«Если заповеднику – “нет”, тогда М-12 — “да”». Вице-губернатор Байер рассказал о пользе от платного автобана и о «кукловодах» протестов

Вице-губернатор Александр Байер уверен, что если федеральная трасса М-12 пройдёт мимо Владимирской области, то о прорыве в экономическом развитии региона можно будет забыть. Он считает, что за акциями протеста против строительства автодороги стоят «кукловоды»
СПЕЦПРОЕКТЫ Автор: 5 марта 2020, 15:10 8552
Интервью. Часть 2

2 марта врио вице-губернатора Владимирской области Александр Байер подал заявление об увольнении по собственному желанию. Это произошло после того, как 28 февраля ЗакСобрание отказалось утверждать его в должности. Байер считает, что без согласования депутатским корпусом работать невозможно.

После подачи прошения об отставке Александр Байер дал большое интервью Зебра ТВ, которое редакция разбила на три части - в первом фрагменте речь идет о владимирских традициях устройства власти и кадровом голоде. Во второй части Александр Байер рассказывает о том, что потеряет Владимирская область, если федеральная трасса М-12 пройдет через другой регион.

***

По вопросу строительства федеральной трассы М-12 на 16 марта назначено экспертное совещание. Его будете проводить вы?

Я готов. Если доверит губернатор, то буду проводить. Я еще работаю.

Что происходит с М-12? Что вы думаете о протестных настроениях? Как руководство области участвует в урегулировании трений между дорожниками и жителями? Насколько претензии людей имеют под собой основание? Возможен ли компромисс? Возможно ли проложить дорогу с учетом мнения всех сторон? И какая польза от автобана, учитывая, что на трассу в черте Владимирской области будет всего несколько заездов?

Я хотел прокомментировать от общего к частному, но услышал про «съезды-заезды», поэтому придется с них и начать. Это дорога первой категории. Это значит, что ни одного пересечения с ней не должно быть в одном уровне - только разные уровни, когда каждый съезд становится развязкой стоимостью в сотни миллионов рублей. Все-таки это народные деньги, федеральный бюджет. Тут надо не цинично к этому относиться, а говорить об эффективности расходования этих средств.

Мне нравится, что мы посчитали, что у нас съездов недостаточно, но мы продолжаем протестовать против прохождения трассы. А если ее уведут на юг, например, в Рязанскую область, поскольку владимирцы - гордый и несговорчивый народ? Тогда эта трасса спокойно выйдет не через Муром в Навашино Нижегородской области, а, например, через Касимов выйдет в Воскресенск или под Саров - в той же трассировке.

Считал, считаю и буду считать, что дорога федерального масштаба, межгосударственная – это честь для любого региона. С этого надо начинать. Мы говорим о том проекте, который может лет на 100 изменить облик губернии. Татарстан прикладывал максимальные усилия и сделал все, чтобы эта дорога прошла по его территории — там она делает странный такой крюк прямо около Канаша и уходит на Оренбург. Они понимают прекрасно, что от этого потом зависит все – демография, экономика, интерес к региону. Нижегородская губерния уже все согласовала, у них нет таких протестов, как у нас. Конечно, недовольные и у соседей есть, но там просто элита об этом мыслит, соответствующие делает выводы. Вот, позиция, которую я высказывал до этого и высказываю сейчас. Вначале надо понять, это благо для области целиком.

XXII-9858.jpg

Почему людям это не могут объяснить?

Я людям это объяснял несколько раз, они не хотят слышать. Во-первых, давайте определимся, а кто «они» - люди, устраивающие протесты? Когда сход происходит в Судогодском районе, а там стоят автобусы, которые привезли людей с Собинского района, и на вопрос «Что вы здесь делаете?», они говорят: «Мы приехали поддержать людей с соседского района». Но у них-то все нормально. «Но мы приехали поддержать, потому что, наверно, у нас такая же проблема».

Трассировка №1, предложенная Автодором, и, по их словам, самая эффективная с точки зрения денежных вложений, с точки зрения скоростного режима на будущей трассе 130 километров в час, на минуточку, это трассировка через населенный пункт Гридино Судогодского района.

Конечно же, я не поверил, когда увидел первые протесты. Я спокойно сел в машину и сам поехал гулять на местности. И что мы увидели? Семь домов, один из них новой постройки, остальные - даже не двухэтажные. Более того, у меня же были списки проживающих в этих семи домах. Так, они-то не выходят на протесты.

Конечно, мы сразу вмешались в ситуацию. Я попросил Автодор не мыслить семью домами под снос в Гридино, а мыслить десятью домами, потому что те три дома, которые не в трассировке, практически, к телу дороги будут примыкать. Это тоже станет проблемой для людей. Вот я живу-живу и вдруг меня не расселили, в то же время я попал под срез тела дороги. В Автодоре согласились с этим доводом.

