О ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Я вижу гражданское общество, во-первых, ответственным. Что такое ответственность? Вот у нас, часто говорят, у нас город неуютный, Владимир, ну грязный, неуютный, неубранный, но я тогда хочу вспомнить о том, что чисто не там, где метут, а там, где не ссорят. То есть это всегда обоюдное движение двух сторон. Многие рассуждают: мы платим налоги, вы получаете зарплату, вы должны это делать, я вот тут сейчас кину мусор, а вы должны его убрать. Это не гражданская позиция! Гражданская позиция, это когда люди осознают свою ответственность за то место, где они проживают.
Мне вот говорят: вот там митрополит Никандр, он не владимирский, приехал и здесь навязывает нам, как жить! Ну хорошо, Андрей Боглюбский, что, был владимирским? Или другие благоверные князья? Что, Александр Невский был ли владимирским? Здесь мы должны понять о том, что не надо мериться местом своего происхождения, кто где родился. Мы на сегодняшний день являемся гражданами малой Родины, которая именуется Владимирской областью. И мы все в равной мере несем ответственность. Больше, меньше - это уже определяется возможностью и своим положением. Если у тебя есть возможность оказывать влияние, нужно его оказывать. Например, ты человек состоятельный, ты понимаешь, что у тебя финансовых возможностей больше, чем у человека бедного. Поэтому человек состоятельный должен позаботиться о своем городе. То есть бизнес должен взять и вложиться в то, чтобы лицо города стало более приятным, расположенным для приезжающих сюда людей. Взять, например, всю нашу Большую Московскую улицу и привести ее в порядок.
Но это должно быть совместно, это не то, что мы должны сидеть и требовать от кого-то - от государства, от правительства города, от всего остального: «вы должны сделать». Мы должны вместе! Вот сейчас губернатор объявил субботник, это предполагает, что все люди вышли и убрали свой двор, возле гаража, за домом. Все священники выйдут и будут убирать прихрамовую территорию вместе с прихожанами, это значит, что мы должны вместе выходить.
Поэтому первое, как я вижу гражданское общество - я вижу его ответственным за историю, за действительность, за тот город, за то место, за ту малую Родину, где я живу.
Второе, я вижу, конечно, гражданское общество активным. Но опять же: критикуешь - предлагай. Не надо просто переходить в диванных критиков, которые все сидят и при помощи открывшейся возможности интернет-пространства пишут что угодно. Бумага, а сейчас можно сказать, что интернет-пространство все стерпит. Все что угодно, все что не подпадает под статью - все можно написать. Но это неправильно. То есть, если ты считаешь, что ты можешь делать лучше и больше - сделай. У нас огромное количество сейчас фондов, которые дают гранты активным гражданам, организациям. Создавайте НКО, участвуйте в грантовой деятельности. Созидайте свой двор, созидайте свою школу, свои места работы, свой город. Создайте свою семью. Поэтому, если каждый из нас начнет по крупице делать добрые дела - это все перерастет в одно прекрасное доброе дело. Несложно? Несложно. Но почему это не происходит или происходит в меньшей степени - вопрос к нам, ко всем к нам.
Значит, ответственное гражданское общество, активное гражданское общество, ну и, конечно же, верующее гражданское общество. Я все время говорю и сейчас скажу вам о том, что человек верующий - он, как правило, совестливый. Значит, он в своей профессиональной деятельности не будет нарушать закон. Он не будет работать недобросовестно, потому что совесть будет его обличать в этом, он будет всё время стремиться стать лучше. Верующий человек, как правило, это хороший работник. Потому что он будет стремиться сделать дело хорошо. Верующий — это тот, кто стремится исполнить те заповеди, которые написаны в Писании. Все заповеди призывают к тому, чтобы свою жизнь и жизнь окружающих тебя людей сделать более лучше, чем она есть. Там нет вражды, нет насилия, нет неприязни к другим людям. Есть неприязнь только к одному — ко греху. Поэтому верующее гражданское общество всегда пассионарное. Оно всегда способно к жертве ради другого, к этому призывает всё Священное Писание: пожертвуй собой, пожертвуй своим ради другого человека.
То, что мы сейчас, собственно говоря, и видим, когда, например, возвращаясь к проведению специальной военной операции. Молодые ребята поехали и стали там героями. Они, быть может, здесь находясь, в этой жизни, никогда бы не проявили героизм, а там у них это генетическое чувство героизма проснулось. Вот таким гражданское общество я вижу.
