Вице-губернатор по социальной политике Михаил Колков, который курирует систему здравоохранения Владимирской области, 16 ноября провел встречу с сотрудниками роддома №2 города Владимира, где, по мнению облздрава,«сохраняется накаленная ситуация в связи с грядущим уходом с должности главного врача Ирины Кирюхиной». Михаил Колков встретится с медицинским персоналом родильного дома, чтобы «снизить градус общественного беспокойства».
В конференц-зале роддома №2 собралось порядка 70 человек, включая персонал роддома и руководителей других медицинских учреждений Владимирской области. Среди пришедших защищать Ирину Кирюхину от необходимости уйти в отставку были президент Врачебной Палаты Владимирской области Анатолий Ильин, заместитель председателя ЗакСобрания Владимирской области Ольга Хохлова, главврач детской городской больницы №1 Татьяна Максимова и главврач городской больницы №4 Владимир Савинов.
На стенах конференц-зала были развешены плакаты: «Не дадим разрушить Владимирское акушерство!», «Заказная травля!», «Медицина вне политики!» и «Руки прочь от Владимирской медицины!». По сути, встреча с социальным вице-губернатором для работников роддома и стала тем митингом, который медики собирались устроить 15 ноября у владимирского Белого дома, но не смогли выйти на улицу из-за юридической неграмотности при подаче уведомления в мэрию города Владимира.
Вице-губернатор Колков подчеркнуто назвал семью Кирюхиных «династией», а Сергея Плаксина, который указал прокуратуре на наличие возможного конфликта интересов в этой династии, - «известным общественником». Вице-губернатор заявил, что решение об увольнении Ирина Кирюхина приняла в конце сентября, и объяснил работникам роддома, что у семейства Кирюхиных было не так уж много вариантов для устранения конфликта интересов: увольнение одного из супругов или развод.
Колков признал, что указание прокуратуры на возможный конфликт интересов, когда муж является начальником своей жены в государственной системе, мотивированно, однако подчеркнул, что фактов, подтверждающих использование служебного положения в корыстных целях, за время работы Александра Кирюхина на посту директора облздрава не было:
«Есть понятие у юристов, обязательные требования законодательства, и оно, в частности, включает такое понятие, как конфликт интересов. Прокуратура области по обращению известного вам общественника, не будем сейчас его называть, обратила внимание на наличие возможного конфликта интересов в тех обстоятельствах, что Александр Кирюхин является директором департамента здравоохранения, а одним из учреждений, которое ему подчиняется, руководит его супруга Ирина Кирюхина. Вряд ли для кого-то этот факт в области является тайной, поскольку они в браке находятся около 43-х лет и этих обстоятельств не скрывали. Была создана комиссия по рассмотрению обращения. Я могу сказать, что по букве закона решение действительно мотивированное, с моей точки зрения.
Было принято решение, что конфликт интересов может существовать, потому что руководитель департамента определяет условия работы, награждения и так далее подведомственного учреждения — роддома №2, и здесь не исключается установление каких-либо льгот и преференций, ну и приобретение некой выгоды. Но при рассмотрении данного вопроса никаких обращений или фактов о приобретении выгод представлено не было. Исходя из служебного положения было признано, что оно фактически может рождать этот постоянный конфликт интересов.
И было отмечено, что со стороны Александра Кирюхина не были соблюдены формальные позиции, которые заключаются в уведомлении работодателя о возможном конфликте интересов, иными словами, он должен был уведомить работодателя. Именно позиция, связанная с неинформированием, явилась основанием указания на необходимость урегулирования этого конфликта.
Главное, что я хотел бы отметить: вся эта ситуация не должна бросать тень на профессиональную репутацию наших замечательных врачей. Я понимаю настрой коллектива и то обращение, которое было направлено на проведение митинга. Я полагаю, что здесь мы сможем гораздо эффективней решить эти вопросы.
