Главная дорога года

Жители Владимирской области окончательно поняли, что платная автомобильная трасса М-12 не проект, а реальность, с которой им теперь жить
СПЕЦПРОЕКТЫ Автор: 6 января, 13:58 18032
итоги 2021

Для Владимирской области 2021 год стал третьим годом истории платной автотрассы М-12 «Москва - Казань». В отличие от двух предыдущих, он прошел относительно спокойно, без митингов, пикетов и прочих акций протеста. Даже самые убежденные скептики окончательно уверились, что проект автобана все-таки будет реализован, потому что увидели, как строители рубят лес под створ дороги, как вереницы самосвалов везут песок для дорожного полотна, как коперы забивают сваи для будущих мостов и эстакад. Хотя в начале года еще продолжалось обсуждение проекта трассы: жители Владимирской области еще пытались добиться корректировок, но делать это было уже поздно.

Официально, все, что происходило в створе М-12, носило название «подготовительные работы», так как проектно-сметную документацию на владимирские участки автобана Главгосэкспертиза утвердила только в конце декабря. Но и «подготовительные работы» вызвали массу недовольства, в первую очередь из-за порчи дорог местного значения, хаотичного движения тяжелой техники, вырубки лесов, засыпки водных объектов. Игнорирование интересов местных жителей порой приводило к открытому противостоянию с дорожниками. Но областные власти, заявляющие о важности трассы М-12 для экономики региона, конфликтные ситуации сумели погасить.

* * *

В начале 2021 года жителям Владимирской области окончательный маршрут автобана оставался неизвестен. Хотя проекты планировки территории владимирских участков были выполнены и утверждены еще в 2020 году.

В январе появились первые офисы подрядчиков Автодора, в частности, «Региональной строительной компании» и АО «ВАД». По распоряжению Автодора начали изымать земельные участки в тех местах, по которым пройдет дорога, утвердили перечень месторождений полезных ископаемых, которые будут добывать для строительства трассы, открыли прием на работу специалистов широкого профиля. Про публичные слушания, которые были обещаны населению Владимирской области, дорожники как будто забыли.

Неопределенность вынудила противников автобана искать офисы подрядчиков и требовать рабочую документацию. Фракция КПРФ в ЗакСобрании Владимирской области направила открытое обращение губернатору Сипягину с требованием провести публичные слушания по строительству скоростной трассы с представлением итогового маршрута, а также провести заседание рабочей группы по проблемам автобана. Аналогичное обращение направили председателю правления ГК «Российские автомобильные дороги» Вячеславу Петушенко.

IMG_2573.JPG
IMG_2634.JPG

А в это время в створе будущей трассы уже полным ходом шла вырубка леса. Первыми окончательно поняли, что М-12 - это реальность, жители Петушинского и Собинского районов (генеральный подрядчик — АО «Стройтрансгаз»). В начале марта севернее Лакинска, в районе деревень Федоровка и Уварово, уже можно было увидеть освобожденный от леса коридор шириной 100 метров. Тяжелая техника снимала и вывозила плодородный грунт, формировала песчаную насыпь. Рядом высились горы щебня и песка, штабеля спиленных деревьев, горели костры с порубочными остатками. По технологической дороге каждые три минуты в обе стороны проезжали длинномерные грузовики.

С 24 по 26 марта в Петушинском, Собинском, Судогодском, Муромском районах и городе Владимире наконец-то прошли встречи с населением. Жители указали на целый ряд уже возникших проблем. В Петушинском районе потребовали изменить трассировку на отдельных участках, в Собинском районе пожаловались, что строители залезают на частные земли, во Владимире обеспокоились негативным влиянием на пойму Клязьмы, в судогодском районе выразили обеспокоенность появлением новых песчаных карьеров и заводов по производству железобетонных конструкций. Во всех районах выражали недовольство тем, что тяжелая техника ездит по дорогам общего пользования, приводя их в негодность.

IMG_2608.JPG

Пришлось проводить повторные встречи с выездом на место. Но несмотря на усилия, не удалось, например, защитить от вырубки популярное место отдыха Дубки под Владимиром.

