехватке кадров «Если быть точным» причислили еще четыре региона: Красноярский край, Калининградскую область, Еврейскую автономную область и Ивановскую область.
Согласно приказу Министерства просвещения России, который вступил в силу 1 сентября, для школьных учителей норма преподавательской работы за ставку зарплаты составляет 18 часов — это 3–4 урока каждый день при пятидневной учебной неделе. Нагрузка в 1,7 ставки означает, что владимирские педагоги преподают 30,6 часа в неделю, то есть ведут по 6–7 уроков в день. При этом ставка не учитывает дополнительную нагрузку: проверку тетрадей, подготовку к занятиям, факультативы, составление отчетов.
Высокая загруженность учителей, судя по данным, которые авторы исследования предоставили Зебра ТВ, — типичная картина для Владимирской области. Начиная с 2017 года среднее количество ставок планомерно растет, заметно опережая общероссийский уровень. Например, семь лет назад владимирские школьные учителя работали в среднем на 1,5 ставки, то есть, если ориентироваться на современные нормы, вели по 5–6 уроков каждый день, притом что в среднем по России учителя брали по 1,26 ставки.
В соседней Ивановской области нагрузка на учителей заметно ниже. По данным «Если быть точным», школьные педагоги там работают в среднем на 1,32 ставки (4–5 уроков в день). Сомнений в достоверности представленных цифр нет: рейтинг «Если быть точным» основан на официальной региональной отчетности по форме № ОО-1 (Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования).
|
2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Владимирская область | 1,51 | 1,53 | 1,53 | 1,53 | 1,53 | 1,57 | 1,63 | 1,68 |
Ивановская область | 1,12 | 1,25 | 1,24 | 1,25 | 1,23 | 1,27 | 1,32 | 1,32 |
Российская Федерация | 1,26 | 1,29 | 1,32 | 1,34 | 1,36 | 1,4 | 1,42 | 1,45 |
Общую ситуацию с кадрами усложняет постепенное старение преподавательского состава. По подсчетам «Если быть точным», в 2024 году в школах Владимирской больше половины всех учителей (52,65%) были старше 50 лет. Доля педагогов 60+ лет составляла 22,81% при среднероссийском показателе 16,50%. Молодых учителей (до 35 лет) во Владимирской области было чуть больше 1,8 тысячи (23,49%), что несколько выше среднероссийского показателя (22,59%) и намного выше, чем в соседней Ивановской области (19,85%).
Справедливости ради стоит отметить, что за последние годы молодых учителей во владимирских школах стало больше: в 2017 году доля педагогов младше 35 лет оценивалась в 18,66% (у Ивановской области практически аналогичный показатель, а среднероссийский показатель был выше — 22,59%). Впрочем, учителей старше 60 лет тоже было меньше — 1,2 тысячи человек (14,79%). Доля возрастных учителей в Ивановской области составляла 13,25% (751 человек), а в среднем по России — 11,57% (123 175 человек).
|
Всего | <30 лет | <35 лет | 50+ лет | 55+ лет | 60+ лет |
---|---|---|---|---|---|---|
Владимирская область | 7922 | 16,42% | 23,49% | 52,65% | 37,21% | 22,81% |
Ивановская область | 5184 | 13,23% | 19,85% | 54,82% | 38,66% | 22,55% |
Российская Федерация | 1047220 | 14,70% | 22,59% | 44,71% | 29,56% | 16,50% |
Численность преподавательского состава заметно сократилась. Так, в 2020 году в школах Владимирской области работали 8 242 учителя, в 2021 году — 8 167, в 2022-м — 8 143, в 2023-м — 7 991, в 2024-м — 7 922. «Если быть точным» отмечают, что к концу 2024 года в общеобразовательных организациях региона оставалось 142 вакантных должности. При этом к началу августа 2025 года, если верить министру образования Владимирской области Светлане Болтуновой, дефицит учителей в школах составлял «чуть больше» 200 человек.
В «Если быть точным» отмечают, что рейтинг лишь отражает общую ситуацию с обеспеченностью учителями:
Для оценки качества обучения следует использовать другие данные и методологию, подчеркивают аналитики.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.