Депутат ЗакСобрания Сергей Бирюков заявил о катастрофической ситуации с лекарственным обеспечением владимирцев

Председатель комитета ЗакСобрания Владимирской области по здравоохранению Сергей Бирюков в интервью Зебра ТВ заявил, что в срыве программы лекарственного обеспечения льготников в 2021 году можно усмотреть признаки халатности. Депутат считает, что при увеличении финансирования произошла катастрофа
СПЕЦПРОЕКТЫ Автор: 23 декабря 2021, 16:06 6698
интервью

Льготники Владимирской области не смогли получить бесплатные лекарства по 4 327 рецептам (вместе с федеральной льготой количество отсроченных рецептов составляет 4800).

4 327 рецептов были выписаны льготникам в 39 лечебных учреждениях региона. Почти половина из них — 2 037 (47,08%) приходится на 7 больниц, в каждой из которых выдали более 200 рецептов, по которым пациентам не смогли получить лекарства:

  • Городская больница Гусь-Хрустального — 559;

  • Кольчугинская Центральная районная больница — 346;

  • Киржачская районная больница — 243;

  • Судогодская Центральная районная больница — 236;

  • Ковровская Центральная районная больница — 226;

  • Клиническая больница «РЖД-Медицина», город Муром — 221;

  • Ковровская Центральная городская больница — 206.

В 2021 году только в двух больницах Владимирской области выписали льготникам менее, чем по 10 рецептов, поставленных на отложенное обслуживание: Владимирская городская больница №7 (всего 1) и Муромская городская больница №1 (всего 8).

Такие цифры Зебра ТВ предоставил председатель комитета ЗакСобрания Владимирской области по здравоохранению Сергей Бирюков (фракция «Справедливая Россия»). Он же возглавляет рабочую группу по изучению ситуацию в сфере лекарственного обеспечения.

Рабочая группа официально завершила свою работу 22 декабря, но, учитывая серьёзность ситуации, было принято решение предложить ЗакСобранию продлить её полномочия до 1 июня. Даже если депутаты не согласятся, то принятие мер по наведению порядка в сфере лекарственного обеспечения будет обсуждаться на заседаниях профильного комитета облпарламента.

В интервью Зебра ТВ Сергей Бирюков сообщил, что во Владимирской области пациенты не могут получить лекарств приблизительно на 200 миллионов рублей, и при этом на складах находится невостребованных препаратов на такую же сумму. Бирюков подчеркнул, что все запланированные на 2021 год деньги на льготные препараты израсходованы, а это значит, что Центр по осуществлению закупок для нужд системы здравоохранения Владимирской области (ранее это был аптечный склад) приобретал лекарства исходя из своих собственных представлений, без учёта потребностей пациентов. Более того, врачи часто выписывали те средства, которых в наличии нет.

Сергей Бирюков назвал ситуацию в системе лекарственного обеспечения в 2021 году катастрофой. Он объясняет это тем, что департамент здравоохранения Владимирской области, которому подчиняются все лечебные учреждения, не собрал сведения о потребностях в препаратах.

ZS5D4869_Baranov.jpg Константин Баранов

Бирюков сослался на врио вице-губернатора Константина Баранова, который на заседании рабочей группы назвал ситуацию со льготными препаратами преступлением, но ушёл от ответа на вопрос, будет ли инициировано расследование. Сергей Бирюков отметил, что, по его мнению, в этой истории можно увидеть признаки халатности, но разобраться и сделать выводы должны органы исполнительной власти.

На следующий год на бесплатные лекарства во Владимирской области запланировано потратить 2,3 миллиарда рублей. Из этой суммы 1,5 миллиарда — расходы областного бюджета, остальные деньги — по федеральным льготам и на препараты для лечения больных ковидом. Сергей Бирюков назвал эту сумму беспрецедентной, и выразил надежду, что катастрофа 2021 года не повторится.

Каковы итоги работы вашей группы?