Всего под пилу строителей автобана попало более 1 300 гектаров владимирских лесов. Средства от продажи древесины ушли не в казну Российской Федерации и не в бюджет Владимирской области, а остались заказчикам дороги. Автодор пообещал, что деньги , эти деньги пустят на лесовосстановительные работы. Компенсационные посадки леса действительно начались в 2021 году и продолжатся в 2022 году.

DJI_0824.jpg

В рамках строительства трассы М-12 было выдано как минимум 16 новых лицензий на добычу строительных песков в Петушинском, Собинском, Судогодском и Муромском районах. Общий планируемый объем добычи превышает 63 тысячи кубометров. Добывается песок для М-12 будут и по ранее выданным 20 лицензиям на пользование недрами. Но началось и нелегальная добыча песка. Губернатор Сипягин распорядился проводить еженедельные рейды для выявления незаконных карьеров.

А в конце весны во Владимирской области возникли новые очаги сопротивления трассе М-12. Особенно много противников появилось в Петушинском районе. Протестовали против утверждённого маршрута жители деревень Старые и Новые Омутищи, Репихово, Новое Перепечино, Домашнево, Молодино, дачники из СНТ «Покровские дачи», «Богаева поляна», «Междуречье», «Реактив» и других. Они выступали против вырубки старых сосновых лесов, нарушения привычных путей сообщения, заявляли, что трасса и промышленные зоны на ее обочинах будут угрожать пойме Клязьмы, рекреационным зонам, а также Восточному водоводу, который дает питьевую воду Подмосковью.

На порчу дорог жаловались жители практических всех районов Владимирской области, где проходит трасса. В некоторых местах дошло до того, что люди перекапывали дороги и мосты, чтобы тяжелая техника не могла проехать. В Судогде установили дорожные знаки, запрещающие проезд большегрузов. Из-за работ по формированию длинносоставных поездов в связи с увеличением доставки грузов для строительства автобана в начале лета имели место случаи длительного закрытия железнодорожного переезда на станции Улыбышево. Это вызывало острое недовольство у водителей, передвигающихся по дороге «Владимир — Радужный - Собинка».

Массовый набор рабочих для строительства трассы М-12 спровоцировал отток специалистов, в первую очередь водителей, что привело, например, к дефициту шоферов на общественном транспорте. Но публично никто из муниципалов об этой проблеме не заявил. Поэтому остается только догадываться, насколько острой была эта проблема.

DJI_0821.jpg

Много шума возникло из-за кладбища города Владимира и Улыбышевского карьера. Трасса М-12 задевала их краем. Под автобан изъяли 2,5 гектара новой части городского кладбища, что привело к уменьшению расчетной емкости кладбища на 13 тысяч могил. Часть горожан негативно отнеслась к тому, что могилы теперь будут находиться на обочине шумной магистрали. Еще больше жители Владимира возмутились перспективой засыпки Улыбышевского карьера – популярного места летнего отдыха горожан. Но на самом деле песком засыпали только 30-метровый участок на юго-западной оконечности карьера.

DJI_0961.jpg

Несмотря на все недовольства граждан, подготовка к строительству трассы шла полным ходом. В середине сентября Автодор объявил, что 810-километровый створ М-12 полностью пробит. В это время на владимирских участках автобана уже вовсю возводили насыпи и опоры эстакады и мостов. В августе было объявлено, что на трассе уложен первый километр «пробного асфальта». Это произошло в районе деревни Мичково Малышевского сельского поселения Селивановского района. Позднее такие участки с «пробным асфальтом» появились под Муромом, в Петушинском районе, и под Владимиром.

Подпись видео

Для оперативного обеспечения строительства М-12 асфальтом и бетоном вблизи трассы шел монтаж специальных заводов. Одно такое предприятие открылось в начале осени на территории строительной базы «Покров». Оно способно выпускать 160 тонн асфальтобетона в час.

Подпись видео

Под Муромом на реке Ока, рядом с действующим вантовым мостом, летом 2021 года начали возводить новый мост. Он тоже будет вантовым, длина центрального пролёта составит 254 метра. Общая протяженность мостового перехода - 1,3 километра. Мост будет стоять на 17 опорах. Общий вес металлических конструкций объекта превысит 7 тысяч тонн. Сейчас идет монтаж опор моста.

