Федеральные трассы, режущие Владимирскую область на куски

В 2019 году политика отмены левых поворотов на федеральной трассе М-7 «Волга» стала причиной массовых волнений в городе Владимире, а трассировка платного автобана М-12 спровоцировала серию массовых протестов и митингов в Судогодском районе
СПЕЦПРОЕКТЫ Автор: 3 Января, 13:02 22 7757
Итоги 2019

2019 год прошел под знаком «дорожных конфликтов»: болевой точкой для жителей региона остается трасса М-7 «Волга», вдоль которой расположено множество населенных пунктов, страдающих от подобного «соседства». В этом году самыми яркими очагами массовых возмущений стали город Покров, разрезанный напополам федеральной трассой, где последние несколько лет не прекращаются капитальные ремонты, и город Владимир, который с легкой руки проектировщиков чуть не лишился большинства светофорных съездов с трассы в черте города. Другим проблемным вопросом стала проектировка скоростной платной трассы М-12 на территории Владимирской области, которая пройдет через многие населенные пункты, но при этом останется «недосягаемой» для большинства районов региона-33, поскольку на платном автобане запланировано всего 3 съезда на всей территории области.

ВОЙНЫ ЗА ПЕКИНКУ

Политика отмены левых поворотов на трассе М-7 «Волга», которую пропагандируют федеральные дорожники с целью обезопасить дорожное движение и сделать трассу скоростной, в 2019 году стала острой проблемой для столицы Владимирской области. Двухлетний капитальный ремонт участка трассы, проходящего через город Владимир и именуемого в народе «Пекинкой», чуть не окончился массовыми протестными акциями из-за планируемого закрытия большей части съездов с трассы в жилые районы города.

Капитальный ремонт Пекинки в черте Владимира на 1,8 миллиарда рублей должен был закончиться в сентябре 2019 года, но в итоге сроки сдачи перенесли на конец декабря. В Упрдоре «Москва-Нижний Новгород» поясняли, что это связано с пересмотром концепции капремонта, в частности, речь шла о возможном строительстве развязок на самых проблемных светофорных перекрестках — с улицей Горького по направлению в Юрьев-Польский и с Суздальским проспектом.

В начале ноября диалог с федеральными дорожниками попытался наладить губернатор Владимирской области Владимир Сипягин - вместе с Алексеем Борисовым глава региона проехался по трассе М-7, оценил капитальный ремонт и обсудил проблемы муниципалитетов, через которые проходит федеральная дорога.

2677-1.jpg

В середине ноября стало известно, что дорожники, вопреки договоренностям с мэрией города Владимира, вознамерились закрыть на Пекинке 5 из 7 левых поворотов и отказаться от светофора на заезде в микрорайон Веризино. Городские чиновники предрекли транспортный коллапс.

А уже 19 ноября, на Пекинке появилась сплошная линия разметки в районе поворотов на Верхнее Сельцо, улицу Белякова и поселок РТС. Возмущенные автомобилисты всерьез обсуждали организацию массового протеста с перекрытием Пекинки, демонстративно нарушая правила дорожного движения там, где на месте съездов дорожники нарисовали двойную сплошную. В тот же день появилась интернет-петиция с требованием не допустить закрытия левых поворотов на важной транспортной артерии города Владимира: под обращением за короткое время подписались тысячи человек. По мнению автора петиции, из-за действий федеральных дорожников пострадают жители огромного спального микрорайона Доброе, жители «запекиночных» микрорайонов, придется менять маршрутную сеть городских автобусов, увеличится время прибытия экстренных служб. Кроме того, средства, выделенные городом и областью на строительство развязки в микрорайоне Веризино, окажутся потраченными впустую.

Не остались в стороне и политические силы: свои обращения к губернатору Владимирской области Владимиру Сипягину с требованием уладить вопрос с дорожниками направили депутаты фракции «ЕР» в ЗакСобрании и владимирском горсовете, а также глава города Ольга Деева и сити-менеджер Андрей Шохин. Параллельно спикер Законодательного Собрания Владимирской области Владимир Киселев в Москве встретился с депутатами Госдумы, было подготовлено обращение в адрес Минтранса и руководителю Росавтодора с требованием решить вопрос «с учётом интересов жителей Владимира».

В условиях начавшихся волнений ФКУ «Упрдор Москва – Нижний Новгород» снова объяснял свои действия необходимостью сокращения опасных участков на трассе и снижением количества аварий на федеральной трассе. В Упрдоре заявляли, что готовы оставить левые повороты на пересечении с бульваром художника Иванова, улицей Горького, на повороте у Веризино и у ТЦ «Самохвал». Взамен федеральные дорожники обещали установить 6 надземных переходов над Пекинкой и устроить две разворотные петли.