Вчера [22 декабря] должно было состояться итоговое заседание рабочей группы по льготному лекарственному обеспечению. В ходе заседания участники [рабочей группы] услышали о том, что не всё в 2021 году было завершено по обеспечению лекарствами льготников - около 4800 рецептов находятся на отсроченном обеспечении в аптеках, [эти] лекарства, соответственно не получены пациентами. [Из них] порядка 430 федеральных, о стальные - региональные льготы.

Мы решили обратиться в Законодательное Собрание с предложением продлить срок действия рабочей группы до первого июня 2022 года. На следующее заседание департамент здравоохранения [Владимирской области] обязался представить структуру работы с отсроченными рецептами, которые не были обеспечены в 2021 году, потому что звучали-то очень разные предложения вплоть до того, что списать их окончанию срока действия, на что, естественно, участники не согласились, так как нужно качественно работать с каждым рецептом.

И [ещё] прозвучало, что большая часть этих рецептов выдана пятью медицинскими учреждениями.

4800 отсроченных рецептов - это 4800 пациентов, не получивших льготные лекарства?

Нет, неверно. Это разные цифры, мы тоже этот вопрос обсуждали. Например, один человек есть в этом списке, на которого выписано 50 разных препаратов.

Получается, что этот человек как минимум год не получал лекарства, которые ему полагаются бесплатно?

Не совсем так, но, действительно, есть такие, которые в 2021 году ни разу не были обеспечены лекарствами.

[Независимый депутат Законодательного Собрания] Сергей Казаков, например, на заседании рабочей группы обратил внимание на то, что [недавно] три с половиной тысячи [отсроченных рецептов] озвучено было губернатором. И через месяц это количество у нас ещё выросло, и прозвучало, что рост составлял до 200 рецептов в неделю в течение последнего месяца. Это ещё и новые рецепты к тому же.

А как такое вообще стало возможным?

Прозвучала очень важная информация впервые, открыто, в рамках рабочей группы, что, понятно, что у нас нет реестра [необходимых препаратов], понятно, что у нас централизованная система закупок неправильно сработала, но самое важно, что в 2021 году не был сформирован запрос ЛПУ [лечебно-профилактических учреждений] на конкретные препараты. То есть, в 2021 году у нас лечебные учреждения не обозначили свои потребности, департамент не собрал потребности в препаратах, а центр закупок покупал их исходя из каких-то своих представлений, то есть не из потребности учреждений, а по другим [критериям]. И прозвучало в том числе острое замечание от [временно] исполняющего обязанности заместителя губернатора Баранова Константина Николаевича, что это преступление. Но на уточняющий вопрос о том, будут ли у нас проводиться какие-либо меры по расследованию этого, он решил не отвечать прямо на этот вопрос.

Такое количество отложенных рецептов - это сколько в деньгах?

Около 200 миллионов. И примерно на такую же сумму у нас на складе находится лекарств, [которые сегодня не востребованы льготниками].

То есть, бюджет потратил плюс-минус 200 миллионов рублей для того, чтобы купить лекарства, которые, по большому счёту, никому не нужны?

Да, они оказались невостребованными. Возможно, они будут востребованы в следующем году, и мы сэкономим. Мы изучали, как у нас могут развиваться события в 2022 году, не повторится ли ситуация, [как в текущем]. Из наших региональных полутора миллиардов рублей на лекарства уже на 700 миллионов собраны заявки от ЛПУ, и уже половина этих средств - около 350 миллионов - расторгованы, то есть, сформированы заявки, и есть надежда, что катастрофа, которая произошла после 10 января 2021 года, не повторится.

Вы не рассматриваете возможность предложить врио губернатора Александру Авдееву что делать с этим центром закупок? Например, вернуть ему статус аптечного склада?

