Меры, направленные на сохранение рек и озер, — неэффективны и недостаточны. А в последние годы наблюдается увеличение объемов сбросов в водоемы загрязняющих веществ. Об этом рассказала председатель комиссии по экологии, природопользованию и охране окружающей среды Общественной палаты Владимирской области Галина Есякова.
На территории региона находятся 746 малых рек и ручьев, 339 озер разного происхождения, а также 140 водохранилищ на малых реках. В 2012-2021 годах Владимирская область постоянно входила в ТОП-10 регионов с наибольшей долей проб воды поверхностных водоемов, которые не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям.
«Хотелось поднять проблему водоемов, которые используются для отдыха граждан, в том числе с благоустроенными пляжами. Число рекреационных мест в этом году составляет 41, в прошлом году было 47. Например, по городу Владимиру официально разрешены для купания только Семязино и Глубокое. На пляжах Клязьмы и Содышки можно только загорать. Горожане сразу начинают искать другие места — в основном, это неблагоустроенные места и не входят в официальный перечень мест для купания. Многие едут на Улыбышевские карьеры, в Спас-Купалище, на реку Нерль и так далее. Поскольку организованных мест очень мало, люди в большинстве случаев купаются в неорганизованных местах, несоответствующих требованиям безопасности, и в прошлом году погибло 36 человек, в том числе 6 детей.
То есть, общественность и муниципалитеты регулярно очищают водоемы, где отдыхают люди, даже если они неофициальные места, но с каждым сезоном [уровень загрязнения] восстанавливается вновь в том виде, в котором его оставили в прошлом году. Мы слишком долго воспитывали потребительское отношение граждан к окружающей среде. Например, только очистили Улыбышевские карьеры, и буквально через два месяца раздаются звонки: почему вы не приедете и не почистите, все берега загрязнены! Задаешь вопрос: а почему вы едете отдыхать и не убираете за собой? Получаешь ответ: так вы должны приехать — вы же специальные люди, организации».
Глава Вяткинского сельского поселения Судогодского района, где располагаются Улыбышевские карьеры, признал, что местные власти не хотят лишать людей популярного места отдыха. Поэтому несколько раз в сезон приходится организовывать уборку, в том числе силами волонтеров.
По словам члена Общественной палаты Галины Есяковой, водоемы нужно благоустраивать в тех местах, которые пользуются реальным спросом у горожан, чтобы не повторять историю с «городским пляжем» на реке Клязьме, устроенном по распоряжению губернатора Светланы Орловой, на котором нельзя купаться. Чтобы устроить этот пляж, привезли 500 машин песка, но никто не подумал о его транспортной доступности и о том, что оборудовать зону отдыха у загрязненной воды нецелесообразно. И если первое время на «городском пляже» еще проводились массовые мероприятия, то сейчас он, практически, заброшен:
«Не все водные объекты могут порадовать горожан: то, что могло быть частью современного городского пространства, порой похоже на унылую свалку или болото. Владимирские пруды нуждаются в благоустройстве — и не только владимирские. Если возьмем практически любой муниципалитет, пруды зарастают, заиливаются, никто за ними не следит, хотя раньше к этому сельское население относилось очень трепетно.
До 2016 года из бюджета города Владимира выделялись средства, планировалось подготовить программу благоустройства водоемов в городе Владимире, потому что есть водоемы, которые необходимо приводить в порядок, например, как каскад прудов у ДТЮ.
Но нужно подходить к вопросу не абы как, дали план и делаем, а устраивать опросы среди людей, муниципалитеты должны знать, где больше отдыхает жителей. Это также как при благоустройстве тротуары делают, а люди продолжают ходить по тропинкам, потому что им это удобно. Не всегда нужны огромные деньги, можно использовать государственно-частное партнерство для очистки и благоустройства водоемов».
Главный эколог города Владимира Сергей Сухопаров отметил, что сокращение мест для купания обусловлено изменениями в законодательстве. В частности, для отдыха детей требуется глубина не более 1,5 метров — ни Клязьма, ни Содышка этому не соответствуют.
Что касается так называемого городского пляжа на Клязьме, то городское управление по делам молодежи в этом году планирует снова использовать эту площадку для проведения мероприятий.
По словам Сухопарова, до 2015 года в экологической программе города закладывались деньги на очистку водных объектов, но потом их изъяли. Однако часть рекреационных водоемов, таких как Соловьиный пруд или Красносельский пруд, удалось привести в порядок благодаря сотрудничеству общественников, неравнодушных горожан, областных и городских властей. Сейчас есть заявки владимирцев на очистку Бабушкинского пруда в Добром.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.