11 июля в столице Владимирской области состоится открытие выставки OUT.Наружу. Специально для экспозиции в выставочное пространство на три недели превратят крытый паркинг Северных Торговых рядов. Художники, участвующие в проекте, попробовали себя в роли подглядывающих за чужой интимной жизнью, чтобы отразить в своих работах ситуации и мысли, обычно скрываемые в повседневной жизни.
«Людям свойственно любопытство и нравится подсматривать. Чем более что-то сокрыто, тем сильнее интерес. Когда мы уверены, что нас никто не видит, мы можем делать вещи, нетрадиционные в общем понимании и порой даже осуждаемые. Однако навязанные нормы поведения, образ жизни и питания, силуэты в одежде заставляют нас прятать все несоответствующие за стенами и дверями: человек подвержен стереотипам и прочно держится за правила, принятые в обществе.
Если ты мужчина — то поступай по-мужски, а женщина должна быть женственной, размер фигуры — не больше или не меньше принятого. Фото с дефектами кожи и «недостатками» проходят через фильтры, идеализируется и сама жизнь личности. В результате в соцсетях все красивы, успешны и счастливы. Как следствие, мы обретаем комплексы, так как не соответствуем тому идеалу, который сами же и придумали. Ноги короче, уши огромнее, еда жирнее, дети бездарнее, мужья безразличнее, чем у персонажей глянцевых журналов, людей из интернета, телевизора, соседей.
На выставке каждый сможет примерить на себя образ подглядывающего или стать объектом подглядывания. Возможно, вы сможете лучше понять себя, своих близких, стать искреннее и откровеннее, пересмотрите свои недостатки, увидите, что вы не одиноки в своих комплексах или фантазиях. Подсматривайте, вдохновляйтесь и будьте счастливы!», - говорится в описании собираемой экспозиции.
Куратором выставки современного искусства с пометкой «18+», организованной при поддержке Школы современного искусства и «Свободных мастерских ММОМА», является известный во Владимире маркетолог Анастасия Вавилова. Она рассказала Зебра ТВ, как ей пришла идея стать куратором и почему она решилась организовать провокационную выставку в небольшом и консервативном российском городе.
Ты впервые пробуешь себя в роли куратора, и сразу такое. Как пришла идея заняться выставкой?
На меня сильно повлиял опыт участия в организации фестиваля «Арт-субъект», который мы вместе с местными художниками пробовали делать во Владимире. Тогда я поняла, что в нашем городе нет современного искусства, а оно нужно по разным причинам.
Возьмем для примера ту же Венецию. Что там особенного? Это просто обычный город - такой же, как все. Просто туда напихали искусства. А наша деревня Выкса, в которой живет 50 тысяч людей пенсионного возраста? Но смотрите, что происходит? Туда запустили современное искусство, и она стала процветать, туда ездят толпы народу. Сначала люди будут приезжать, затем — оставаться. Я решила, чтобы современное искусство было во Владимире.
Я поняла, что я хочу как-то быть связанной с искусством, и стала искать способы. И нашла курс, который мне подошел: в московском музее современного искусства есть школа, которая называется «Свободные мастерские». Там меня учили кураторству. Весь год я моталась туда-сюда. Это не классическое обучение: мне больше взрывали мозг и как-то его направляли. Владимирская выставка - моя дипломная выставка. В музее мне все одобрили, сказали: «Все — супер. Но в музее мы это выставить не можем. Все-таки, ты студентка, а тут большая провокация. В музей ходят разные люди, мы тут и классиков показываем — слишком много людей напрягается».
Владимир довольно провинциальный город с консервативными вкусами. Он сложно реагирует на новые идеи и провокации. Как реагируют на твою идею?
На самом деле, пока 100% всех людей - только положительно. Видимо, именно это мне дает силы двигаться дальше. Но я внутренне готова к тому, что будут недовольные. Они просто сейчас затаились (смеется). Я морально с этим смирилась и уже решила для себя, что если выставка хотя бы откроется и проживет какое-то время перед тем, как мне скажут: «Закрывайте», я будут считать, что — это успех. Сейчас для меня главное — открыть и все успеть сделать. Я думаю, что все будет хорошо.
Искусство же — это не про красоту. За год обучения я это хорошо поняла. Раньше я смотрела в учебниках академических искусств: «Хороший пейзаж — это когда то, что ты видишь, и то, что на картинке получилось, должно совпадать». А оказалось, что все это не то. Я поняла, что искусство должно ковырять, давать возможность задуматься.