Более всего мне хотелось бы, чтобы опыт этих людей как можно дольше был востребован в нашем владимирском отечественном здравоохранении. Здесь скорее есть другого рода конфликт интересов: конфликт обыденных человеческих интересов этих двух врачей, которые, несмотря ни на что, продолжают работать в своей профессии, потому что они не ушли в частную медицину, чтобы чувствовать себя в материальном плане лучше».
Сотрудники роддома №2 поинтересовались - почему за 4,5 года работы Кирюхина в должности директора департамента здравоохранения администрации Владимирской области, ему никто не подсказал, что необходимо уведомить работодателя о возможном конфликте интересов.
Руководитель государственно-правового комитета владимирского Белого дома Елена Шаломенцева ответила, что на момент назначения Кирюхина главой облздрава она ещё не занимала свою должность и не могла предупредить нарушение закона. Шаломенцева подчеркнула, что по закону именно сотрудник обязан самостоятельно уведомить работодателя о возможном конфликте интересов. Ответственность за несоблюдение закона лежит именно на сотруднике, то есть - Кирюхине, за что он и получил выговор:
Юрист роддома №2 предложила решить ситуацию неожиданным образом. Если проблема в том, что Ирина Кирюхина подчиняется своему мужу директору облздрава Александру Кирюхину, то почему бы её не переподчинить кому-либо другому, например, заместителю Кирюхина по департаменту. На возражение о том, что устав роддома не предполагает такого финта ушами, юрист ответила, что в устав можно внести изменения.
Елена Шаломенцева категорично заявила, что учредитель и собственник роддома №2 -областная администрация, а полномочия учредителя осуществляет департамент здравоохранения в лице его директора. Поэтому выкрутасы с переподчинением Кирюхиной не пройдут.
Отдельной темой стала травля семейства Кирюхиных в средствах массовой информации. Юрист роддома №2 заявила, что комментарии к публикациям в СМИ имеют «очень нехороший характер, который выводит весь коллектив из баланса»:
Вице-губернатор Колков посоветовал медикам обращаться в правоохранительные органы по поводу нелестных комментариев, но напомнил, что журналисты не несут ответственности за комментарии аудитории к своим материалам.
Коллектив роддома №2 со слезами на глазах увещевал власти Владимирской области оставить им любимого руководителя. Чтобы продемонстрировать свою солидарность с начальством, сотрудники даже в едином порыве подняли руки.
ЗАЩИТА КИРЮХИНА
Поддержку выразили не только Ирине Кирюхиной, но и ее мужу. Главный инженер роддома№2 отметила:
Линию по поддержке Александра Кирюхина продолжила зампред ЗакСобрания Ольга Хохлова. Она напомнила, что законодатели поддержали назначение Александра Кирюхина и региональное здравоохранение под его руководством стало развиваться стабильно. Хохлова не забыла снять ответственность с ЗакСобрания, отметив, что ситуация с конфликтом интересов сложилась из-за федерального законодательства, а не регионального.
Бывший начальник управления здравоохранения администрации города Владимира, а ныне главврач городской больницы №4 Владимир Савинов заявил, что благодаря Кирюхину в регион приходят новые медицинские кадры, а больницы закупают современное оборудование.
Савинов выразил готовность «по-мужски сразиться где-нибудь и в чём-нибудь» с тем, кто оскорбляет в комментариях к материалам в СМИ его руководителя Александра Кирюхина.
А президент Врачебной Палаты Владимирской области Анатолий Ильин усмотрел в истории с конфликтом интересов политическую подоплеку:
Главврач детской больницы №1 города Владимира Татьяна Максимова заявила, что есть некие люди, которые нацелены не лично на Ирину Кирюхину, а на её мужа.
