30 октября на площадке Штаба общественной поддержки «Единой России» в Северных торговых рядах Общественная палата Владимирской области провела первый из серии «круглых столов» по обсуждению предложения губернатора Александра Авдеева установить в 2024 году в регионе четыре памятника, а именно:
- государственному деятелю первой половины XIX века, основоположнику отечественной юридической науки Михаилу Сперанскому;
- князю Юрию Долгорукому;
- князю Андрею Боголюбскому;
- мушкетёрам 61-го Владимирского пехотного полка, сражавшимся в Крымской войне.
Установке каждого памятника будет посвящён отдельный «круглый стол». Первый - касался обсуждения идеи монумента Михаилу Сперанскому. Губернатор Владимирской области Александр Авдеев давал понять, что возможна установка сразу двух памятников деятелю, совершившему кодификацию российского имперского законодательства: во Владимире и на родине Сперанского — в селе Черкутино Собинского района.
Многие сошлись на мысли о том, что в Черкутино монумент может быть поставлен возле семейного дома, находящегося в настоящее время в разрушенном состоянии.
Во Владимире органичнее всего для этой цели подошёл бы сквер на улице Сперанского в микрорайоне 8-ЮЗ. Там рядом находится школа №49, носящая его имя, и появление памятника в далёком от центра города районе сделало бы его местом притяжения не только горожан, но и туристов.
Вместе с тем, участники дискуссии переходили с темы на тему, затрагивая не только предложение по увековечиванию памяти Сперанского, но и вопросы, связанные с другими предложениями губернатора.
«НАДО КНИГИ ИЗДАВАТЬ, КОНФЕРЕНЦИИ ПРОВОДИТЬ, ИЗУЧАТЬ ЭТО ВСЁ»
Доктор политических наук Роман Евстифеев заявил, что если с памятником Михаилу Сперанскому всё ясно, то с установкой монументов Долгорукому, Боголюбскому и солдатам 61-го Владимирского полка очень много вопросов. Он призвал не торопиться по этим вопросам.
Роман Евстифеев, ведущий научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) Российской академии наук, ведущий научный сотрудник Владимирского филиала РАНХиГС, доктор политических наук:
-
Можно я не по-детски сразу?
-
Из четырех памятников, которые предложены, я бы поддержал только один, собственно, как это и было сделано две недели назад на конференции по актуальным проблемам российской государственности во Владимирском филиале РАНХиГС. Мы говорили тогда о памятнике Сперанскому.
-
По Сперанскому много уже сделано, многое понятно, его масштаб личности ясен. Что он сделал для России - тоже понятно. По нему нет вопросов. По нему много-много работ проведено. По всем трём остальным [памятникам] по разным основаниям есть большие сомнения в том, что надо торопиться [с их установкой]. Тут еще многое не сделано.
-
Самые большие сомнения по поводу 61-го Владимирского пехотного полка, потому что к Владимиру он не имеет никакого отношения, на самом деле. В начале XVIII века при Петре I полкам стали давать наименования по губернским городам. Полк, не квартировавшийся никогда во Владимире и здесь не бывший никогда, на нашей земле, получил наименование Владимирского полка.
-
Если уж так хочется говорить о подвиге или о каких-то героях, которые участвовали в Крымской волне, тогда было Владимирское ополчение, которое в той войне участвовало. Есть книги, есть описания того, как эти люди собирались, набирались во Владимире и ехали туда участвовать в тех событиях. Надо подумать над этим.
-
Владимирский полк не имеет отношения ни к городу Владимиру, ни к Владимирской губернии. Только по названию. А есть ополчение, в которое шли люди и с города, и с губернии. Поэтому я посчитал, что здесь надо очень хорошо подумать, чтобы не попасть [в двусмысленную ситуацию]. Или [стоит] в общем назвать «Героям-владимирцам, участвовавшим в Крымской войне», в том числе и пусть будет там внутри пехотный полк. Он действительно там на половину был уничтожен в одну из атак — это трагедия. Но к Владимиру относится только владимирское ополчение, и то его надо еще изучать.
-
Вторая часть проблемы, связанная с Крымской войной, с Боголюбским и с Долгоруким, что мы мало ещё пока знаем, мало сделали для того, чтобы все было понятно. По Сперанскому много сделано, все ясно. По этим трем памятникам еще впереди большая работа - книги надо издавать, конференции проводить, изучать это всё.
Анатолий Аннин, председатель Общественной палаты Владимирской области:
- Хорошо, Роман Владимирович, к теме поближе. Я не случайно в самом начале обозначил…
Роман Евстифеев:
- А я совсем близко к теме. Ближе уже некуда.
