Готовность к протестам, боязнь нищеты и желание уехать: первые оценки социального самочувствия населения Владимирской области в 2019 году

Большинство жителей Владимирской области считает свое финансовое положение затруднительным. С каждым годом все больше людей предпочли бы покинуть регион и поселиться в другом месте
СПЕЦПРОЕКТЫ Автор: 15 октября 2019, 09:02 32 20444
эксклюзив

Владимирский филиал РАНХиГС представил предварительные результаты исследования социального самочувствия населения Владимирской области в 2016-2019 годах. Группа ученых и студентов опросила 2800 респондентов во всех районах и городах Владимирской области, чтобы изучить уровень социального согласия и оценить межнациональные и межконфессиональные отношения.

«До 2019 года в наш опрос входило 2 тысячи респондентов. С 2019 года мы увеличили их количество, потому что впервые проводили опрос во всех районах. Мы добавили Селивановский, Меленковский и Петушинский районы. Нельзя сказать, что это очень сильно повлияло на результаты, потому что по этим районам итоговые цифры аналогичны общей картине по Владимирской области. По некоторым районам мы увеличили количество опрашиваемых, чтобы получалась более достоверная картина», – отметила соавтор исследования, кандидат исторических наук, начальник научно-исследовательского отдела владимирского филиала РАНХиГС Марина Соколова.

ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ХОТЯТ УЕХАТЬ ИЗ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ, СТАЛО В 1,5 РАЗА БОЛЬШЕ

Респондентам предлагали ответить на 57 вопросов анкеты. Первый блок касался оценки собственного социального положения. Исследователи отмечают, что за последние 4 года характер ответов принципиально не менялся. Почти половина всех опрошенных справляется с трудностями. Четверть респондентов считают, что во Владимирской области все хорошо. Каждый пятый признает, что жизнь трудна, но терпеть пока можно. На совсем бедственное положение указывал только 1 из 20 респондентов. Примерно в тех же пропорциях люди оценивают социально-экономическое положение районов, где они проживают, и Владимирской области в целом.

pre-1.jpg
pre-2.jpg

В оценках материального положения семьи за 4 года исследований также не произошло кардинальных перемен. Чуть больше половины респондентов утверждают, что ничего не изменилось. На 5% выросло количество семей, нарастивших свои доходы. С 2016 года семей, чье финансовое положение ухудшалось, стало меньше почти на 10%. Сейчас во Владимирской области четверть всех семей испытывают материальные трудности.

Один из наиболее значимых, с точки зрения власти, вопросов касался желания людей переходить к активным действиям, чтобы изменить сложившуюся ситуацию. По итогам опросов, 30% жителей Владимирской области готовы отстаивать свои права на акциях протеста. Этот показатель остается почти неизменным с 2016 года. Возраст респондентов роли не играет – аудитория среднего возраста настроена выходить на митинге не меньше, чем молодое поколение.

pre-3.jpg

Мысли жителей Владимирской области о будущем стали заметно негативнее, отмечает Марина Соколова. В регионе по-прежнему больше оптимистов, которые с надежной смотрят в завтрашний день, но группа людей, которые испытывают отчаяние, опасения и разочарование увеличилась.

Начиная с 2016 года сокращается количество респондентов, которые связывают свою дальнейшую жизнь с Владимирской область. Если в 2016 году 68% планировали в обозримом будущем жить и работать в регионе, то в 2019 году таких людей осталось только 60%. Треть всех респондентов – в 1,5 раза больше, чем 4 года назад, – предпочли бы «уехать отсюда куда-нибудь» при удачном стечении обстоятельств. Социологи отмечают, что люди хотят уехать туда, где лучше, а не потому, что «дома все плохо».

pre-4.jpg
pre-5.jpg

Аналогичная тенденция и в отношении детей. 34% опрошенных предпочли бы, чтобы их дети уехали жить и работать в другой регион или даже страну, хотя в 2016 году так отвечали только 23% респондентов. Прямо пропорционально – с 47% до 35% – уменьшилось число людей, которые видят своих детей жителями Владимирской области. Количество тех, чьи дети уже покинули пределы региона, радикально не изменилось.