О БЛАГОУСТРОЙСТВЕ ЗАБРОШЕННЫХ ХРАМОВ
У нас действует большая и уникальная, быть может, для России региональная программа консервации аварийных храмов. Может быть, в других регионах тоже есть, но я, являясь представителем финансово-хозяйственного управления Русской православной церкви, не могу сказать, что это массовый характер. Это очень замечательно, что наш губернатор и правительство области реально пошли нам навстречу, потому что мы понимаем, что не мы являлись виновниками того, что эти храмы пришли в такое состояние, и сегодня государство является нашим большим помощником и сторонником в этом. Поэтому программа действует, мы регулярно включаем туда ежегодно храмы, на эти храмы выделяются средства, проводится работа по консервации.
Все аварийные и руинированные храмы области распределены между действующими храмами, у нас нет на сегодняшний день ни одного храма, который был бы неизвестен или был бы брошен. Допустим, в действующем храме служат три священника, за каждым из этих священников закрепляется по отдельному руинированному храму, и каждый уже ведет работу, выезжает туда с общиной, там проводится элементарная работа по расчистке, по вывозу мусора, по окосу травы, уборке деревьев. Конечно, все это делается под присмотром инженеров, чтобы не нарушить целостность памятника. Ну и, конечно же, ежегодно на этих местах совершаются Божественные литургии.
Вот такая работа большая ведется, и я думаю, что это уже хорошо, это уже то, что мы можем сделать легкими силами. Но еще я обратился в наши университеты, Владимирский университет, в филиал президентской академии и юридический институт, они взяли на себя по одному храму, где будут шефствовать и где будут заниматься вместе с ребятами волонтерской работой по сохранению таких руинированных храмов.
Поэтому будем больше вовлекать образовательное сообщество, поэтому всех наших представителей гражданского сообщества призываю к тому, чтобы можно было активно участвовать в этой работе. И если реально человек переживает за наследие своего региона, то вот есть возможность, летом мы будем организовывать такие волонтёрские отряды, можно включиться и летом на день-на два выехать в какой-то район и там потрудиться по сохранению таких памятников.
О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РЕСТАВРАЦИИ ХРАМОВ
Полномасштабная реставрация возможна только там, где потом будет возможна жизнь. Если мы имеем место с храмами в полях, в лесах или вымерших населённых пунктах, невозможно там реставрировать, потому что пройдёт какое-то количество лет, и снова все придёт в такое же состояние. Храм должен жить, он должен отапливаться, он должен поддерживаться, для этого там должна быть община. Община появится только тогда, когда люди осознают и из больших городов начнут снова заселять землю. Поэтому без возвращения человека на землю рассчитывать на то, что появится возможность реставрации таких храмов — бессмысленно.
У нас есть стадийность или категорийность. То есть те храмы, где уже имеется община, конечно, там больше оказывается внимания. Мы собираем сами средства, обращаемся в федеральную программу развития культуры, потому что для прихожан собрать десятки миллионов, чтобы социализировать храмы, это просто невозможно.
Ну, таких храмов по России порядка 7 тысяч, и конечно, мы понимаем, что даже бюджета страны целенаправленного не хватит на то, чтобы эти храмы восстановить, а если бы и хватило, без заселения этих населенных пунктов людьми - это всё бессмысленно. Там ко многим храмам даже невозможно свет подвести. Света нет элементарно. Если отапливать, нужно подумать, чем отапливать. Газа если там нет, то значит углем, дровами, но это тоже всё очень сложно. Вопрос газификации. Газ не проводят туда, если там очень малое количество людей. То есть это всё-таки сложные факты, которые друг с другом соприкасаются, но которые свидетельствуют о том, что нам нужно заниматься развитием наших деревень, сёл и районов.
О СТРОИТЕЛЬСТВЕ НОВЫХ ХРАМОВ
Есть во Владимире несколько храмов. Один - в Верезино, там, где поставлен деревянный храм, но он не устраивает, потому что он очень маленький. Его построили, я хочу его за лето расширить, чтобы там хотя бы человек 50 могло участвовать в богослужении.
Второй храм Новомученников и исповедников Владимирских на Нижней Дуброве. Там временный храм. Наша задача сейчас там развить общинную жизнь и большой участок позволяет построить там большой храм. То есть, будет еще один и появится приходской дом. Я закладываю на все на это, ну как минимум на начало активного периода развития, ну, два-три года.
В Юрьевце, где строилось большое здание епархиальное, которое возводил митрополит Тихон - я с патриархом переговорил, и Святейший мне подсказал там организовать большой детский сад, поскольку в Юрьевце очень много детей. Поэтому мы там сделаем большой православный детский сад со школой развития для детей.