XX-8909-1.jpg

Между тем, владимирцы-активисты выходили на Пекинку с одиночными пикетами, а обкомы коммунистических партий намеревались устраивать митинги «против беспредела федеральных дорожников» и закрытия левых поворотов на трассе – у владимирского Белого дома и на площади Ленина. А вот либерально-демократическая партия губернатора Владимирской области заявила, что в отличие от «Единой России» и КПРФ, предпочитает разрешать ситуацию административно.

21 ноября во Владимирском Белом доме прошло масштабное совещание, посвященное новой схеме движения по Пекинке, где присутствовали руководители ФКУ Упрдор «Москва-Нижний Новгород», областные и городские чиновники, представители Госавтоинспекции и прокуратуры.

IMG_6702.JPG

Сити-менеджер города Владимира на совещании настаивал, что федеральные дорожники должны вернуть старую схему движения, пока не будут построены все новые объекты – светофоры, съезды, развязки и переходы. Заместитель областного прокурора напомнил, что Пекинка в случае ликвидации левых поворотов отрежет 45 тысяч жителей Владимира от «большой земли». А начальник областного управления ГИБДД УМВД Александр Новиков предостерег, что оставленные Упрдором съезды по своим параметрам не смогут принять запланированный объем транспорта в том числе - общественного. В условиях оживленной дискуссии губернатор Сипягин отстранился от участия в обсуждениях, сославшись на уже имеющиеся договоренности Белого дома и Упрдора.

После совещания в Белом доме создали рабочую группу для решения вопросов по организации движения по Пекинке. Сотрудники мэрии Владимира, госавтоинспекции и Упрдора выезжали на трассу и решали судьбу каждого съезда и поворота. По итогам переговоров в мэрии заявили, что чиновникам удалось отстоять еще три левых поворота на федеральной трассе - в Добром, у рынка «Тандем» и у Веризино.

27 ноября на массовом сходе жителей города Владимира и присоединенных территорий людям объявили, что на М-7 будут оставлены 7 перекрестков. Новая схема дорожного движения по Пекинке начала действовать с 10 декабря 2019 года: полностью ликвидированы левые повороты на пересечении Пекинки с улицей Ореховая (поворот на Сельцо), улицей Белякова (поворот на «Факел») и улицей Гастелло (поворот на Рокадку). На оставшихся 7 перекрёстках - бульвар художника Иванова, улица Белоконской, улица Горького, улица Веризинская, поворот на «Тандем», улица Безыменского, Суздальский проспект - временно сохранена возможность левого поворота.

VladimirM7.jpg

К концу года федеральные дорожники преподнесли жителям окрестных территорий города Владимира еще один неприятный сюрприз: Упрдор заявил о планах убрать ряд остановок и расположенных рядом с ними «зебр» на Южном объезде Владимира в Судогодском районе. Сообщалось о ликвидации остановок и пешеходных переходов в Байгушах, повороте на Бухолово, повороте на Исаково и в Смыково, - естественно, «под соусом» безопасности дорожного движения и сохранения жизней людей, несмотря на то, что остановками пользуются тысячи местных жителей и дачников.

ТРАССА М-7 «ВОЛГА» В ПОКРОВЕ

В 2019 году продолжилась и активная борьба жителей города Покрова, расположенного на федеральной трассе, с «дорожной оккупацией» Упрдора: капитальные и текущие ремонты трассы с перекрытиями и ограничениями движения продолжаются на этом участке уже несколько лет подряд. Дорожные преобразования категорически не устраивают местных жителей, которые настаивали на строительстве объездной вокруг города, разделенного «федералкой», но вместо этого получили барьеры, щиты и запреты съездов с трассы в город.

Протестные настроения рядовых покровчан поддерживают и местные чиновники, и представители «малого придорожного бизнеса». Покровские депутаты в феврале обратились к президенту Путину с требованием учесть интересы и замечания местных жителей в процессе ремонта федеральной трассы. В частности, претензии высказывались из-за отсутствия шумозащитных экранов там, где они нужны, удаленности разворотных петель от населенных пунктов и удаленности надземных переходов от реальных маршрутов пешеходного движения. Кроме того, ремонт на трассе сделал невозможным подъезд к целому ряду предприятий, где трудится около 600 человек. Покровские депутаты требовали приостановить ремонт трассы, внести изменения в проект и согласовать его с местными жителями.

