Что изменилось во Владимире? Версия урбаниста Артема Чернея

Сооснователь общественного движения «Владимир будущего» по просьбе Зебра ТВ выбрал из многообразия «урбанистических» событий столицы Владимирской области ключевые — те, что с высокой долей вероятности могут определить пути развития города на годы вперед
СПЕЦПРОЕКТЫ Автор: 7 января, 11:35 3274
итоги 2024

Реконструкция аэродрома Семязино, мост через реку Клязьму с двухуровневой развязкой на площади Фрунзе, реновация привокзальной площади, мастер-план исторического центра, расширение улицы Юбилейной, дорога через парк «Дружба»… Власти будто поставили перед собой задачу за 2024 год сделать как можно больше проектов для Владимира. Если это так, то правительство Владимирской области и администрация города справились.

А было что-то кроме планов? Случалось ли нечто такое, что будет определять жизнь областного центра в среднесрочной или даже долгосрочной перспективе? Зебра ТВ попросила сооснователя общественного движения «Владимир будущего» Артема Чернея вспомнить наиболее важные события, которые произошли в региональной столице в 2024 году. Вот что, по мнению урбаниста, заслуживает отдельного внимания.

ВАЛИДАТОРЫ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

Подпись видео

В начале марта в городском общественном транспорте на четырех наименее загруженных маршрутах — троллейбусных №2, №5 и №7, автобусном №22 — появились первые валидаторы. Сегодня, по данным мэрии Владимира, ими оснащены 35 автобусов и 30 троллейбусов — приблизительно пятая часть всего подвижного состава. Наличие в салоне устройств для безналичной оплаты проезда стало обязательным требованием при закупке новых машин.

Почему это важно? Появление валидаторов — важный шаг на пути к комфортной и надежной системе пассажирских перевозок. Устройства для безналичной оплаты проезда решают проблему нехватки работников. Одновременно они экономят перевозчикам миллионы рублей, которые можно потратить, например, на повышение зарплат водителям, обновление и обслуживание автопарка, модернизацию инфраструктуры, если речь идет об электротранспорте.

Валидаторы собирают точные данные о пассажиропотоке, тщательный анализ которых позволит оптимизировать схемы маршрутов, улучшить расписание, спланировать покупку автобусов и троллейбусов. Технологичный общественный транспорт легче и быстрее адаптируется под потребности горожан. Вкупе с выделенными полосами он станет привлекательнее, сможет конкурировать с личным автомобилем, что в будущем решит проблему пробок и заторов.

ПЛАТНЫЕ УЛИЧНЫЕ ПАРКОВКИ В ЦЕНТРЕ ГОРОДА

Подпись видео

1 октября на улицах Княгининской и Никитской в тестовом режиме заработало платное парковочное пространство. Власти создали 87 парковочных мест, за стоянку на которых взимают символическую плату — 1 рубль в час. К концу декабря сеть парковок разрослась вдвое за счет улицы Девической. Платежи администрирует компания «Владикард»; обслуживанием паркингов занимается муниципальный Центр управления городскими дорогами.

Почему это важно. Платные парковки — история не про собрать побольше денег с людей, а о рациональном пользовании городским пространством и регуляции интенсивности дорожного движения. В идеале это работает так: водитель, который собирается в центр не по работе, скорее выберет общественный транспорт, чтобы не платить за несколько часов стоянки. Как итог, на дорогах меньше автомобилей: пробок нет, воздух чище, улицы тише, город краше.

Пока наиболее уязвимым местом проекта выглядит его информационное сопровождение: мы до сих пор не знаем о планах по дальнейшему развитию сети платных парковок, не видим объяснений об их пользе и диалога с бизнесом, который арендует офисы в историческом центре, не понимаем, на что потратят собранные деньги. Складывается ощущение, что эксперимент готовился второпях, из-за чего результаты могут не оправдать ожиданий.

НОВЫЕ ТРОЛЛЕЙБУСЫ

IMG_2848.JPG

В 2024 году муниципальный перевозчик «Владимирпассажиртранс» получил три новых троллейбуса: два купили городские власти (при поддержке областного бюджета), один — само предприятие с помощью инвестиционной составляющей, заложенной в тарифе на проезд общественным транспортом. Все три машины оснащены опцией автономного хода, то есть, могут какое-то время двигаться без подключения к контактной сети.

Почему это важно? Наконец-то случилось долгожданное обновление городского электротранспорта! За три года депо «Владимирпассажиртранса» увеличилось на восемь троллейбусов, это не может не радовать, однако темпов закупки новой техники недостаточно, чтобы просто поддержать на плаву самый экономичный и экологичный вид общественного транспорта. Для сравнения, за те же три года власти приобрели более 100 автобусов, газомоторных и дизельных.

Настораживают и планы мэрии по созданию над улицами Большой Московской и Вокзальной так называемого «Чистого неба». В нынешних реалиях очистка воздушного пространства от проводов и другого визуального мусора ускорит деградацию троллейбусного сообщения. Через центр Владимира проходит пять из шести троллейбусных маршрутов — трех машин с автономным ходом явно недостаточно, чтобы полностью закрыть потребность пассажиров.

ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВНОГО САДОВНИКА В СТРУКТУРЕ МЭРИИ

Подпись видео

С марта за городскую флору во Владимире отвечает конкретное должностное лицо: заместитель начальника городского управления по охране окружающей среды Ирина Кузьменко. Ее еще называют главным садовником — по аналогии с замглавы управления архитектуры и строительства, главным архитектором. Параллельно с Кузьменко сферу озеленения на областном уровне курирует новый советник вице-губернатора, дендролог Мария Васильева.