Риск возникновения межэтнических конфликтов во Владимирской области минимален. Две трети жителей региона считают межнациональные отношения либо доброжелательными, либо просто спокойными и ровными. Почти в два раза стало меньше людей, поддерживающих запрет на въезд мигрантов. Более того, каждый второй опрошенный считает , что ограничений быть не должно вовсе. Исследователи подчеркивают, что все межнациональные конфликты носят локальный характер (как, например, в Сновицах, где рядом с коттеджами местных жителей поселились цыгане). Такие точки напряжения могут стать отдельным предметом для изучения.

pre-6.jpg
pre-7.jpg

ГЛАВНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ – НИЗКАЯ САМООЦЕНКА ПРИ ОТНОСИТЕЛЬНО ПОЗИТИВНОМ ВЗГЛЯДЕ НА ПРОИСХОДЯЩЕЕ

Оценивая результаты опросов, фокус-групп и интервью с экспертами, исследователи выделили четыре основных характеристики социального самочувствия жителей Владимирской области.

«Уже года два назад, сравнив результаты измерений 2016 и 2017 годов, у нас родился тезис о достаточно консервативном мнении людей о собственном социальном самочувствии и довольно позитивных оценках. Из года в год это соотношение практически не менялось. И вроде бы все хорошо, но когда начинаешь более подробно анализировать результаты опроса, появляются противоречия и проблемы, которые требуют разъяснений», – рассказал соавтор исследования, профессор владимирского филиала РАНХиГС, доктор политологических наук Роман Евстифеев.

Главное противоречие заключается в низком уровне самооценки на фоне умеренно позитивных взглядов о состоянии дел во Владимирской области и отдельно взятых городах и районах. Эта тенденция не меняется на протяжении последних 4 лет исследования. Объяснений такому феномену у экспертов и аналитиков нет.

От органов власти люди ждут, в первую очередь, повышения качества жизни и равных для всех возможностей и порядка. Очередность ответов не менялась с 2016 года. Зато среди респондентов кардинально поменялись страхи – на первое место в 2019 году вышла боязнь потери здоровья, значительно опередив опасения начала крупных военных конфликтов.

«В 2019 году был совершен значительный переход. Если цепочкой, начиная с 2014 года, у нас шла ярко выраженная боязнь большой войны, то год от года она постепенно ослабевала и дала резкое снижение в 2019 году. Сейчас постепенно на первый план выходят страхи нищеты, потери смысла жизни, невозможности реализации на рынке труда», – отметила соавтор исследования Марина Соколова.

Наконец, для Владимирской области абсолютно не характерно напряжение между национальностями и конфессиями. Экстремистские идеи непопулярны, что неудивительно для региона центральной России с подавляющим большинством русского населения. Однако, по словам Романа Евстифеева, в 2019 году фокус-группы показали, что тема межэтнических отношений стала волновать жителей чуть больше, чем в прошлые годы:

«Мы пытались выводить людей на разговор о межнациональных, межконфессиональных отношениях. Это, конечно, не измеряемо, но в этом году, в риторике, в выражениях и напряжениях при разговоре видно, что эта тема все-таки занимает людей. В процентах, конечно, не измеришь, но это заметно на глаз модератора. У меня есть гипотеза, почему так происходит. Мне кажется, дело не в наличии межнациональных напряжений, а в вытеснении некоторых тревог и переживаний, потому что об этом можно говорить публично».
XIII-6481_Evstifeev.jpg Роман Евстифеев

У ЛЮДЕЙ ПОЯВИЛИСЬ ЗАПРОСЫ НА ВРЕМЯ И НОВУЮ ИСКРЕННОСТЬ

Опросы респондентов и фокус-группы четко выделили три основных желания населения: равенство, справедливость и возможность самореализации. Последний запрос характерен, скорее, для состоятельных людей, бизнесменов и менеджеров с солидной денежным тылом, но в других социальных группах он также прослеживался. А в 2019 году неожиданно для исследователей появился запрос на будущее.