После ряда обращений в различные инстанции, жителям города Покрова удалось привлечь на свою сторону федеральную Общественную палату, к мнению которой не могли не прислушаться федеральные дорожники. В июне 2019 года Упрдор «Москва-Нижний Новгород» заявил, что дорожные и строительные работы в Покрове начнутся только в 2021 году, - эта договоренность была достигнута по итогам встречи с представителями Общественной палаты России и покровчанами. «Дочка» Росавтодора сообщила также, что в проекте будут учтены пожелания жителей, в частности, сохранятся три перекрестка со светофорным регулированием, а также отдельные съезды к жилым микрорайонам и домам и примыкания к трассе.

В ноябре в Общественной палате России создали специальную рабочую группу для контроля за покровским дорожным ремонтом с учетом интересов бизнеса и местных жителей. Федеральные общественники подвергли критике некоторые проектные решения Упрдора и высказали ряд замечаний к выполненным ремонтным работам.

Несмотря на, казалось бы, мирное разрешение истории с предстоящим капремонтом, в конце ноября жители Покрова вышли на согласованный митинг «Против уничтожения города в угоду трассе М-7». Люди протестовали против непрекращающегося ремонта, который направляет поток транзитного грузового транспорта через город, разбивая местные дороги, «перекрытия» работы бизнеса, спровоцированное дорожным ремонтом, и отсечения населенных пунктов от «большой земли». Выступающие, в том числе чиновники покровской администрации, подчеркивали, что городу нужна объездная дорога в обход города. Резолюцию митинга направили в Роставтодор, губернатору Владимирской области, властям Петушинского района и городским властям Покрова, а также в Общественную палату России.

ПЛАТНАЯ ТРАССА М-12

В 2019 году над рядом населенных пунктов Владимирской области возникла новая реальная угроза: строительство скоростной платной трассы М-12 «Москва-Казань» в качестве альтернативы существующей трассе М-7 «Волга». Этот автобан - часть международного проекта «Шёлковый путь-2023», соединяющий Западный Китай с Европой через Казахстан.

В апреле проект платной дороги, которая позволит разгоняться до 120 километров в час, направили на согласование в правительство России. На первом этапе сообщалось, что трасса пройдет через Лакинск и Муром и уйдет на Арзамас, что во Владимирской области будут только три развязки – у Лакинска, в Бараках и в Муроме, что в Муроме планируется построить второй мост через Оку.

1 ноября премьер-министр Дмитрий Медведев окончательно одобрил строительство платной трассы, которая пройдет через Владимирскую область фактически транзитом. С 2020 до 2024 года должны быть построены два приоритетных участка: от Москвы до Лакинска и объезд города Казани. С 2021 по 2025 год должен быть построен участок от Лакинска до Арзамаса, а от Арзамаса до Чебоксар - в период с 2022 до 2027 года. Перспективу строительства поддержал губернатор Владимир Сипягин.

Для большинства жителей населенных пунктов региона-33 маршрут платной трассы до сих пор остается загадкой – власти так и не довели до людей, как пойдет магистраль по территориям Петушинского, Собинского, Селивановского и Муромского районов. Только администрация Судогодского района разместила на своем официальном сайте трассировку платной дороги по территории четырех сельских поселений: Вяткинскому, Головинскому, Муромцевскому и Мошокскому.

Именно Вяткинское сельское поселение Судогодского района стало первым очагом сопротивления платной трассе М-12 во Владимирской области, которую могут начать строить уже в 2020 году. В начале ноября 2019 года местные жители провели в деревни Гридино сход: люди возмущались, что строительство дороги приведет к сносу части построек в деревнях, выселению людей, вырубке леса, нарушению существующей дорожной сети, превращению местных сельхозугодий в карьеры по добыче песка, застройке рекреационной зоны объектами придорожного сервиса. Сход потребовал от губернатора Сипягина учесть недовольство граждан маршрутом, по которому собираются строить платное шоссе «Москва – Казань».

21 ноября врио первого заместителя губернатора Владимирской области Максим Брусенцов заявил, что администрация Владимирской области на 100% поддерживает проект строительства федеральной трассы М-12, которое может принести региону около 140 миллиардов рублей косвенных инвестиций.

В конце ноября во владимирском Белом доме прошло очередное совещание по вопросу строительства платной скоростной автодороги М-12 «Москва-Казань». Областные власти сообщили о создании рабочей группы, в которую вошли представители «Росавтодора», структурных подразделений администрации региона, органов местного самоуправления муниципальных образований, по территории которых планируется прохождение трассы.