Хоть кто-то из участников протеста спросил, на каких основаниях и на каком законодательстве, с какими подходами будет идти расселение? Вы присутствовали, по-моему, в зале на расширенных совещаниях предпоследний и последний раз, я зрительно помню. Вы слышали, что были сплошные лозунги и сплошной демарш - не было конструктивной позиции. Более того, когда уже проходили последние заседания примирительной комиссии, назовем ее так, недовольные между собой переругались.

Мы начали смотреть другие трассировки. Надо отдать должное руководителю Автодора Вячеславу Петушенко и его команде. Они спокойно, системно рассматривали еще шесть вариантов трассировки - тратили на это время и показывали, почему тот или иной лучше или хуже.

Уверяю вас, когда речь идет о таком инфраструктурном проекте, всегда будут пострадавшие, всегда будут недовольные. Для этого существует целый федеральный закон о компенсации, который должен был заработать и заработает в случае реализации этого инвестпроекта.

XXII-9909.jpg

Сейчас, наверно, трудно говорить о конкретных размерах компенсаций, но мы можем говорить о том, удовлетворят ли они людей?

Автодор конкретно заявил губернатору Владимирской области Владимиру Сипягину, что они не просто компенсируют жителям отчужденное имущество, они готовы войти в проект, а мы должны им организовать эту деятельность, пока будет строиться трасса, выстроить коттеджный поселок там, где решат люди. Каждому дать квадратных метров и земли больше, чем у него было. Это будет жильё нового качества под ключ со всеми коммуникациями.

Это будет не в плане законодательства по принципу «метр в метр», а добрая воля Автодора?

Да. Мы хотим это сделать эксклюзивно. Есть законом обеспеченные моменты, а есть наши инициативы, и у Автодора возникают инициативы.

А когда встал вопрос о якобы уничтожении школы в Гридино, я опять не поленился - связался с департаментом образования, поехали смотреть на эту школу. А школы-то нет. Там библиотека и местная администрация, а сама школа закрыта и переведена в здание рядом. Там 43 учащихся. О какой школе крик-то был? Но даже здесь мы найдем варианты. Мало того, что там 600-700 метров получилось от предполагаемой трассы, а не 300, как утверждают недовольные, мы подняли квадрокоптер, все померили. Все это мы говорили в зале на встречах с общественностью, но просто никто не хочет слушать. Все - покупатели негатива, людям нравится этот негатив.

Хочу отметить, что на наших совещаниях во Владимире присутствовал руководитель Автодора Вячеслав Петушенко. Это не так часто бывает, поверьте. У него за спиной строительство федеральных трасс М-4 и М-11, то есть - это дорожник федерального масштаба.

Я переживал, что сейчас возьмут и нарисуют трассировку на юг, и всё. Когда такие инфраструктурные амбиции покидают область, у области потом судьба от них начинает зависеть, потому что там, где инфраструктура, там развитие, а где нет инфраструктуры, в лучше случае - заказник или заповедник. То есть, понимаете, нельзя в угоду московским дачникам заворачивать судьбу Владимирской области.

XXI век, да? А в XIX веке говорили про Россию, что у нее две напасти – дураки и дороги. Так вот мы говорим о том, чтобы дорога появилась, но есть мнение, что она не нужна. Ну как же не нужна? Если взять амбиции губернатора по Северному обходу города Владимира, вопрос практически решен на федеральном уровне. Владимир Сипягин это сделал. Его проложат от развязки М-7 перед Энергетиком, где на Южный объезд уходит дорога. Северный обход перенесёт вас на объездную Суздаля, мы полностью уберём трафик с Пекинки, мы освободим Суздальскую дорогу. И все это планируется передать, уже договоренность есть с Росавтодором, в нашу областную дорожную сеть. И тут ещё вот так М-12 провести. Да это же сказочный логистический центр получается. Никто, даже Ярославль, не сможет с ним тягаться, подумайте хотя бы об этом. Вот это хочется сказать, и мы это говорили несколько раз. Это такие амбиции и возможности, от которых, извините, мурашки по коже идут. Назовите мне где-нибудь в Центральном федеральном округе такой город, который может это все получить?