СЛОВО ИРИНЫ КИРЮХИНОЙ
«Я, конечно, понимаю, что вы так все отвечаете, но мы законопослушные люди, и когда встал вопрос, кто будет уходить, конечно, значимость Александра Викторовича для области более высокая. Вам спасибо, я ни за что бы не ушла. У меня ситуация вынужденная, вы должны понимать, я вас не бросаю. Хотя у меня осталось чувство несправедливости, и второе,- чувство полнейшей обиды за ту травлю, которая происходит в нашей семье. Вы знаете, что мой муж лежит в больнице, что ему плохо с сердцем. Он никогда не подает виду, он все переживает в себе, поэтому я переживаю эту ситуацию, и вообще хочу, чтобы мы оба ушли.
Наверное, уже настало время, наверное, мы очень много отдали. Мы не жили [для себя, - ред.], мы жили своей работой. Простите, что я эмоциональна, но я не могу спокойно вспоминать, что моему мужу сейчас плохо. Всей этой ситуацией руководят определенные люди, и у нас в области нет той силы, нет той власти, которая этим людям скажет: «Отвалите и сядьте куда-нибудь в норку, чтобы вас не слышали!» Почему-то нет такого. Эти люди нас травят десять лет. В 2007 году моего мужа пять раз увольняли без объяснения причин. Один раз он вышел на два часа, - и через два часа ему на стол кладут заявление об увольнении без объяснения причин. Я прошла суды, муж прошел суды. Пять лет он жил меж небом и землей в полной депрессии, я три года жила в полном прессинге. Я весь 2011 год судилась. И когда к нам пришли 36 человек, поставили столы и говорили: «Сторожа на допрос, дворника на допрос!» Почему это происходит в нашей стране, там, где мы отдали жизнь здравоохранению, где мы проработали?
Муж приходит домой, приносит рюкзак с документами, и до 12 часов ночи их пишет. Он делает перерыв в работе каких-то шесть часов, остальное — работа. Почему он коррупционер? Почему он мафиози?
Почему так много публикаций, посвященных медицине? Каждая третья страница посвящена медицине? Поэтому у меня складывается впечатление, что наша семья кому-то переходит дорогу? Люди думают, что мы мафия, раз о нас так много пишут. Вы со мной работаете, вы видите, что я ем с вами также в пищеблоке, грею свою баночку с кашей ! Я что, езжу на дорогой машине за рулем? Я что, бриллиантами увешана? Мы живем скромно!
Почему нас - двух заслуженных врачей из 35 в области, - никто не защищает? Придумали нам конфликт интересов с сыном. Сын наш без работы три месяца сидел! Сейчас он пошел менять профессию в колледж культуры, будет звукорежиссером! Дочка моя одна воспитывает троих детей без мужа, ей очень тяжело. Открыла маленькую клинику. Она дипломированный врач, у нее два высших образования! Я же не говорю про «Бебибум», которую возглавляет человек без медицинского образования.
Коллеги, поймите меня правильно, я против мужа своего не пойду, подводить я его не буду. И если стоит вопрос — он или я, конечно, будет он. Второй вопрос: если есть какая-то возможность, я не хочу уходить из роддома, я люблю свою работу, я вас люблю, если мне разрешат, если мне помогут юристы. Но если это серьезный федеральный закон, я буду уважать закон. Вы понимаете, что я законопослушный человек.
Я хочу вас всех поблагодарить за все теплые слова, которые вы сейчас сказали. Но речь сейчас идет даже не обо мне, сейчас речь идет о моем муже. Я хочу, чтоб его поддержали, потому что он болеет».
Сотрудники роддома №2 зачитали обращение в защиту главврача Ирины Кирюхиной, которое они от имени 340 человек намерены направить губернатору Владимирской области, в Генеральную прокуратуру России и президенту Путину. Оглашение каждого пункта этого обращения сопровождалось аплодисментами:
- отменить приказ директора департамента здравоохранения Владимирской области об увольнении Ирины Кирюхиной;
- попросить Ирину Кирюхину отозвать свое заявление, и найти выход оставить Ирину Кирюхину на посту главврача роддома №2;
- ограничить в СМИ число отрицательных публикаций на тему здравоохранения;
- усилить объективность отношения прокуратуры к проблемам здравоохранения;
- защитить семью Кирюхиных от травли и преследования.