Самое главное, за что я действительно сейчас переживаю, что у людей во Владимире нет опыта взаимодействия с таким искусством и походов на выставки. Они могут ждать привычных им вещей, которых не будет. Что у них там в головах? Я же не знаю. И если они не прочитают аннотацию, то могут просто ходить и не понимать, что происходит.
Ты можешь с этим что-то попытаться сделать?
Да, буду стараться всеми фибрами души. Я сама каждый вечер буду проводить экскурсию по этой выставке. Я все понимаю, потому что сама живу в этом городе и еще год назад тоже ничего не понимала — а теперь готова делиться. Именно поэтому у нас, кстати, такой недорогой билет, стоимостью всего 300 рублей. Меня все спрашивают: «Почему такая цена?». Многие считают, что такие дешевые билеты могут отпугнуть людей — мол, посчитают, что раз это дешево, значит, никому не нужно. Но я хочу, чтобы было массово, поэтому костьми лягу, чтобы у нас все получилось.
На какие средства ты это делаешь? Нашла спонсоров?
Я не хочу выпрашивать денег ни у кого: я хочу просто продать билеты и сделать мероприятие, как и любое другое. Оно, как мне кажется, должно окупиться. Но так получилось, что многие втянулись и мне очень помогают. Ребятам со «Стрелецкой, 25» я могу позвонить, посоветоваться, спросить - как что лучше сделать. Они мне, например, помогли быстро настроить таргетинговую рекламу. Андрей Серан написал пост в нашу поддержку, разместил афишу и позволили нашу огромную провокационную афишу у себя в фитнес-центре разместить. Или еще пример. Прихожу я в типографию печатать афиши и спрашиваю: «Сколько стоит?». И мне неожиданного говорят: «Да, ни сколько».
А на днях, например, пришли знакомые и говорят: «Насть, давай ролик снимем». Я говорю: «Ребят, да у меня на это денег нет». А они: «Да ладно, какие деньги!». И вот сели и накидали целый список идей для ролика - надеюсь, что все получится и мы порадуем народ не пошлыми вещами, а именно по-настоящему красивыми. И вот просто пазлы складываются так, что я сейчас уже не могу назад пойти — есть ощущение, что это нужно многим.
Вообще, команда — это я. Очень мощная команда! (смеется). Но у меня есть Женька Strange Fruit, которая мне очень жутко помогает. Она художник и намного больше меня понимает в искусстве, в архитектуре. Она процентов на 80 будет отвечать за красоту, за дизайн внутри выставки — так что за это я не переживаю. Еще мне помогает Наташа Касьянова — она помогает готовить открытие. Но к нему, я думаю, надо будет отдельно подготовиться. Мы даже открываем бар на всякий случай — я закуплю вина и прям по себестоимости буду продавать его людям. Мы будем показывать фильм, и еще Наташа Касьянова какие-то очень красивые интимные стихи заготовила.
Насколько пространство парковки подходит для экспонирования искусства?
Выставка будет на парковке, и стены там вообще не приспособлены для этих целей - они могут быть, например, сырыми. Мы под каждый проект покупаем щиты и будем заново все это строить. У нас есть задумка, как мы хотим интересно построить. Приходите — все увидите.
Холст, девушки обнаженные, а перед ними натянута мешковина - грубая, жесткая мешковина, вырезаны дырки. В зависимости от того, как ты смотришь, дырки открывают какую определенную часть общей картины. Это - мужской взгляд на женщин. Конечно, можно встать так, что будешь видеть все, но художник специально сделал разные акценты.
У нас не будет пошлости. Видео, конечно, прямо на грани провокации, но пошлости нет. Художник сделал вырезку из порно, оставив только лица. Конечно, по этим лицам видно, что люди занимаются любовью. Но они красивые, а всего остального ты не видишь. И при этом он взял песню «Мы нежность, мы нежность...» - возвышенную такую и перепел ее. Здесь низкое представлено как красивое: он перепутал все напрочь и столкнул между собой. Вроде бы провокация, но когда смотришь на это минуту, две, три, то понимаешь, где ты это видел.
Будет проект — «Натуристское общение». Это американская община, они очень обособленно живут и чужих к себе не пускают. Но один раз в год, видимо, для популяризации своего образа жизни, приглашают фотографов. Наш художник жил там 12 дней, и об этом он сделал проект. Все, кто там живет — дворники, официанты, дети, приезжающие гости — ходят голые. Мы пытаемся оформить эту историю так, как будто это канадский домик.