«Нам казалось, что справедливость, равенство и самореализация – нормальные запросы для общества, они носят какой-то социально-политический характер. Но сегодня стало понятно, что не было такого характера, потому что они не были погружены во время. Запрос на будущее – это про то, что в соображениях людей появляется время. Это не какое-то несбыточное будущее, а будущее, которое, может быть, и нас коснется. Во всех ответах людей появляется время. То есть, справедливость воспринимается не как категория, а через призму «хорошо было бы...». Равенство, самореализация больше не эфемерны, они где-то здесь, рядом, и если не мы, то наши дети точно смогут их достичь», – рассказал Роман Евстифеев.

В качестве примера того, как запрос на время проявляется в обычной жизни, Евстифеев привел историю с открытием часов на арке дома в районе Вокзального спуска. По этому случаю 3 октября власти города Владимира устроили пышную церемонию, которая привлекла внимание журналистов в качестве своеобразного мема. Первые лица Владимира – глава города Ольга Деева и ее заместитель Оксана Ерашова – открывая часы, говорили о победе над временем и о том, что оно работает на жителей областного центра.

«Сначала время у владимирцев было, а потом его не стало. И вдруг в 2019 году оно снова появилось, и его надо как-то обосновывать, с ним надо что-то делать. И граждане в наших опрос относятся к этому времени очень требовательно. Они видят, что его мало. Посмотрите на эту картинку. Это официальная фотография с сайта городской администрации. Вглядитесь в лица. Улыбающихся всего двое. И все эти люди глубоко в возрасте, и они наблюдают за происходящим с осознанием того, что время пришло, хотя это и не значит, что вместе с ним пришло счастье», – описал метафору доктор политических наук Роман Евстифеев.
clock010.jpg церемония открытия часов на Вокзальном спуске

У социологических опросов в регионах своя специфика, которая их усложняет, рассказала доктор социологических наук, управляющий директор фонда «Общественное мнение» Лариса Паутова:

«Неделю назад я была на мероприятии для политических технологов, и настроения, которые были озвучены там, в том числе и представителями власти, очень похожи на те выводы, которые сделаны из этого социологического исследования: другой жизни уже не будет. Мы переходим в какую-то новую стадию. Как там будет дальше – непонятно. Появляется внутренний протест, который невозможно предсказать. Мы показывали данные, что в обществе все хорошо, стабильно – и практически сразу начались протесты в Москве».
1703-pautova-min.jpg Лариса Паутова

Во многом благодаря запросам на справедливость и будущее появилась тенденция на «новую искренность», заметила управляющий директор фонда «Общественное мнение» Лариса Паутова. Это тесно взаимосвязано с ростом социальных сетей и желанием обывателей видеть в чиновниках и крупных политических деятелях простых людей. В современной России есть даже казус «Слезы Осипова», когда врио губернатора Забайкальского края во время «прямой линии» с жителями заплакал, услышав историю многодетной матери с ребенком-инвалидов.

«После этой истории рейтинг врио губернатора вырос настолько, что политтехнологи задумались о том, как бы его уменьшить, чтобы он не был выше основного рейтинга в стране. Это тоже очень важный момент с точки зрения социальной политики – близость к народу, мобильность, дружелюбие», – заключила управляющий директор ФОМ Лариса Паутова.

Исследование социального самочувствия жителей региона стоимостью 2 миллиона рублей проведено по инициативе администрации Владимирской области, поэтому часть тем осталась закрытой. Детальная аналитика будет передана заказчику в середине ноября, после обработки результатов фокус-групп и экспертных семинаров. После изучения отчета социологов и их рекомендаций, во владимирском Белом доме могут принять ряд управленческих решений, предполагают авторы исследования.

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате