Чем ознаменовался четвертый год СВО во Владимирской области?

2025 год запомнится атаками БПЛА на объекты инфраструктуры, тотальным отключением мобильного интернета, а также борьбой участников СВО и их родственников за полагающиеся от государства выплаты
СПЕЦПРОЕКТЫ Автор: 2 января, 13:02 340
Итоги 2025
Нейросетевое изображение

УСИЛЕНИЕ БЕСПИЛОТНОЙ УГРОЗЫ

На четвертом году специальной военной операции жители Владимирской области столкнулись с усилением воздушно опасности и реальными ударами, совершенными с помощью беспилотных летательных аппаратов. В 2024 году украинские дроны всего несколько раз фигурировали в местных новостях, и только как упавшие в безлюдной местности, сбитые или транзитные. В 2025 году произошло несколько таргетированных атак беспилотников по энергетической инфраструктуре или промышленным объектам региона. Точное количество сбитых над Владимирской областью БПЛА за год неизвестно, но если судить только по подтвержденным властями данным, это число исчисляется десятками. Пик сообщений об украинских дронах пришелся на май: в этом месяце губернатор Авдеев около семи раз сообщал о примерно 20 нейтрализованных или упавших в разных местах региона БПЛА.

20 апреля стало известно, что на одном из предприятий Мурома случился пожар, общая площадь возгорания составила 720 квадратных метров. Губернатор Авдеев уточнил, что причиной ЧП стало падение БПЛА. Глава Мурома Рычков заявил, что дроны были подавлены средствами радиоэлектронной борьбы, поэтому ущерб предприятию нанесён незначительный, никто из людей не пострадал. 27 мая в Муром опять прилетали дроны, в зоне их появления проводилась эвакуация жителей.

Летом правительство Владимирской области потребовало от владельцев предприятий топливно-энергетического комплекса «усилить антитеррористическую защищенность объектов» всеми доступными способами, в том числе с помощью «инженерно-технических средств». Официально власти ни разу не сообщали об атаках ВСУ на предприятия ТЭК, расположенные во Владимирской области. В то же время в социальных сетях были сведения, что якобы украинские беспилотники могли поразить инфраструктуру одного из нефтеперерабатывающих предприятий в 50 километрах от города Владимира.

31 октября беспилотники атаковали энергетическую инфраструктуру в западных пригородах Владимира. Власти заявляли, что БПЛА не достигли своей цели, но ликвидация последствий ЧП продолжалась два дня, пришлось обезвреживать неразорвавшиеся заряды. 5 ноября ночная атака на тот же энергетический объект повторилась. Оба ЧП сопровождались взрывами и пожаром. В микрорайоне Энергетик вводили транспортные ограничения, не работала детские сады и школа, учащихся приводили на дистанционное обучение.

Примерно в то же время жители Владимирской области чуть ли не каждую ночь стали получать на мобильные телефоны оповещения об угрозе атак БПЛА с призывами сохранять спокойствие, а позднее, обычно утром, сообщения об отбое беспилотной опасности. Гражданам и негосударственным СМИ публиковать и распространять фото, видео и любую информацию о пролете или падении дронов в интернете региональный оперативный штаб в марте этого года запретил. Ослушавшимся грозит штраф до 100 тысяч рублей.

И если снимать владимирцам летящий беспилотник нельзя, то спрятаться от него в ближайшее убежище нужно. Если, конечно, кто-нибудь сможет найти его. Власти Владимира и других городов совместно с управляющими компаниями в 2025 году озаботились организацией убежищ в подвалах многоэтажных жилых домов. При этом множество из этих подвалов до сих пор либо сырые, либо захламлены мусором, либо заняты коммерческими предприятиями.

ОТКЛЮЧЕНИЕ МОБИЛЬНОГО ИНТЕРНЕТА

В мае на территории региона стали впервые временно ограничивать мобильный интернет. В июне-июле в некоторых города Владимирской области, таких как Ковров или Радужный, отключения стали тотальными, в августе эта беда постигла большую часть территории региона, включая областной центр. Поначалу власти ситуацию не комментировали, а сотовые операторы заявляли, что «интернет не работает по независящим от них причинам», или что отключения производятся в рамках РЭБ (радиоэлектронной борьбы) с дронами. Люди столкнулись с невозможностью расплатиться в магазинах с интернет-эквайрингом, вызвать такси и оплатить другие услуги, забрать посылку, сориентироваться по электронной карте, посмотреть новости или социальные сети, связаться в мессенджерах. У кого дома не было кабельного интернета, остались без связи с «внешним миром».