Почему это важно? Главный садовник — суперответственная должность. Деревья — ценнейшей городской ресурс, он очищают воздух, защищают от подтоплений, охлаждают пространство вокруг и экономят энергию, повышают стоимость жилья и даже снижают уровень преступности. Зеленые насаждения помогают снять умственное и физическое напряжение, справиться с тревогой и депрессией, замедляют развитие болезней Альцгеймера и Паркинсона.

Перед главным садовником, кроме обязанностей из должностной инструкции, стоит задача доказать ценность природного капитала Владимира; добиться, чтобы озеленение финансировалось не по остаточному принципу, а стало одной из важных строк расходной части бюджета. Ирине Кузьменко придется провести аудит зеленых насаждений, пересмотреть механизм компенсации за вырубку и подходы к благоустройству, заручиться поддержкой бизнеса.

В прошлом году главный садовник в основном разбирался с последствиями нашествия ясеневой златки — зачастую неблагодарной, но такой нужной работой. В 2025 году массовые вырубки зеленых насаждений на улицах продолжатся. Систему, как известно, характеризуют не ошибки, а реакция на них; как раз по тому, как Ирина Кузьменко организует замену уничтоженной флоры и можно будет судить о её профессионализме.

Со стороны пока видны лишь несколько хаотичные попытки привести городское озеленение к единому знаменателю и странная тяга к топиарным конструкциям. В то же время у города снова появилась целая организация, которая занимается исключительно зелеными насаждениями (речь об МКУ «Зеленый город»), а также адекватные проекты благоустройства вроде того, что архитектурное бюро «Коллектив» недавно предложило для Лыбедской магистрали.

ТУРИСТИЧЕСКИЙ НАЛОГ

IMG_9942 (1).JPG

Под конец года Владимирский горсовет (в других городах России местные органы представительной власти поступили так же) ввел особый сбор — туристический налог. Его будут платить владельцы гостиниц, отелей, хостелов и других средств размещения, которые включены в государственный реестр. Ставка турналога будет расти: в 2025 году она составит 1% от стоимости проживания без учета НДС, к 2029 году достигнет 5%.

Почему это важно? Введение туристического налога — сугубо федеральная история, однако эффект почувствуют, в первую очередь, муниципалитеты, которые получат дополнительные источники дохода. Механизм прост: власти и бизнес в связке привлекают туристов, чтобы заработать на них, инвестировать в инфраструктуру, заработать чуточку больше, снова вложиться в городское пространство — и так далее до бесконечности.

Однако, как и в случае с платными парковками, все еще неясно, на что будут расходовать деньги. В идеале, в первые месяцы нового года бизнес-сообщество и горожане должны увидеть детально проработанную стратегию развития туризма на следующее N-ное количество лет, благо поступления от налога можно спрогнозировать с высокой точностью: в 2025 году, например, по оценкам мэрии Владимира, турналог принесет 35 миллионов рублей.

ЗАБОРЫ В ЦЕНТРЕ ГОРОДА

Подпись видео

После небольшого перерыва во Владимире возобновили монтаж пешеходных ограждений типа «Крест». Металлические конструкции появились в самом центре города, на улице Дворянской, и уже вплотную подобрались к Золотым воротам — символу города, памятнику из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО. С помощью заборов городские службы закрыли нерегулируемый пешеходный переход около стадиона «Торпедо».

Почему это важно? «Кресты» оправдывают заботой о безопасности участников дорожного движения: заборы якобы не дают пешеходам выйти на проезжую часть где попало, то есть, риск ДТП уменьшается. На деле заборы, наоборот, повышают аварийность, мешают уборке снега, портят внешний вид улиц. Город становится менее эстетичным и удобным для человека, а это противоречит тренду на развитие туризма и создание комфортной городской среды.

КИНОСЪЕМКИ В ГОРОДСКИХ ЛОКАЦИЯХ

Прошлым летом областной центр был востребован у киноделов: в городе и окрестностях снимали криминальный сериал про девяностые «Дети перемен» (премьера состоялась в онлайн-кинотеатрах Start и Wink 21 ноября), байопик Андрея Боголюбского, ситком про полицейского, который «становится лучше», а также «вдохновляющий роуд-муви о путешествии на 1500 километров» от студии «Базелевс» с Ириной Старшенбаум и главной роли.

Почему это важно? В своих публикациях мы регулярно напоминаем: Владимир многогранен, и в этом его большое преимущество. На площади в 125 квадратных километров уживаются памятники Средневековья, жилая и промышленная застройка XIX века, грандиозные образцы советского модернизма, серые панельные кварталы. Областной центр — идеальная декорация для съемок самых разнообразных фильмов, летом мы это как раз могли наблюдать.

Что это дает? Во-первых, актерам и членам съемочных групп надо где-то жить и что-то есть — общепит и отели получат стабильный поток клиентов. Во-вторых, для кино нужны костюмеры, художники, специалисты по спецэффектам — местные креативные индустрии получат стимул к развитию. В-третьих, появление Владимира на киноэкранах привлечет новых туристов, а это дополнительные доходы бизнеса и поступления в бюджет.

Городу никогда не стать Голливудом (к слову, вообще никому и никогда не стать Голливудом), зато быть востребованным центром кинопроизводства, учитывая близость к Москве, вполне по силам. Со временем во Владимире обязательно появятся выдающиеся режиссеры и кинозвезды, чьи работы будут восхищать зрителей по всей стране. А там и до Владимирского кинофестиваля недалеко. Кажется, ради такого закрывать проезд по улицам совсем незазорно.

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.