Обсуждался такой вариант, но… Это, в общем, централизация, которая сама по себе не является злом каким-то. Централизация, если она подкреплена какой-то связью с ЛПУ, связью с пациентами, в том числе и внедрением той самой единой цифровой платформы здравоохранения, она должна помочь. Однако, так скажем, идея вернуть главным врачам право закупать лекарства по принципу «50 на 50» всё-таки у исполнительной власти не находит понимания. В общем-то, не это главное. У нас и когда главврачи закупали лекарства, тоже были проблемы, просто они не были такими массовыми. То есть не одновременно возникали сразу по всей области, а отдельно в Собинском районе, например, но они там как-то локализовались, в том числе с помощью бюджетных средств. Пока — нет, мы не думаем о том, что нужно опять вернуть эту систему. Надо всё-таки централизовано. Ну, это, в общем-то, общий тренд.

Какие заболевания являются самыми проблемными в плане обеспечения лекарствами? Говорили, что с диабетиками разобрались?

В большей или меньшей степени. С детьми-диабетиками сохраняется проблема, потому что у нас на одном инсулине дети находятся, а этого инсулина нет. Предлагается перевести детей на другой инсулин, но это медицинская процедура, то есть это не просто взяли и перевели - где-то могут быть противопоказания, где-то может быть и ухудшение. То есть эта проблема с детьми-диабетиками остается.

С инсулинозависимыми взрослыми, насколько плоха была ситуация в марте 2021 года, такой уже нет. Более-менее все начинают получать. С астматиками тоже были проблемы, но [сейчас] жалоб на два порядка меньше. Онкология всегда является сложной категорией, потому что там дорогостоящие препараты.

На рабочей группе мы постановили, чтобы на следующем заседании департамент [здравоохранения] нам доложил структуру этих отсроченных препаратов по нозологии, потому что на этой рабочей группе они были не готовы.

Когда состоится следующее заседание рабочей группы?

Я думаю, что уже в конце января или начале февраля, то есть по готовности, как информация будет представлена, тогда я и попрошу провести заседание рабочей группы. Самое главное, что сегодня депутаты ЗакСобрания, если поддержат продолжение [деятельности] рабочей группы, то в рамках рабочей группы [мы продолжим искать пути решения проблем с лекарственным обеспечением]; а если нет, мы оговаривались: если не будет продлена рабочая группа, мы в рамках постоянного комитета [ЗакСобрания по социальной политике и здравоохранению] это все равно не оставим и заслушаем пять главврачей больниц, которые большинство отсроченных рецептов обеспечили нам, и разберемся со структурой и планом на нормализацию обеспечения отсроченных рецептов 2021 года. То есть, эта работа будет проведена в первом квартале 2022 года — это совершенно точно. В рамках рабочей группы или комитета — это не так уж и важно.

Сколько денег в бюджете следующего года предусмотрено на льготное лекарственное обеспечение?

Где распорядителем является департамент [здравоохранения Владимирской области] — это 1,5 миллиарда [рублей]. Если всего считать, на бюджетных слушаниях мы очень подробно это разбирали, то и на ковид, и на обеспечение федеральных льгот, всего получается 2 миллиарда 300 миллионов. Сумма беспрецедентная. То есть у нас суммы на обеспечение лекарствами все растут и растут, а проблема не уходит.

2021 год — это организационные проблемы. То есть кассовое исполнение [по обеспечению льготников лекарствами] по 2021 году — копеечка в копеечку. Не зря я обратил внимание, что [рецепты на] 200 миллионов [рублей] не обеспечены, и [на] 200 миллионов [рублей] лежит [лекарств] на складе. Если бы была сформирована заявка, если бы у нас был реестр льготников, если бы взаимодействие между ЛПУ было обеспечено департаментом, то получается, что у нас бы все были обеспечены льготными лекарствами.

А ваше личное мнение как человека, который занимается государственным управлением в сфере здравоохранения на профессиональной основе: кто-то должен ответить за это или нет?