В августе правительство Владимирской области заявило, что отключение мобильного интернета признано «эффективным в борьбе с беспилотными летательными аппаратами и обеспечивает безопасность граждан на территории региона», и что «ограничения носят временный характер и будут оперативно сняты, как только исчезнет угроза». Пока «угроза не исчезла» власти дали жителям совет пользоваться мобильным интернетом в зонах Wi-Fi и опубликовали карту с указанием 233 точек, где к нему можно бесплатно подключиться. К концу года этих точек стало больше, но полностью территорию области они не покрывают. С 5 сентября 2025 года заработали так называемые «белые» онлайн-сервисы, которыми граждане могут пользоваться даже в условиях отключений мобильного интернета. В него вошли такие ресурсы, как VK, ОК, МАХ, mail.ru, Дзен, сервисы Яндекса, маркетплейсы Ozon и Wildberries, Rutube, Авито, Госуслуги, а также сайты правительства и президента.

СУДЫ ЗА ВЫПЛАТЫ

Чаще, чем сообщения про беспилотники, в 2025 году приходили новости о волоките при назначении выплат участникам СВО и их родственникам и о том, как прокуратура вынуждена отстаивать их права.

Бойцы СВО судились с властью за деньги, обещанные при ранении. Положенное не выплачивали из-за потери одной справки, из-за банальных ошибок, из-за того, что человек участвовал в СВО в качестве добровольца в составе частной военной компании и не заключал контракт с Минобороны, и даже из-за того, что чиновник просто не поверил в тяжесть ранения. Предметом судебных разбирательств становились и земельные участки под ИЖС, которые бесплатно полагаются военнослужащим, имеющим определенные награды, и которые некоторые муниципалитеты не спешат раздавать участникам СВО. Вмешательство прокуратуры потребовалось уходящим на фронт для получения региональных выплат.

Чтобы получить выплаты за погибших или пропавших без вести бойцов, родственникам приходилось доказывать факт проживания военнослужащих во Владимирской области на момент заключения контракта или свое опекунство над ними в детском возрасте. Иногда официальные структуры просто игнорировали запросы семей, возникали сложности с получением необходимых документов из воинских частей.

Дело дошло до того, что в ноябре 2025 года, после обнародования очередной скандальной истории о волоките с выплатами «похоронных» матери бойца, вице-губернатору Владимирской области Владимиру Куимову пришлось публично признавать «ошибки коллег» из социального блока, извиняться за них и заявлять о недопустимости формального подхода. Какие действия власти предприняли, чтобы избежать ошибок, неизвестно.

СУДЫ МЕЖДУ РОДСТВЕННИКАМИ ПОГИБШИХ БОЙЦОВ

Были судебные процессы и другого рода. На них родные военнослужащих делили выплаты за погибшего участника СВО. Несколько матерей не вернувшихся с фронта бойцов смогли доказать, что их мужья после развода не интересовались жизнью своих сыновей и не имеет права на посмертные миллионы. Мать и жена одного из погибших смогли добиться того, чтобы суд исправил ошибку Минобороны и вернул им «похоронные» деньги, которые были перечислены умершему 26 лет назад отцу солдата.

Прокурорам приходилось защищать интересы детей пропавшего без вести военнослужащего, который в день отправки на СВО в пьяном виде оформил фиктивный брак, а после того как он не вернулся из боя, новая жена стала требовать по суду получения компенсационных выплат и наград. Одного жителя Александровского района осудили на 3,5 года колонии за то, что он путем махинаций с документами сумел похитить у своей знакомой часть выплаты, положенной за гибель на фронте ее сына.

Присвоить деньги участников СВО и их родственников пытались и более банальными методами: с помощью разбоя с применением насилия, убийства, телефонного мошенничества и просто краж.

ДИСКРЕДИТАЦИЯ АРМИИ И ШПИОНЫ

В 2025-м во Владимирской области продолжились судебные процессы над гражданами, не поддерживающими СВО на территории Украины.

Так, 52-летний житель Мурома был судим сразу по двум уголовным статьям и поучил 7 лет колонии за то, что «распространял недостоверную информацию об использовании ВС России, руководствуясь личной неприязнью к проводимой специальной военной операции на территории Украины». 24-летнего ковровчанина отравили в колонию на 3 года за публикацию в соцсети не менее 13 текстовых сообщений против СВО. 47-летнему владимирцу дали три года колонии за оправдание вторжения ВСУ в Курскую область в комментариях в мессенджере.