Иваново получило объездную, так они поблагодарили правительство. Они как раз едут по Пекинке и по Суздальскому, потому что там дорога появилась. Уже Кострома через нас поехала. Скоро Ярославль будет не по Ярославке ехать - там сплошные пробки, а именно через нас. Это повышение транспортной доступности. 100 тысяч автомобилей трафик в пике по М-7, при расчетной пропускной способности порядка 30 тысяч. Поэтому, конечно, невозможно ехать. У М-12 запланирована расчетная пропускная способность в 70 тысяч автомобилей в сутки. Даже если они с М-7 весь трафик поровну разделят - за полтора часа мы будем на МКАДе. И самое интересное – это не лозунги, а гарантировано. Это значит, что я в Домодедово могу спокойно выехать за два часа и успею на рейс, если только на МКАДе чего-нибудь не произойдет. И эти аргументы почему-то не поднимаются нигде, хотя это проговорено с общественностью. Говорили неоднократно, показывали, представители Автодора всё объясняли.

Кроме этого, непонятно, как можно построить протестное настроение в локальной точке с интересами нескольких физических лиц, а интересом региона, в котором почти полтора миллиона население, просто пренебречь?

XXII-9906.jpg

Всегда будут недовольные. Нужно говорить о механизме компенсаций, и о том, что дорога важна. Её протяжённость составит 9 тысяч 200 километров. Из второй страны мира - Китая, беря во внимание М-11, она дойдёт до Санкт-Петербурга, а дальше мы уходим на запад - в Польшу или Германию, или даже в Финляндию. То есть, это транзитная история, по которой через нас в Европу будут идти китайские товары. Именно это оговорено в правительственном соглашении. Это новые фуры, новые заправочные комплексы, полная инфраструктура поддержания дороги.

Противники трассы говорят: «Они же просто транзитом мимо пойдут». Простите, а логистические центры где будут строить? Вы понимаете, сколько стоит земля в Московской области, и сколько она стоит, например, в Судогодском районе? А это рабочие места.

Я как-то позволил себе при обсуждении трассировки М-12 с общественностью рассказать одну историю, которая как-то произошла при обсуждении одного проекта застройки, когда один человек сказал так: «Я привык на охоту ездить в лифте. Я выхожу из подъезда, сразу передергиваю ружьё, и уже дичь бежит, а вы мне тут собрались строить чего-то». И это - в черте города. Да, и такое мнение бывает, что «уберите от меня стройку, потому что я один в глуши живу». Я это понимаю, но инфраструктура же тоже должна быть в области.

А теперь интересный момент, связанный с федеральной идеей заповедника, затрагивающего территории трёх районов Владимирской области. И здесь население против. Все говорят о том, что «вы, власть, быстрее вставайте на нашу сторону, выскажитесь против этого, нам это не надо, мы развитая область». Ещё звучат такие высказывания: «Зачем вдруг нечаянно из нас заповедник собираются сделать? А как же инвестиции? Там же все будет ограниченно - и застройка, и промышленность, и инфраструктура, если это будет заповедник, тем более федеральный».

Я не понял в этот момент владимирцев. Как можно М-12 считать недопроектом? Если М-12 уберете из Владимирской области, тогда получите заповедник. Если заповеднику – «нет», тогда М-12 должно быть сказано «да». Хоть немножко логика должна работать? Нет, она не работает.

В итоге у нас два протеста с полностью противофазным движением, и я начинаю думать, что это просто «кукловоды» какие-то управляют людьми, и я говорил об этом губернатору. Потому что я не понимаю таких протестов, это не народная мысль, я не верю в это, так как народ мудрый, он не может расположиться просто в противофазе. Получается, что по итогам всех протестов вопрос стоит так: во Владимирской области должно остаться 200 тысяч жителей, и тогда мы превратимся в заповедник, или во Владимирской области должны проживать два с половиной миллиона человек, чтобы мы стали развитым регионом? Где тренд?

Вот мы говорим «“магниты” и “пылесосы” работают - Нижний и Москва забирает всех». А давайте заповедник посреди Владимирской области сделаем, ещё дорогу уберем, что дальше будет? Одним только Суздалем Владимирскую область не сделаешь сверхпривлекательной для туристов, так же как и одним Ковровом экономически не поднимешься. Вот такие мысли здесь в кабинете витали, когда шли все совещания по перспективам строительства М-12.

Я не мог позволить ситуации разворачиваться в неконструктиве. Я сам люблю озера и леса. Вы посмотрите на страну. Неужели нам мало территорий? Нам предки оставили самое главное – землю. Ни у кого больше ее нет в таких количествах. Вдруг нечаянно мы начинаем из-за 10 домов думать - строить нам международную инфраструктурную трассу или нет? Неужели больше других мест нет для того, чтобы сесть спокойно, на рыбалку сходить, белку пощекотать, грибы- ягоды пособирать, хреновуху, извините, сделать, и клюквянку настоять?

СОГЛАСИЕ НА ИНТЕРВЬЮ БЫЛО ПОЛУЧЕНО НА УСЛОВИИ ОТКЛЮЧЕНИЯ ПОД НИМ ОПЦИИ КОММЕНТАРИЕВ.