Я так думаю, что, скажем так, ответить по закону… То, что признаки халатности тут есть — это правда. Как говорил один известный [французский политический] деятель [Антуан Буле де ля Мёрт] : «Это хуже, чем преступление. Это ошибка». Понятно, что наверняка это было сделано, может быть, даже и из добрых намерений, но ошибка была очень грубая. Очевидно, что она привела к такому колоссальному падению качества лечения наших пациентов. Я не готов сам лично написать в прокуратуру, допустим, или в Следственный комитет предложение расследовать это дело. Все-таки, я считаю, что исполнительная вертикаль должна разобраться в этом и дать оценку. Конечно, я лично считаю, что действительно признаки преступления присутствуют.

Вы употребили слово катастрофа...

Да. [В 2021 году в сфере обеспечения льготников Владимирской области лекарствами] была катастрофа, особенно в период с марта по июнь. Никогда такого не было. Никогда.

***

Пресс-служба ЗакСобрания распространила релиз, в котором рассказывается о заседании рабочей группы по лекарственному обеспечению.

Профильная рабочая группа при Законодательном Собрании Владимирской области провела последнее заседание в уходящем году и будет ходатайствовать о продолжении деятельности до июня 2022-го. Цель - проконтролировать выполнение мер по обеспечению льготников необходимыми лекарствами.

Заседание рабочей группы началось с доклада замдиректора департамента здравоохранения Ольги Клюевой, которая подытожила, что по программе обеспечения необходимыми лекарственными препаратами на 2021 год на сегодняшний день в аптеках региона осталось лекарств на 45,6 млн рублей по федеральной льготе и 217,4 – по региональной. Однако, при этом на так называемом «отсроченном обслуживании» остаются 4,8 тысячи рецептов - в том числе и на жизненно необходимые препараты. То есть, врачи выписали рецепты для лечения, а выдача медикаментов по этим рецептам была отсрочена на неопределенный срок. Больные не получили свои лекарства, да и срок действия рецептов уже истекает.

«Как объяснить людям, что их рецепты «сгорели»? - задал вопрос председатель профильного комитета Законодательного Собрания Сергей Бирюков, - Получается, им придётся заново их получать? Почему рецепты были отсрочены? Как быть людям, для кого лекарства жизненно необходимы - например, онкобольным, диабетикам? А что делать с оставшимися в аптеках препаратами, и почему они не востребованы?»

Вопросов у участников рабочей группы было много. Ответов на них - существенно меньше. Врио вице-губернатора области Константин Баранов, ранее возглавлявший облздрав, посетовал, что при прежнем губернаторе в здравоохранении области наступил «раскардаш». Не было никакой системы по обеспечению льготников необходимыми лекарственными препаратами.

«У меня было первое впечатление, что это саботаж. С 2019 года остаются неотвеченные жалобы людей на лекарственное обеспечение. 10 постановлений суда по этим же вопросам не исполнено - за это не критиковать, за это судить надо!», – возмутился Константин Баранов.

На самом деле, рецепты пришлось отсрочить по причине отсутствия необходимых лекарств. Почему это произошло? Потому что на 2021 год не существовало единой заявки, составленной главврачами больниц. Было неясно, что и именно и в каких объемах нужно закупить для нужд больных с учетом того, что перечень доступных лекарств утверждает федеральный центр. Вот и закупали не то, что нужно. А необходимого приобрели слишком мало.

На 2022 год такая заявка составлена. Объём закупок по этой заявке составит 700 миллионов рублей (на половину этой суммы уже подписаны договоры), а еще 700 миллионов останутся в резерве на закупки медикаментов по мере поступления новых заявок.

Участников рабочей группы эти цифры не очень впечатлили: им важно знать, как будет работать сама система и когда будут обеспечены отсроченные рецепты.

Врио вице-губернатора Константин Баранов обещал провести аудит по выдаче медучреждениями рецептов, разобраться в структуре просроченных льгот, составить перспективный план по ликвидации задолженности перед льготниками и разобраться с финансовой стороной закупок. Кроме того, он пообещал, что за новыми рецептами взамен «сгоревших» никто людей гонять не будет.

