Правительственный фонд ДОМ.РФ и КБ Стрелка представили стратегию пространственного развития Суздаля. Мастер-план определит вектор развития города минимум до 2030 года. Первоочередное внимание разработчики уделили экономической составляющей: сейчас у города практически нет бюджета развития, что негативно отражается на туристической привлекательности.
Суздаль с его памятниками архитектуры из Всемирного наследия ЮНЕСКО способен быть мировым туристическим центром, как Брюгге или Флоренция, считает партнер КБ Стрелка Григорий Ревзин, однако окружающее пространство находится на уровне типичного российского райцентра, возведенного по советским лекалам. Между тем, как отмечает Ревзин, тенденции в туризме последних лет поменялись. Если раньше все путешествия проходили по принципу «приехал – увидел – восхитился – уехал», то сейчас города не отделяют от достопримечательностей, а воспринимают как единое целое.
Экономика
У Суздаля нет средств на развитие и городских пространств. С каждых 100 рублей, потраченных туристами, городская казна получает только 7 копеек. Годовой бюджет Суздаля – примерно 100 миллионов рублей. Большая часть из них тратится на оплату коммунальных услуг и социальные выплаты. По оценкам сити-менеджера Сергея Сахарова, после всех обязательных платежей, у города остается 13-15 миллионов рублей, которых едва хватает для поддержания инфраструктуры.
Стратегия призвана создать такие условия, в которых туристы оставались бы минимум на три дня. Сейчас, согласно исследованиям КБ Стрелка, до 70% всех туристов приезжают в Суздаль на один день. Получается замкнутый круг: город не может работать над средой, потому что не хватает денег, так как среда не располагает к тому, чтобы их тратить. Внедрение финансовой модели, предложенной разработчиками, позволит уже к 2024 году пополнять городскую казну дополнительно на 138 миллионов рублей. Это та сумма, с которой «вполне можно благоустраивать, содержать и строить самостоятельно», считает суздальский сити-менеджер Сергей Сахаров:
«Сейчас Суздаль – это городское поселение. В финансовой модели, которая предложена КБ Стрелка есть переход от городского поселения к городскому округу. Это существенно улучшает саму модель городского существования примерно на 60 миллионов рублей. Также новые истории, которые мы совместно с ДОМ.РФ добавились от правительства России, чтобы в малые исторические города пришли новые неналоговые поступления, будь то туристический сбор.
Сегодня мы понимаем, что с билета, который турист купил, чтобы посетить, например, Спасо-Евфимиев монастырь, мы ничего не имеем, это правда. С музея-заповедника мы не получаем ничего, включая земельный налог – он освобожден от его уплаты. Если бы три музейных комплекса в Суздале [кремль, Музей деревянного зодчества и Спасо-Евфимиев монастырь] платили по ставке средней школы или больницы, мы бы получали дополнительно еще 7 миллионов рублей.
Мы предлагали правительству России, Государственной думе и Совету Федерации, чтобы с 2021 года тот самый туристический сбор, который был обкатан на четырех субъектах РФ, пришел к нам. Он придет. И это будет сумма порядка 60 миллионов рублей, которая, начиная с 2021-2022 годов, должна входить в бюджет муниципального образования город Суздаль».
Инфраструктура
2024 год – неслучайная отсечка. Основная масса изменений, предусмотренная стратегией пространственного развития, рассчитана как этап подготовки к 1000-летию Суздаля, когда город будет получать деньги на развитие из федерального бюджета. В ближайшие четыре года будут восстановлены более половины всех объектов храмовой архитектуры (включая Кремль, Спасо-Евфимиев монастырь, колокольню Ризоположенского монастыря), у города появится собственный дизайн-код и новые общественные пространства.
Мастер-план делит город на три условные исторические зоны: древнерусскую XII-XVI веков, торгово-купеческую XVI-XIX веков и современную 1970-2020-х годов. Каждая из них подразумевает свой набор преобразований. Развитие древнерусской части предполагает обустройство пешеходных маршрутов вдоль реки Каменки и по историческим земляным валам, развитие слобод, реактивацию пешеходной жизни центра и главной площади города.
Самые масштабные и сложные преобразования затронут купеческую зону. Сейчас 30% площадей вокруг торговых рядов занимают различные административные ведомства и городские службы. КБ Стрелка предлагает перенести прокуратуру, полицию, пожарную часть в другие районы Суздаля, освободив исторические постройки и заново раскрыв их потенциал.
В современной части укрепят ось развития вдоль бульвара Всполье и изменят подход к освоению пространства. За основу взят стандарт комплексного развития территории. Он предполагает отказ от советских принципов застройки в пользу функционального разнообразия территорий, транспортных маршрутов, планировки жилья.
Предусмотрено строительство новой школы и нового учебного корпуса колледжа, пересмотр образовательных программ, условия для привлечения в город врачей. Последнее особенно важно, ведь по наблюдениям КБ Стрелка медицинская инфраструктура Суздаля изношена на 100%, а у города даже нет роддома.