Получали владимирцы в ушедшем году штрафы и по известной статье о публичной дискредитации ВС РФ (ч.1 ст.20.3.3 КоАП РФ). Муромлянин за пацифистскую фотографию в соцсетях получил наказание в размере 40 тысяч рублей. Максимальный штраф по этой же статье – 50 тысяч рублей - получил житель Суздаля. Точное количество жителей Владимирской области, оштрафованных за критические высказывания по поводу СВО, неизвестно. Но, судя по всему, 2025 год не стал рекордным по количеству таких дел. Пик привлечения владимирцев к ответственности по статье о дискредитации армии пришелся на 2023 год. Но тогда чаще всего виновных штрафовали «по минимуму» - на 30 тысяч рублей.

В 2025 году владимирские силовики разоблачили 43-летнего жителя Мурома, который по заданию украинских кураторов фотографировал машины с наклейками в виде буквы Z и собирал сведения о гражданах, активно поддерживающих проведение специальной военной операции на территории Украины. Шпиона арестовали, судили в областном суде и назначили ему наказание в виде 5 лет колонии общего режима.

БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШАЯ СТАТИСТИКА

Сколько всего жителей Владимирской области принимают участие в специальной военной операции на территории Украины — по-прежнему неизвестно. Сколько контрактников отправились в зону боевого конфликта в 2025 году из региона ни властями, ни представителями Минобороны не озвучивалось.

Данные о том, сколько своих уроженцев Владимирская область потеряла на Украине в 2025 году, отсутствуют. Аллеи героев и Аллее Славы на городских кладбищах продолжали расширяться, в память о погибших появлялись все новые мемориальные таблички и мемориалы. Тема с кладбищами не обошлась без скандалов: осенью 2025 году на некрополе в поселке Никологоры Вязниковского района Владимирской области могилы участников СВО подверглись вандализму. А в Кольчугино женщина-инвалид не смогла на костылях прийти на могилу своего сына-военнослужащего, потому что дорога к захоронениям представляла собой грязное месиво. В дело пришлось вмешиваться прокуратуре, после чего местные власти подсыпали дорогу щебнем.

Некоторые данные известны только о владимирцах, возвратившихся из украинского плена. Около 14 раз владимирский Белый дом сообщал в 2025 году об освобождении уроженцев региона – это 24 человека. Всего с начала СВО среди попавших под обмен военнопленных оказался 41 житель Владимирской области (по крайней мере, о стольких военнослужащих региональные власти сообщали официально).

В 2024 году областные власти несколько раз увеличивали региональную выплату за подписание контракта с Минобороны. В начале 2025 года эта сумма выросла с 800 тысяч до 1 миллиона рублей, в апреле – до 1,6 миллиона, а в июле – до 2,1 миллиона. Кроме того, в прошлом году участникам СВО и их родственникам продолжали расширять льготы. Они были освобождены от платы за обучение по образовательным программам среднего профобразования, а также за проживание в общежитиях колледжей. Другой мерой поддержки стали гранты от 3 до 7 миллионов на развитие бизнеса в сфере сельского хозяйства. Были расширены льготы по транспортному налогу. В апреле губернатор Александр Авдеев издал указ, по которому проживающие во Владимирской области сотрудники «отдельных федеральных государственных органов» и члены их семей получили право на получение 750 тысяч рублей в случае ранения и 1,25 миллиона — в случае смерти или пропажи без вести на СВО.

Для ветеранов специальной военной операции из Владимирской области была запущена программа «Герои-33». Ее участники проходили обучение управленческим технологиям, командной работе, а затем прошли стажировку в госорганах. В конце обучения они должны были получить диплом о профессиональной переподготовке и войти в кадровый резерв руководителей в органах госвласти, муниципальных и иных организациях. Их дальнейшее трудоустройство в органах власти, вероятно, станет трендом наступившего 2026 года.

Правительство Владимирской области продолжило оказывать помощь воинским частям, в которых служат жители региона, а также подшефному городу Кировское Донецкой Народной Республики. На фронт отправляли грузы, сбором которых занимались общественники, бизнесмены, волонтеры, благотворительные фонды. Для нужд фронта работали десятки промышленных предприятий региона.

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.


Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie и сервисы Яндекс.Метрика и LiveInternet. Продолжая работу с сайтом, вы даете разрешение на использование cookie-файлов и согласие на обработку данных сервисами Яндекс.Метрика и LiveInternet.
Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках браузера.