Власти задумались о повышении минимальных взносов за капремонт. Владимирская область — единственный регион ЦФО, где плата ни разу не менялась

Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области запустил процедуру повышения минимального взноса за капремонт. Когда именно вырастет тариф — сказать пока сложно
Новости Автор: 29 января 2020, 09:59 48 6081

Фонд капитального ремонта (ФКР) Владимирской области заказал расчет экономического обоснованного минимального взноса за капитальный ремонт многоквартирных домов. Плата для жителей вырастет, но насколько и произойдет ли это в 2020 году — сказать пока никто не берется. Перед властями стоит сложная задача по определению нового тарифа, говорит генеральный директор ФКР Евгений Пахомов. С одной стороны - необходимо выполнять региональную программу капитального ремонта (РПКР), а с другой - нужно учитывать финансовые возможности населения и социальные риски.

Методика определения платы за капремонт разработана Минстроем России, расчет экономического обоснованного тарифа — ее первый этап. На втором этапе специалисты вычисляют размер платежа, доступного для населения. Для этого со всех муниципалитетов собирают статистические показатели - средняя зарплата, индекс потребительских цен и другие.

«Если бы в 2014-2020 годах мы плавно повышали минимальный взнос на уровень инфляции, то плата за капитальный ремонт составляла бы сейчас где-то 8,4-8,5 рубля. Наверно, так было бы лучше, было бы не такое сильное экономическое давление на население», — рассуждает Евгений Пахомов.
AVO_0277.jpg Генеральный директор Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области Евгений Пахомов. Фото из архива Зебра ТВ

Минимальный взнос за капитальный ремонт — 6,5 рубля с 1 квадратного метра жилой площади — единственный тариф на услуги ЖКХ во Владимирской области, который не менялся с 2014 года. Его недостаточно для выполнения программы капремонта в полном объеме. Суммарная стоимость работ по программе капремонта до 2043 года превышает 117 миллиардов рублей. В нынешних условиях Фонд капремонта соберет на момент окончания программы чуть больше 37 миллиардов. Чтобы выполнить программу полностью, жители должны ежемесячно перечислять в Фонд примерно по 20 рублей с квадратного метра.

Вопрос о повышении платы за капитальный ремонт во Владимирской области обсуждался еще год назад. По некоторым сведениям, размер минимального взноса мог составить 9,5 рубля. Такой платы было бы достаточно, чтобы региональный оператор капремонта повысил свою финансовую устойчивость, которая оценивается Минстроем. Сейчас владимирский ФКР, как и большинство аналогичных структур в других регионах, находится в третьей группе риска, где вероятность провала программы капремонта наиболее вероятна. При взносе в 9,5 рубля Владимирская область переместилась бы в первую группу.

На финансовую устойчивость региональной программы капитального ремонта влияют множество факторов, но основных — три. Кроме размера минимального взноса за капремонт, к ним относятся бюджетное софинансирование РПКР и остаток средств в «общем котле» — на счете регионального оператора.

Бюджет Владимирской области в 2019 году оплатил 11,26 миллиона рублей или 0,91% всего объема работ, предусмотренного в краткосрочном плане капитального ремонта. Это не самый худший показатель в ЦФО; в семи регионах, включая Ивановскую и Рязанскую область, бюджет вообще не софинансирует РПКР. Больше других в программу капремонта вкладываются власти Московской области (998,6 миллиона рублей) и города Москвы (715,87 миллиона рублей), но масштабы работы там несопоставимы с другими регионами. По относительным показателям лидирует Липецкая область, где казна покрывает 14,84% стоимости работ по краткосрочному плану капремонта (245 миллионов рублей).

Наибольшую опасность для РПКР представляет массовая смена способа формирования фонда капремонта собственниками многоквартирных домов. Начиная с 2014 года деньги из «общего котла» на спецсчета во Владимирской области вывели 663 многоквартирных дома. За последние пять лет ФКР вернул 599 миллионов рублей. В 2020 году на спецсчета перейдут еще 177 домов, а объем перечислений составит ориентировочно 200 миллионов рублей.

О негативной тенденции, впрочем, говорить нельзя, полагает генеральный директор Фонд капитального ремонта Владимирской области Евгений Пахомов. По его информации, все, кто хотел перейти на спецсчета, уже это сделали. Риск заключается в том, что способ формирования фондов меняют, в основном, дома высотой три и более этажей. Они приносят в «общий котел» больше всего денег, на взносах жителей таких домов фактически держится вся региональная программа капремонта.

table_remstructure.jpg

Желание перейти на спецсчет объяснимо: у собственников появляется возможность провести капитальный ремонт раньше обозначенного в программе срока. Единственное условие — на организацию работ дается несколько лет. Если не уложиться в дедлайн, многоквартирный дом принудительно переведут обратно в «общий котел», уточняет Евгений Пахомов. Однако переход на спецсчета, с учетом сложившейся за последние шесть лет практики, чреват для жителей неприятными последствиями, предупреждает глава областного ФКР.

Один многоквартирный дом собирает в среднем 1 миллион рублей в год. Средняя стоимость работ по капитальному ремонту — 2,6 миллиона рублей, то есть обеспечить работы в полном объеме собственники быстро вряд ли смогут. К тому же управляющие компании и ТСЖ часто тратят деньги не по назначению, например, вместо ремонта фасада с согласия жителей ставят шлагбаумы; либо намеренно завышают цены. Проконтролировать качество работ и их соответствие сметной стоимости, по закону, могут только сами собственники. В некоторых случаях, например, при ремонте кровли, сделать это практически нереально.

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате