Российский союз автостраховщиков обнародовал региональный антирейтинг по размеру присужденных страховым компаниям нестраховых выплат (накладных расходов). Их общая сумма по итогам 2017 года составила 19,5 миллиарда рублей. На ТОП-15 вошедших в рейтинг РСА регионов пришлось 60% этой суммы, - отмечает профильное издание Колёса.ру.
В сумму накладных расходов страховых компаний входят определенные судами штрафы за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего, возмещение морального вреда, оплата услуг юристов и посредников, стоимость экспертизы по определению причиненного автомобилю ущерба, которую страховщики зачастую считают завышенной, пени, госпошлины и иные, не связанные с оплатой ремонта машины траты.
За 2017 год размер таких нестраховых выплат страховщиков ОСАГО вырос на 48% - с 13,2 до 19,5 миллиарда рублей. Владимирская область замыкает ТОП-15 регионов с самыми большими выплатами. По данным РСА, во Владимирской области они составили 332,3 миллиона рублей - 1,7% от общей суммы накладных расходов страховых компаний в России.
Владимирская область попала также и в пятерку регионов с самым значительным годовым ростом накладных расходов страховщиков: + 118%.
ТОП-15 наиболее пострадавших от мошенников в ОСАГО регионов РФ по итогам 2017 года |
|||
Место | Регион РФ | Сумма накладных расходов, рублей | Доля от общей суммы накладных расходов в РФ, % |
---|---|---|---|
1 | Краснодарский край | 2 607 758 633 | 13,36 |
2 | Волгоградская область | 1 717 815 845 | 8,80 |
3 | Ростовская область | 1 335 503 741 | 6,84 |
4 | Нижегородская область | 669 901 100 | 3,43 |
5 | Татарстан | 653 191 161 | 3,35 |
6 | Свердловская область | 621 977 125 | 3,19 |
7 | Башкортостан | 601 059 254 | 3,08 |
8 | Приморский край | 524 286 369 | 2,69 |
9 | Челябинская область | 499 479 441 | 2,56 |
10 | Липецкая область | 491 182 451 | 2,52 |
11 | Ставропольский край | 471 177 902 | 2,41 |
12 | Белгородская область | 435 781 946 | 2,23 |
13 | Воронежская область | 422 607 518 | 2,17 |
14 | Саратовская область | 346 540 878 | 1,78 |
15 | Владимирская область | 332 329 301 |
1,70
|
Как отмечает пресс-служба РСА, в целом выплаты страховщиков по решению суда в 2017 году выросли почти в 1,5 раза – до 37,4 млрд рублей, в том числе 17,9 млрд рублей – страховые (основное требование за ущерб от ДТП), 19,5 млрд рублей – накладные расходы. Для сравнения: в 2016 году сумма выплат через суд равнялась 26,3 млрд рублей, в том числе страховые выплаты – 13,1 млрд рублей, накладные расходы – 13,2 млрд рублей.
По версии РСА, основными способами работы недобросовестных автоюристов являются: фальсификация договоров цессии и доверенностей, фальсификация экспертизы, проведение экспертизы не по Единой методике, фальсификация ДТП, повреждений, нарушение порядка досудебной претензии - направление по почте пустых претензий, решение судов на выплату по поддельным бланкам полисов, завышение стоимости услуг и экспертизы в суде и услуг самих недобросовестных автоюристов.
РСА указывает, что, по проведённым опросам страховых компаний, не менее 80% от объема судебных взысканий не доходит до потерпевшего и оседает на банковских счетах юридических посредников. При этом союз автостраховщиков не упоминает, что случаев, когда автоюристы помогают пострадавшему в ДТП автомобилисту получить реальную, а не заниженную выплату, масса.
Известная в городе Владимире автоюрист Мария Терехова, работающая в транспортном сегменте с 2010 года, полагает, что Владимирской области «помогли» попасть в рейтинг регионов с самыми высокими для страховых компаний выплатами по накладным расходам «пришлые» юристы, перебравшиеся из соседних регионов, где их схемы перестали работать:
«Регион у нас не самый большой, но есть соседние Москва и Иваново. У нас в законодательстве есть недоработанные моменты, которые недобросовестные автоюристы изучили и пользуются. Любой житель России может подать заявление о наступлении страхового случая в любой филиал страховой компании. И если в каком-то регионе пресекается деятельность автомошенников, становится понятна их схема и в их пользу уже не взыскиваются штрафы, пени, неустойки, то они могут просто перебраться в соседнюю область, например, во Владимирскую.
Конкретно в городе Владимире почему могла повыситься печальная статистика? У нас очень странная политика страховых компаний. Я работаю со многими таксомоторными предприятиями, есть владельцы автопарков, которые сдают свои автомобили в аренду, и данная услуга пользуется популярностью. И ни продлить, ни заключить новый полис ОСАГО у нас владелец автомобиля, который будет использоваться в такси, сейчас не может официально, страховые компании отказывают в заключении договора, находятся всевозможные уловки. Сами страховые вынуждают своими действиями покупать либо дубликаты полисов, которые наводнили сейчас рынок страховых услуг, либо искать компании с непонятной репутацией».
Автоюрист Мария Терехова считает, что политика страховых компаний, направленная на минимизацию страховых выплат клиентам, и поправки в законодательство провоцируют автовладельцев пользоваться услугами автоюристов, которых РСА записывает в мошенники:
«Платили бы страховые компании те суммы, на которые человек мог бы восстановить свое транспортное средство, и вопросов бы никаких не было. У нас сейчас очень много вопросов к изменениям в законе, к разъяснениям по применению закона. Например, почему я не могу, застраховав свою ответственность, получить возмещение со своей страховой компании в случае, если у виновника отсутствует полис ОСАГО? Для чего тогда существует РСА? Российский союз автостраховщиков оплачивает в этом случае только вред здоровью. А почему добросовестные автовладельцы, сраховавшиеся в данной компании 10 лет, не можем рассчитывать на полное возмещение ущерба? Возможно, это тоже увеличило появление дубликатов полисов и всевозможных схем.
У меня самой, например, большие проблемы с заключением полиса ОСАГО. Я законопослушный гражданин не могу продлить ни один полис ни на одну свою машину в связи с тем, что я якобы работаю против страховых компаний. Я в черном списке и, думаю, что не я одна. Нас поставили в такие условия, что приходится прибегать к помощи их сайтов, которые работают очень криво и оформить этот Е-полис в электронном виде практически невозможно. Я думаю, тут надо смотреть шире — не только на то, как действую так называемые мошенники-автоюристы, или, как их назвали, посредники, но и на то, как ухищряются сами страховые компании. Возьмите рейтинги страховых компаний — у нас никто не бедствует. Так что любое действие рождает противодействие, страховые компании работают по-своему, а автоюристы - своими методами».