В ходе подготовки к строительству скоростной трассы М-12 на территории Владимирской области в 12 местах прошли археологические исследования. Общая площадь раскопок была огромной — 11 гектаров. Памятники археологии, оказавшиеся в полосе отвода автобана, были обнаружены в Собинском, Судогодском, Селивановском, Гусь-Хрустальном и Муромском районах. Среди выявленных объектов — поселения Эпохи бронзы (2-е тысячелетие до нашей эры) и раннего железного века (6 век до нашей эры — 6 век нашей эры), неукрепленные поселения раннего (11-13 века) и позднего (14-17 века) Средневековья, поселения 18-19 века, бывшие деревни и производственные комплексы. Особенно ученых порадовали раскопки в поселениях Чаадаево–5 и Катышево–1 в окрестностях города Мурома и селище Столбище в Собинском районе. При их раскопках были найдены уникальные артефакты - глинобитный гончарный горн, письменные принадлежности, амфоры и печати с изображением Иисуса Христа.

Подпись видео
Подпись видео

Но иногда земляные работы на М-12 приносили совсем другой результат. Так, в конце сентября в районе кладбища Высоково под Владимиром, порвали оптоволоконный 36-жильный магистральный кабель Ростелекома. В результате 18-тысячный город Радужный на полдня остался без интернета, цифрового телевидения и междугородней связи. Эта авария была, к сожалению, неединичной: коммуникации Ростелекома подрядчики Автодора повреждали и под Муромом, и под Гусь-Хрустальным.

Авральный режим работы из-за сжатых сроков строительства автобана имел и другие негативные последствия. В первую очередь это касалось ситуации с дорогами общего пользования в Петушинском районе. Тяжелая техника, в нарушении договоренностей, почти весь год двигалась по несанкционированным маршрутам и парковалась в несанкционированных местах, скоростной режим и другие нормы ПДД постоянно нарушались. Процесс приведения в порядок разбитых строителями М-12 местных дорог за год толком так и не наладился.

SKRVC0002-3723.jpg

Это привело к тому, что в начале ноября районные власти решились на демарш. Глава Петушинского района Александр Курбатов заявил, что инициирует приостановку всех работ по строительству М-12 до выполнения подрядчиками своих обязательств. О ситуации известили руководство Владимирской области, Минтранс и прокуратуру. Жесткие заявления не остались без внимания. Врио губернатора Владимирской области оперативно выехал в Петушинский район и попытался погасить конфликтную ситуацию.

А в начале декабря в Белом доме состоялось совещание по проблемам строительства скоростной трассы М-12, на котором глава области потребовал от заказчиков автобана и подрядчиков строго соблюдать интересы жителей Владимирской области и бережно относиться к региональной инфраструктуре. Председатель правления госкомпании «Российские автомобильные дороги» Вячеслав Петушенко сделал подрядчикам жесткое предупреждение, что если жалобы на них будут продолжаться, церемониться никто не будет.

2622.JPG

При строительстве М-12 будет использовано более 450 километров дорог Владимирской области и необходимо, чтобы они остались в нормативном состоянии. Восстановительные работы на 124 километрах местных дорог предусмотрены в проекте строительства федеральной трассы М-12. Вопрос о том, как будут восстанавливать остальные 329 километров региональных и местных дорог, не вошедших в проект, еще решается.

Под самый конец 2021 года Автодора заявил, что дорожники могут приступать к основной стройке трассы - Главгосэкспертиза одобрила проектно-сметную документацию на 1, 2 и 3 этапы М-12, которые проходят по Владимирской области — от Покрова до Мурома. Согласно заявлениям экс-заместителя председателя правления ГК «Автодор» Алексея Борисова, сделанным больше года назад, произойти это должно было еще в августе 2021 года. Почему сроки сдвинулись более чем на три месяца – неизвестно.

Ну и совсем под занавес 2021 года, через несколько дней после утверждения проектной документации, стало известно, что стоимость трассы подорожала на 200 миллиардов рублей. Вице-премьер правительства России Марат Хуснуллин объяснил это ростом цены на металл, уединением трассы на 15 километров, сокращением притока в Россию трудовых мигрантов. Напомним, изначально строительство платной трассы М-12 оценивалось в 623 миллиарда рублей.