А потом есть планы по реставрации, по сути, по возвращению жизни в храм, где военные казармы. Это Успенская церковь на улице Красноармейской.
Я обратился к властям и региона, и города, к тому, что при планировании перспективных районов обязательно бы учитывалась возможность строительства храма не потому, что мне хочется застолбить место, а потому что мы видим, что спальные районы, жители этих районов - они просят построить им храм, потому что ездить в другую часть города им неудобно.
Поэтому я обратился к губернатору, что есть у нас запрос с мест, это обращение граждан, и в ответ на это обращение просим предусмотреть земельные участки при перспективном планировании развития города, не только Владимира, но и других городов: Коврова, Гусь-Хрустального, Мурома, Александрова.
О РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТАХ В РОЖДЕСТВЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ
Мы подали в этом году на финансирование в рамках госпрограммы развития культуры по разработке проектной документации на башни и стены. То есть сейчас в рамках госпрограммы мы получим деньги на разработку проекта, потом приведем стены и башни в порядок. То есть, уже контур внешний будет сделан.
По зданию епархии, по основному, мы получили в этом году средства от Федерального агентства по делам национальностей на ремонт этого здания, здание будет отремонтировано.
Попросили Академию Штиглица в Петербурге, чтобы они взяли на себя разработку комплексного проекта благоустройства.
Здесь, в западной части, мы создадим вишневый сад, который будет памятником Владимирской вишни. Мы сейчас ведём большие переговоры с Академией наук по селекции Владимирской вишни. Мы сделаем этот сад доступным для людей, чтобы все могли прийти. Перед посадкой мы будем проводить там археологические раскопки. Если мы выявим захоронения явные, то, конечно, мы в рамках протокола археологических работ мы их сохраним или перенесем. Сад планируем заложить осенью.
В здании семинарии планируется тоже проведение ремонта для размещения братьев монастыря, поскольку сейчас братия немножечко увеличивается в своем составе. Поэтому хочется здесь сделать условия для проживания братьев, трудников, паломников. Проект сейчас разрабатывается. 7 человек сейчас братия.
Здание министерства землепользования даст Бог в этом году, или если не получится, то в будущем году, освобождается. Здесь мы будем делать паломническую гостиницу, поскольку на сегодняшний день у нас паломническая служба не может принимать на проживание людей, только в основном организует пребывание на территории епархии, но очень бы нам хотелось, чтобы было место для проживания, потому что стоимость гостиницы, например, в Суздале и Владимире не всегда позволяют паломникам разместиться, поэтому будет здесь создана паломническая гостиница.
Для епархиального музея мы сейчас отдельное здание отремонтировали и музей переезжает.
ИДЕИ, КОТОРЫЕ ПОДДЕРЖАЛ ГУБЕРНАТОР АВДЕЕВ
Во-первых, в этом году благодаря поддержке губернатора - он отреагировал на мою просьбу - мы будем проводить впервые Неделю большой семьи. Начиная с 5 июля, когда будет открываться День семьи, любви и верности в Муроме, до 12 июля будет целая неделя больших мероприятий. И 12 июля будет торжественное закрытие этой недели во Владимире. И во Владимире мы будем проводить неделю большой семьи, где будем почитать и показывать вообще многодетные семьи.
У нас есть интересный проект, где мы бы хотели рассказать о студенческой семье, о священнической семье, о семье, где детки с ограниченными возможностями здоровья. То есть немножко подсветить нашему населению вообще, что у нас в области проживает восемнадцать тысяч многодетных семей. У нас есть семьи, где одиннадцать-тринадцать детей. Это все-таки герои, мы должны о них рассказать, в рамках этого будет много активности, будет День добрых дел, когда волонтёры будут приходить в эти семьи. Эту идею губернатор поддержал.
Обратился я к губернатору с идеей создания школы молодой семьи, школы молодого отца, мы сейчас с министерством социального развития прорабатываем этот вопрос, будет создана большая автономная коммерческая организация, которая будет заниматься вот такими семейными вопросами.
Потом губернатор поддержал идею увековечивания Липицкой битвы под городом Юрьев-Польский. И на этой неделе договорился с Академией Глазуновых о том, что они возьмут на себя разработку монумента, который увековечит эту битву. С местными краеведами мы ведем работу по выбору места для памятника. Понятно, что мы в точности не скажем, что это было именно здесь, но это будет более-менее соответствовать историческим реалиям.
И еще проект по защите семьи и материнства, мы с губернатором задумали проект по поддержке мамочек, которые намерены сохранить своего ребёнка.
Поэтому, слава Богу, взаимодействие идёт, и нет никаких с этим сложностей.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.