Преображение городской инфраструктуры затронет и транспортную составляющую. На въездах в город предусмотрено устройство перехватывающих парковок. Не исключено, что от Вокзальной площади во Владимире до Суздаля пустят несколько шаттл-басов, расписание которых будет привязано к расписанию поездов. По задумке, автобусы доставят туристов на новую парковку в центре города неподалеку от Ризоположенского монастыря.
Будущее
Стратегии, подобной той, что разработана для Суздаля, важны, так как они позволяют увидеть глобальную цель в каждодневной рутине, замечает урбанист, автор блога «Город для людей» Аркадий Гершман. Однако у мастер-планов есть и серьезные недостатки. Из-за того, что роль таких документов никак не регламентирована, про них часто забывают. Кроме того, внедрение стратегий на практике в современной России сильно зависит от личности, считает собеседник Зебра ТВ:
«У нас все настолько увязли в текучке, что мало кто смотрит, что будет завтра-послезавтра. Когда у тебя нет какой-то большой цели, ты можешь сегодня что-то делать, завтра что-то делать, а послезавтра понять, что тебе этого делать было не нужно. Когда исполнители, мэр каждый день думает, как у меня там дорога развалится или не развалится, что с отоплением, то на прочие моменты не остается времени, внимания и сил. А здесь собралась разная команда, которая проанализировала и поняла, что есть проблемы, и что город, жители, бизнес, туристы могут получать куда больше.
Другое дело, что большая проблема наших стратегий в том, что они, как правило, завязаны на личности, то есть, сегодня мэр хороший, есть стратегия, все замечательно, а послезавтра по каким-то причинам приходит другой человек, начинается новый проект и стратегия просто обрывается, не реализуется до конца. Поэтому ни одна стратегия у нас нормально не реализуется как на уровне всей страны, так и на уровне отдельных районов».
Главное преимущество суздальской стратегии пространственного развития заключается во взгляде на все преобразования, с точки зрения экономики, говорит Гершман:
«У нас любят рисовать планы про то, как у нас будет все замечательно, считать, возможно, какие-то инвестиции и искать эти инвестиции. А потом все чешут голову, на какие деньги нам все это поддерживать. Здесь, судя по тому, что сказал мэр, на экономику особый упор, и это замечательно, потому что любое благоустройство, любое городское планирование должно быть нацелено на дополнительную монетизацию и заработок.
Города должны зарабатывать – в этом секрет их успешности. Города получают больше денег, могут больше инвестировать, растет цена недвижимости, растет бизнес, атмосфера, количество людей и так далее – и всем в итог становится хорошо. А у нас очень часто подход такой, что «дайте нам денег и отстаньте». Деньги дают, а в итоге не всегда хорошо получается. Не будем переходить на конкретные примеры, но их очень и очень много».
По мнению историка и основателя проекта «Архитектурные излишества» Павла Гнилорыбова, недостаток стратегии кроется в ее излишнем сосредоточении на ограниченном пространстве. Все преобразования и финансовые вложения направлены исключительно в город, тогда как за скобками остаются другие, заслуживающие не меньшего внимания населенные пункты Суздальского района.
«Из плюсов – реальное явное оживление жизни. Суздаль очень прочно ассоциируется с чем-то таким «а-ля рус», «клюква», день Огурца. Это нормальное осовременивание. Но лично я бы хотел, чтобы не трогали Ильинский луг, потому что он прекрасен в своей первозданности, и чуть больше работы с текстами, чуть больше работы с локальными героями. Здесь же обитало огромное количество чудаков, ремесленников, тех шукшинских людей, которые делают городом необычным.
Пока я не получил ответ на вопрос, как будут разграничены потоки массовых туристов, которых гонят дальше в Боголюбово, и путешественников, которые приехали пообщаться с местом. В целом, потенциал хороший и я рад, что Суздаль наконец-то постирает штаны, которые носились несколько десятилетий. … Я с надежной, но с некоторой тревогой смотрю в будущее – слишком много городов были разрушены туристической индустрией. С другой стороны, у Суздаля опыт-то огромный, с 1968 года. Это же первый город в СССР, где начали что-то делать, поняв, что нужно не только делать ядерные ракеты и ГЭС на Енисее».
Павел Гнилорыбов
Стоимость внедрения стратегии сейчас оценить сложно: по оценкам разработчиков, затраты сопоставимы с реализацией подобных концепций в других городах, которые недавно отмечали юбилеи со дня основания. Какие изменения произойдут в локальных нормативах и регламентах на основе стратегии также пока неясно: прежде чем приступить к их разработке необходимо, чтобы мастер-план одобрил оргкомитет по подготовке празднования 1000-летия Суздаля.
Самые яркие события дня — в инстаграме Зебра ТВ.