И в противовес этому выставим проект «Шведская семья». Это интересно, потому что есть распространенный стереотип про шведскую семью. Что мы сразу представляем, когда об этом слышим? Троих взрослых людей, которые живут вместе. Фотограф случайно оказалась в Швеции и решила: «Дай-ка я проверю». И она начала просто заходить во все эти семьи знакомиться. Так у нас получился проект, в котором будет представлено 11 семей, которые на деле оказались совершенно обычными: мама, папа, дети; кто-то женат, кто-то не женат, кто-то разведен и воспитывает ребенка. То есть, в принципе, это разрушение стереотипа.
В проекте под названием «Без мужа» будут выставлены небольшие фотографии 10х15.
История такая. Девушка с ребенком уезжает каждый год на море. И через неделю муж, конечно, начинает просить: «Пришли фоточки». И так она снимала много лет, накопив большой архив. А когда она увидела сообщение о моем проекте, то тут же поняла: «Так у меня же готовый проект». Мы каждый проект как-то пытаемся преподнести. И придумали, что ее фотографии будут выставлены в домиках, которые можно будет посмотреть через лупу.
Проект «Скетчи» - этот мальчик рисует очень хорошо, но он предоставил нам скетчи. Называется это: «С кем я изменил своей любимой» - это его видение этих женщин.
Маша Лыкова представит одну картину на тему того, чем на самом деле заканчиваются женские вечеринки. Что мы обычно делаем? Везде выставляем фоточки, на которых видно, какие мы все гламурные. А на самом деле что происходит часа в три ночи? Это реальный проект про нас.
Есть проект про одиночество. Многие люди одиноки, но об этом как-то не принято говорить, все стесняются. И вот девочка-фотограф решила это показать. Здесь, например, лежащий без дела парадный лифчик, вибратор, кадры из порнофильма… И вот еще цветок! Оказывается, нужно иметь дома такой цветок и, если его хорошо поливать, у тебя все будет хорошо. Это все - элементы ее одиночества. Такой откровенный об этом рассказ.
Рома Казус не любит рисовать живых моделей. Он такой продвинутый чувак и рисует с интернета. В порнографии есть такое, что ты не просто смотришь порнофильм, следишь за происходящим через живую камеру и просишь: «сделайте то-то и то-то». И при этом наблюдаешь за тем, что они творят. А наш художник через этот сервис просит их позировать. Он представит 7 таких картин.
Не знаю, получится ли у нас воплотить именно эту идею, но каким-то образом мы это сделаем. Мы хотим подловить людей: сделать зеркало с пленкой, через которое видно других людей. Сначала ты подходишь - зеркало и зеркало: посмотрел, почесался, в носу поковырялся. А потом вдруг понимаешь, что видишь все, что происходит с другой стороны стекла. То есть, ты можешь стоять за этим зеркалом и подглядывающим быть.
Есть один экспонат, который к нам не успел доехать: пока скульптуру везли, ее выкупил московский музей мультимедиа. Скульптура мне очень нравится. Аня Лялина сделала свой слепок в натуральную величину и поставила его: хотите — трогайте. И провела интересный эксперимент: намазала его специальной краской и стала наблюдать. Скульптура была выставлена уже в нескольких городах и выяснилось, что в разных городах люди трогают ее в разных местах. То есть, это такой проект с обратной связью.
А есть проект из 20 работ, казалось бы, не имеющих никакой художественной ценности. Ничего не понятно, пока не начинаешь читать описание. А все просто: проект называется «Где бы вы хотели заняться сексом?». В нем участвовали люди из разных стран — Австралия, Италия и так далее.
Наша самая большая бомба — дипломная выставка московского музея современного искусства, которая состоит всего из четырех фотографий. Когда я заявила эту тему отреагировало сразу очень много художников. Но когда девушка Поля Бульба объяснила мне суть своего проекта, я поняла, что мне наплевать: даже если у меня больше не будет никаких работ, я сделаю выставку с ней. Девушка — художница. Она лесбиянка, у которой есть официальная подруга. Они живут теперь вместе и занимаются любовью даже во время месячных. Это редко, где принято. Но это — высший уровень доверия: когда ты посвящаешь другого в самые сокровенные моменты. Даже сейчас, когда я об этом рассказываю, у меня мурашки по коже. И она говорит: «Я, когда смотрю после этого на свои руки, то понимаю, что красивее этих узоров я ничего не видела».