ЧТОБЫ В ЦЕНТРЕ ГОРОДА ВЛАДИМИРА НЕ БЫЛО «ЭСКАДРОНА БРОНЗОВЫХ ИЗВАЯНИЙ»
Член общественной палаты Владимирской области Андрей Филинов предложил создать государственную программу монументальной пропаганды, так как количество уроженцев Владимирской земли, достойных увековечения в бронзе, огромное, и нужно тщательно спланировать очередность появления памятников и места их установки.
Андрей Филинов, директор Владимирского филиала ВГТРК «Россия» ГТРК «Владимир», член Общественной палаты Владимирской области:
-
В Черкутине есть, чем заняться. Там дом стоит, дом развалившийся. Там есть Музей Сперанского. Если будет еще один памятник, найдутся на него деньги, ради бога. Я поддерживаю идею Александра Сергеевича [Капусткина], что нужно поставить его там на улице Сперанского. Потому что иначе мы создадим целый эскадрон или роту бронзовых изваяний в центре, а по окраинам, действительно, ничего не будет. Рано или поздно этот район превратится в жилой, его обживут, и там ничего, кроме «человейников» не будет.
-
Что касается всех остальных предложений, мне кажется, что нужно просто на государственном уровне не только во Владимире, но и во Владимирской области предложить соответствующим государственным структурам, правительству области, составить план монументальной пропаганды, но не на один год, а на несколько лет, может, даже на десятилетия, потому что людей, которым стоит поставить памятник, в нашей истории достаточно много.
-
У нас есть два памятника Владимиру Крестителю. Да простит меня его высокопреподобие [отец Георгий Горбачук], но ни одного памятника нет, предположим, Владимиру Мономаху, хотя мне кажется, что Владимир Мономах внес не меньший вклад в развитие города, нежели Владимир Креститель, да? Мне обидно было увидеть, что в Смоленске есть памятник Владимиру Мономаху, понятно, он туда икону [Смоленской Божией Матери] привёз. А у нас — нет.
-
Есть много других людей, которые могли в этот план войти. Это и братья [Александр Григорьевич и Николай Григорьевич] Столетовы. Кстати говоря, если учитывать конъюнктурный момент, то установка памятника Столетовым, особенно генералу [Николаю] Столетову не менее важна, чем установка памятника мушкетерам [61-го Владимирского пехотного полка], потому что он тоже символ нашей воинской славы. Забыт у нас оказался и [адмирал Михаил] Лазарев. Тоже фигура мирового масштаба, первооткрыватель целого континента [Антарктиды].
-
Даже есть такие места в городе, которые можно использовать [под установки памятников]. У нас есть памятник не совсем [диктору Юрию] Левитану, а его голосу в Лисином переулке. Я не думаю, что еврейский мальчишка хоть однажды забегал бы туда в слободу ямщицкую, а был в основном в центре. У нас есть совершенно замечательный садик. Кстати говоря, не стихийно возникший. Когда мы идем [по центру Владимира] через мост, с правой стороны, где гостиница «Левитанъ», там стоял дом Левитана. Там можно было бы сделать левитановский садик, поскольку сквер, названный в его честь, уже есть, но можно было бы сделать садик, и там же зафиксировать, я не говорю о большом памятнике, там такой метрически не помещается, а какой-то бюст небольшой или доску мемориальную, потому что это место, откуда он в школу бегал.
-
Надо просто, чтобы специалисты, наши замечательные историки составили такой список и предложили его нашим властям. Уже на законодательном уровне принять Законодательным Собранием соответствующую программу и в рамках этой программы действовать. Конечно, она не будет догмой. Она будет подвергаться каким-то изменениям. По всей области. Таким образом как-то, но это должна быть целая программа.
С тем, что к вопросу установки памятников нужно подходить стратегически согласилась и заместитель директора Владимирского филиала РАНХиГС, доктор экономических наук, член Общественной палаты Владимирской области Татьяна Старикова:
Заместитель генерального директора ВСМЗ Александр Капусткин сообщил, что во Владимире раньше было разработано положение об объектах монументального искусства, но оно нуждается в доработке, что поможет избежать перегибов. Более того, нужна областная программа, чтобы были предусмотрены бюджетные деньги на написание книг о выдающихся земляках и на памятники:
Участники «круглого стола» поспорили, какой орган власти должен отвечать за создание программы монументальной пропаганды — региональный минкульт, или ведомства, отвечающие за архитектуру и развитие туризма? Все предложения, высказанные на мероприятии, будут обобщены и направлены губернатору Владимирской области Александру Авдееву.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.