На совещании выяснилось, что проект платного автобана направят на экспертизу в 2021 году. Проектировщики сообщали, что в Собинском районе проект прохождения трассы уже согласован с местными властями, в Селивановском районе трассировка М-12 проходит по землям лесного фонда. Власти и крупный бизнес Петушинского района обратились к проектировщикам, чтобы сделать четвертый съезд с платной трассы. А вот Судогодский район оказался самым проблемным для проектировщиков: здесь под изъятие попадают 18 земельных участков и 7 построек. Проектировщики отметили, что трассу в том участке удалось «втиснуть» в узкий коридор между Гридино, охранной зоной Клязьминских стариц и ЗАТО город Радужный.

На том же рабочем совещании рабочая группа, представляющая жителей Судогодского района, предложила пустить автобан южнее - по лесам, в обход населенных пунктов, за озером Исихра, по границе ЗАТО Радужный и Национального парка Мещера. Но вариант не устроил проектировщиков. Вместо него авторы трассировки М-12 предложили новый маршрут: после Малахово шоссе будет втискивается в узкий коридор между Верхней Занинкой и Коняево и в этом же месте пересекать дорогу «Владимир - Радужный - Собинка». Потом, минуя болотистую низину реки Содомовки, трасса поднимется на гору рядом с коттеджным поселком Благодар. После спуска с другой стороны горы в популярном у владимирских сноубордистов месте для тренировок, дорога пойдет полем между деревнями Улыбышево и Якушово. Далее автобан, проходя вплотную к Якушовскому озеру, уходит полями к деревне Ванеевка. Этот вариант не устроил в свою очередь жителей Судогодского района.

30 ноября в Гридино прошел второй за месяц митинг, где люди требовали изменить трассировку М-12 и отправить в отставку главу администрации Судогодского района Александра Смирнова и главу района (председателя райсовета) Василия Муханина. Люди требовали от «Автодора» отказаться от вариантов прохождения платной автодороги М-12, которые затрагивают пойму Клязьмы и населенные пункты Вяткинского сельского поселения. Резолюцию митинга подписали более 700 человек.

С середины ноября жители деревень Судогодского района и ЗАТО город Радужный провели серию бессрочных одиночных пикетов и массовых протестных флеш-мобов, призванных обратить внимание властей на проблемный маршрут платной трассы по населенным пунктам Владимирской области. Так, 18 ноября люди с плакатами с надписями «Нет дороге по нашим домам» и «Трасса Москва-Казань! Прочь от наших домов!» стояли на автодороге из Радужного во Владимир около деревни Гридино, а также в Судогде — возле районной администрации. Подобные протестные акции проходили весь ноябрь, в том числе в Москве около здания правительства России.

7 декабря жители Радужного и окрестных деревень на полях возле Гридино и Улыбышево сначала выстроились в 1,5-километровую шеренгу в створе будущей трассы, а затем образовали живую надпись «SOS».

COzoqMuzhzE.jpg
wyxHPgq4oAQ.jpg

15 декабря, активисты вновь организовали флешмоб на узком поле между деревнями Коняево и Верхняя Занинка, где по третьему варианту должна пройти скоростная автомобильная дорога М-12. Люди составили из букв на листках бумаги названия деревень, которые пострадают, если М12 все-таки пройдет в этой местности: Колокольница, Костино, Малахово, Верхняя Занинка, Коняево, Коростелево, Гридино, Улыбышево, Якушово, Конюшино, Борисоглеб, Ванеевка, Нижняя Занинка.

WZ2vSB8AHcQ.jpg

После этого, люди выстроились в форме двухсторонней стрелки, один конец которой уперся в деревню Коняево, второй - в деревню Верхняя Занинка: так люди продемонстрировали, что четырехполосный платный автобан не сможет поместиться между населенными пунктами. А после этого активисты приехали к владимирскому Белому дому, и образовали на парковке живую надпись «М-12».

21 декабря в закрытом городе Радужный прошел масштабный протестный митинг по широкому кругу вопросов, среди которых было и строительство платного автобана. На митинге выступающие отмечали, что Шелковый путь в существующей трассировке отрежет Радужный от Владимира и убьет жизнь в окружающих деревнях и требовали проложить трассу южнее города.

В конце года инициативная группа жителей Радужного встретилась с проектировщиками платного автобана: людям представили новый вариант прохождения трассы - по лесам на западе Собинского района, южной границе ЗАТО Радужный, северу Гусь-Хрустального района и югу Судогодского района. Такой вариант можно назвать «компромиссным». Проектировщики заверили, что на данный момент проект новой трассировки готовят, чтобы представить его в ряде министерств России.