«Важно, что мы услышали, что сроков давности у этих рецептов нет, и в первом квартале следующего года по ним будет продолжена работа. Каждый должен быть обеспечен необходимым лечением, которое прописано ему согласно заболеванию. Лекарства надо ждать. У нас по кассовому исполнению 2021 год закрыт. На 2022 год собрали запросы от медицинских учреждений на 700 миллионов рублей. Половина этих средств расторгована, то есть, заявки сформированы на торги. Конечно, 700 миллионов - это не та сумма, которая, по опыту, необходима, то есть, заявки еще будут поступать. Но все-таки уже более организованно, чтобы центр закупок знал, что нужно закупать, а врачи знали, что нужно выписывать», – отметил председатель комитета по социальной политике и здравоохранению Сергей Бирюков.

В итоге на заседании рабочей группы было принято решение ходатайствовать перед Законодательным Собранием о продлении срока ее деятельности до 1 июня 2022 года. К этому времени станет понятно, насколько эффективными будут запланированные меры и возникнет ли необходимость в дополнительных.

Подпись видео Елена Утемова

Напомним, на февральском заседании ЗакСобрания тогдашний директор департамента здравоохранения Владимирской области Елена Утемова объяснила депутатам возникновение проблем с лекарственным обеспечением кадровыми трудностями в облздраве:

«Давайте мы рассмотрим ситуацию, которая складывается в управлении здравоохранением Владимирской области. За год [сменились] два директора департамента; практически за год три заместителя директора департамента сменились, которые курировали вопросы организации медицинской помощи и вопросы лекарственного обеспечения. Тяпкин Евгений Владимирович, который непосредственно курировал этот вопрос и был заместителем директора департамента с мая 2020 года, уволился 11 января 2021 года. Фактически на текущий момент в департаменте здравоохранения нет ни одного зама-лечебника.

Вчера [24 февраля] у нас уволилась начальник отдела организации медицинской помощи, а 4 марта у нас увольняется начальник отдела лекарственного обеспечения и фармацевтической деятельности. Вот расклады, которые на сегодняшний день есть в департаменте здравоохранения, поэтому всё возможное, то, что есть, вот силами департамента и силами центра по осуществлению закупочной деятельности, мы сегодня делаем. Мы привлекли сотрудников медицинских организаций города Владимира в том числе провизоров, фармацевтов, которые нам помогают в осуществлении этой работы - прежде всего на аптечном складе по региональной льготе».

Утемова уволилась с должности директора департамента здравоохранения 19 марта 2021 года. В своём прощальном заявлении она упомянула саботаж на аптечном складе, который сыграл свою роль в коллапсе льготного лекарственного обеспечения:

«Мне больно за эту ситуацию. Вряд ли ее можно объяснить одним предложением. Дефицит финансовых средств на конец года в рамках льготного обеспечения, потому что в приоритете, безусловно, были мероприятия, направленные на борьбу с ковидом, задержка с проведением торгов, сложность процедуры контрактации, задержки с поставкой препаратом, все сошлось. Мы с коллегами из департамента сделали все, чтобы минимизировать для людей последствия не должной организации работы, а порой и саботажа на областном аптечном складе (иначе не могу это назвать), и много льготников вопреки всем обстоятельствам получили необходимые лекарства в первом квартале».
Подпись видео Ирина Тулякова

На мартовском заседании ЗакСобрания (уже после увольнения Утемовой) председатель Счётной палаты Владимирской области Ирина Тулякова выразила своё мнение, назвав передачу полномочий по приобретению льготных лекарств Центру по осуществлению закупок для нужд системы здравоохранения (бывшему региональному аптечному складу) «непродуманным и несвоевременным управленческим решением».

Самые яркие события дня — в инстаграме Зебра ТВ.