Уже третий год подряд, начиная с 2011-го, департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области организует в региональной столице ярмарки выходного дня. Площадки для выездной торговли местных крестьян традиционно располагаются у двух супермаркетов «Глобус» и «Бимарт» и функционируют в течение двух осенних месяцев - сентябрь и октябрь - по пятницам, субботам и воскресениям с 10 утра. На выходе получается 24 торговых дня.
По оценкам сельскохозяйственного департамента, торговля овощами идет бойко и немного замирает только в ненастные дни, как, например, случилось в этом году в субботу 6 сентября во время открытия ярмарочного сезона.
Замдиректора «крестьянского департамента Белого дома» уверяет, что руководство супермаркетов относится к соседству с сезонными ярмарками лояльно. И хотя в определенной степени селяне, продающие дешевые овощи и фрукты, представляет для них конкуренцию, крупные торговые сети идут навстречу пожеланиям областных властей и предоставляют на своих парковках бесплатные места для крестьянских машин. На площадке у «Глобуса» объемы ярмарочных продаж примерно в два раза больше, чем на сезонном рынке на парковке у «Бимарта». И это понятно - через «Глобус» и покупателей проходит больше.
Сельхоздепартамент администрации Владимирской области считает, что затея с сезонными ярмарками выходного дня достаточно эффективная, потому что с одной стороны позволяет местным аграриям найти дополнительные рынки мгновенного сбыта в пиковый период сбора урожая, а с другой стороны - у жителей есть возможность по чуть более низким ценам закупиться овощами на зиму.
Правда, чиновники вынуждены признать, что проблему реализации аграрной продукции с помощью таких ярмарок все равно не решить, скорее, это мероприятие имеет терапевтический эффект. Ведь по итогам прошлого года, например, картофеля было продано 800 тон, а всего во Владимирской области его собирают примерно 350 тысяч тонн. Получается, что с помощью выездной торговли крестьяне продали лишь 0,2% урожая картофеля.
И тем не менее, судя по прошлогодней статистике, для жителей областной столицы определенная выгода в ярмарочной торговле по выходным все-таки есть. Та же картошка в 2012 году на ярмарке стоила 6-9 рублей за килограмм, а в магазинах — 10-14 рублей. Примерно такая же пропорция обозначилась в этом году. 6 сентября на ярмарочной распродаже картофель продавали по 8-14 рублей за килограмм в зависимости от сорта, а в магазинах, по данным сельхоздепартамента, средняя цена этого корнеплода - 20 рублей за килограмм.
В Белом доме уверяют, что несмотря на упрощенную процедуру допуска селян на ярмарки, за качество продукции они спокойны. Для торговли с машин допускаются только местные фермеры или крупные СПК, а перекупщиков или желающих продать невладимирские овощи стараются отсекать.
Кроме овощей, в прошлом году достаточно бойко торговали рыбой, за ярмарочный сезон было продано почти 2,5 тонны карпа из владимирских рыбхозов. Будет ли и этой осенью на ярмарках выходного дня продаваться дешевый карп - в департаменте сельского хозяйства не уточнили.
Кураторы селян из Белого дома говорят, что рекомендовали местным властям организовывать подобные ярмарки и в других городах Владимирской области, но муниципалитеты райцентров пока не охотно откликаются на эту инициативу региональных властей, хотя места для выездной торговли есть практически везде.
Возможно, ярмарки, как и рынки, в ближайшем будущем станут лишь одним из фольклорных элементов торговли. А проблему реализации местной крестьянской продукции в промышленных масштабах будут решать за счет централизованных плодоовощных баз. О создании таких «общих котлов», куда селяне свозили бы свою продукцию, а магазины и бюджетные организации могли бы ее там централизованно закупать, говорят уже не первый год.
Новый толчок этой идее вроде бы дали в рамках продвижения акции «Покупай владимирское». Но, как пояснил первый замдиректора департамента сельского хозяйства, пока идет лишь изучение ситуации и предварительные переговоры с потенциальными инвесторами проекта.