8 сентября состоялся полный запуск платной скоростной федеральной трассы М-12 «Восток» на участке от Москвы до города Арзамаса в Нижегородской области (415 километров). Первоначально торжественное открытие намечалось на 5 сентября, но потом по неизвестным причинам мероприятие перенесли на первый день трехдневного голосования. Выборы проходят во всех трех субъектах России, через которые проходит открываемый участок М-12: в Московской и Нижегородской областях выбирают губернаторов, во Владимирской области — депутатов ЗакСобрания.
Трасса М-12 строилась отрезками - по терминологии дорожников «этапами». Год назад досрочно открыли так называемый «нулевой» этап (23 километра) в Московской области: от ЦКАД до города Орехово-Зуево. Также досрочно, на год раньше — 14 октября 2022 года — запустили движение по части второго этапа, который является дублером Южной объездной дороги города Владимира: от развязки с М-7 «Волга» в районе Энергетика до развязки с Р-132 «Золотое Кольцо» в районе деревни Захарово Судогодского района (26 километров).
Позднее - 13 декабря 2022 года - президент России Владимир Путин дистанционно открыл движение по части первого этапа трассы: от развязки с М-7 «Волга» в районе деревни Новые Омутищи Петушинского района до деревни Столбищи Собинского района, а также по части второго этапа: от Столбищ до развязки в районе Энергетика (около 58 километров).
Сегодня открыли оставшуюся часть первого этапа, а также третий и четвертый этапы (всего 308 километров). На территории Владимирской области это следующие участки:
- от моста через реку Киржач в районе поселка Городищи Петушинского района до развязки с М-7 «Волга» восточнее Новых Омутищ Петушинского района (так называемый обход города Покров или второй пусковой комплекс первого этапа М-12). Длина около 21 километра;
- от развязки с трассой Р-132 «Золотое Кольцо» в районе деревни Захарово Судогодского района до пересечения с трассой 17К-2 Муром – М-7 «Волга» южнее села Чаадаево Муромского района (третий этап трассы М-12 «Восток»). Длина около 108 километров;
- от развязки с трассой 17К-2 Муром – М-7 «Волга» до нового вантового моста через Оку севернее Мурома (часть четвертого этапа трассы М-12 «Восток»). Длина чуть более 3 километров.
Также был открыт новый вантовый мост трассы М-12, который соединяет Владимирскую и Нижегородскую области. Его длина — 1,4 километра.
Трассу 8 сентября открывали на 4 площадках: в Московской области, около муромского моста с нижегородской стороны, и две площадки в Арзамасе, на одной из которых — около Воскресенского собора находился президент России. Владимир Путин заявил, что открытие М-12 — значимый шаг в модернизации и расширении федеральных дорог, в повышении связанности российских территорий.
Губернатор Владимирской области, который находился на площадке около муромского моста, в своей речи заявил, что трасса М-12 уже положительно влияет на экономику 33-го региона, на рост жилищного строительства, на улучшение инвестиционного климата, на повышение дорожной безопасности. Александр Авдеев уверен, что развитие транспортной инфраструктуры становится драйвером развития экономики.
Также на открытии движения по трассе М-12 выступили председатель правления госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко, вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин, губернатор Московской области Андрей Воробьев, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.
Около 15:55 Владимир Путин открыл движение по новой трассе.
На территории Владимирской области будет функционировать шесть съездов/заездов на новую платную трассу:
- в районе села Чаадаево Муромского района с трассы 17К-2 «Муром-М-7 «Волга»;
- в районе деревни Мичково Селивановского района с трассы 17Н-7 на Меленки;
- в районе деревни Жуковка Судогодского района с трассы 17Н-9 из Судогды в Красное Эхо;
- в районе деревни Захарово Судогодского района с трассы Р-132 «Золотое Кольцо»;
- в районе микрорайона Энергетик с трассы М-7 «Волга»;
- в районе деревни Новые Омутищи Петушинского района с трассы М-7 «Волга».
После повышения тарифов «Автодором» в сентябре этого года, поездка от Москвы до Владимира по платной скоростной трассе М-12 (156 километров) обойдется владельцу легкового автомобиля в 1 399 рублей — 8,9 рубля за километр. Путь от Владимира до Арзамаса для легковых машин будет стоить — 1 422 рубля. За поездку от Мурома до Владимира придется выложить 741 рубль, а от Мурома до Москвы — 2 140 рублей.
Путь из Москвы до Владимира по новой трассе займет около 2 часов. Разрешенная скорость движения на М-12 - до 110 км/ч, но на некоторых участках возможно повышение разрешенного порога скорости до 120–140 км/ч.
ИСТОРИИ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОБАНА М-12
Жители Владимирской области проекты первых трассировок автобана из Москвы в Казань увидели в апреле 2019 года. Планы провести 4-полосную трассу по пойменным лугам реки Клязьма, по лесам Гослесфонда и по населенным пунктам не устроили многих владимирцев. Народное сопротивление жителей деревни Гридино и других селений Судогодского и Собинского районов, а также города Радужный, продолжалось больше года — с весны 2019 по лето 2020 года. Трассировка М-12 под Радужным была изменена: автобан полотно приблизили к Владимиру и к Южной объездной, к Улыбышевскому кладбищу, а также к микрорайону Мостострой и поселку станции Улыбышево, что вызвало новую волну недовольства местных жителей. Другими точками напряжения во Владимирской области, где население пыталось изменить маршрут М-12, были населенные пункты и садовые товарищества под Покровом и Петушками, под Судогдой и Муромом.
В начале 2021 года рабочие уже начали готовить для трассы коридор и возводить насыпи. В марте того же года прошли публичные обсуждения проектов трассы. Всего под пилу строителей автобана попало более 1 300 гектаров владимирских лесов. Компенсационные посадки леса начались в 2021 году и продолжились в 2022 году. В рамках строительства М-12 выдали десятки лицензий на добычу строительных песков в Петушинском, Собинском, Судогодском и Муромском районах.
Массовый набор рабочих для строительства трассы М-12 спровоцировал отток специалистов, в первую очередь водителей, что привело, например, к дефициту шоферов на общественном транспорте. Много шума возникло из-за кладбища города Владимира и Улыбышевского карьера. Трасса М-12 задевала их краем. Под автобан изъяли 2,5 гектара новой части городского кладбища, что привело к уменьшению расчетной емкости некрополя на 13 тысяч могил. 30-метровый участок на юго-западной оконечности Улыбышевского карьера был засыпан.
В августе 2021 года объявили, что на трассе уложен первый километр «пробного асфальта». Это произошло в районе деревни Мичково Малышевского сельского поселения Селивановского района. Основной этап асфальтирования трассы началась в 2022 году. Муромский вантовый мост через реку Ока начал строиться летом 2021 года, асфальтирование его завершилось в августе 2023 года.
Для оперативного обеспечения строительства М-12 асфальтом и бетоном вблизи трассы появились специальные заводы. В 2022 году на автобане начали возводить многофункциональные зоны для отдыха водителей и логистические центры.
На протяжении 2021-2023 годов в створе автобана шли охранные археологические раскопки. На территории Владимирской области было обнаружено 9 новых археологических памятников, в четырех из них были сделаны уникальные находки: селища Чаадаево 1, Чаадаево 5, Катышево 1 (Муромский район), Столбищи 1 (Собинский район).
Авральный режим работы из-за сжатых сроков строительства автобана имел ряд негативных последствий. В первую очередь это касалось ситуации с дорогами общего пользования в Петушинском районе. Тяжелая техника, в нарушении договоренностей, двигалась по несанкционированным маршрутам и парковалась в несанкционированных местах, скоростной режим и другие нормы ПДД нарушались. Процесс приведения в порядок разбитых строителями М-12 местных дорог толком наладился только в 2023 годах.
Цена строительства М-12 на протяжении всего строительства постоянно росла: за несколько лет она выросла на 300 миллиардов. В начале 2023 года стоимость автобана уже превышала 900 миллиардов рублей.
На открытии части первого этапа автобана в декабре 2022 года объявили, что полное название платной федеральной автомобильной трассы будет - М-12 «Восток».
Следующий участок дороги от Арзамаса до Казани должны открыть в декабре 2023 года. В 2024 году трассу собираются продлить до Екатеринбурга. Проект продления автобана до Тюмени в настоящее время прорабатывается, часть этого отрезка планируется построить в 2024-25 годах.