В одном из сентябрьских номеров владимирской газеты «Призыв» 1936 года было опубликовано изображение большого археологического раскопа с остатками фундаментов сооружения из белокаменных блоков. Такую картину в то время можно было увидеть на площади возле Успенского собора города Владимира. Археологи пытались найти остатки исчезнувшего владимирского кремля и понять, как в XII веке владимирский князь и церковные власти пытались обезопасить свою жизнь от чрезвычайных ситуаций, которыми изобиловала жизнь в ту эпоху.
Усиление безопасности княжеской части средневековых русских городов приводило к появлению в их черте детинцев или кремлей. Укрепленное ядро было и в древнем Владимире - в черте так называемого Мономахового (Печернего) города. Владимирский кремль представлял из себя узкую территорию, в которую попадал княжеский двор в районе Дмитриевского собора и Успенский собор с дворами епископа. Сооружен он был согласно Лаврентьевской летописи князем Всеволодом Большое Гнездо в 1194 году. От остального города княжеско-епископское поселение отделяли валы и укрепления по кромке клязьминского обрыва, а также стена, проходившая севернее Дмитриевского и Успенского собора, параллельно современным Палатам. В этой стене согласно летописям были каменные ворота с надвратной церковью Иоакима и Анны. В перестроенном виде это сооружение стояло до начала 19 века, использовалось как соборная колокольня и было разобрано при строительстве новой колокольни. Найти остатки ворот и было задачей археологов в 1936 году.
Раскопками руководил молодой археолог, уроженец города Владимира Николай Воронин. Раскопки проходили немного северо-западнее колокольни Успенского собора, там где сейчас небольшая асфальтовая площадка паперти. Воронин писал, что в начале XIX века это была «весьма холмистая поверхность», но в 1847 году была произведена нивелировка южной части Соборной площади со снятием и вывозкой слоя земли «более аршина». В снятой почве тогда уже были обнаружены обломки белокаменных крестов, монеты времен царя Михаила Федоровича и другие находки.
Николай Николаевич Воронин
Остатки ворот владимирского детинца в 1936 году археологи обнаружили быстро. От здания не осталось практически ничего. Как указывает Воронин, только западная стена ворот сохранила пять рядов камней, а в остальных вскрытых участках уцелели лишь камни фундамента. Нижняя часть фундамента была обнаружена на глубине 3,5 метра.
Западный пилон ворот, цоколь и логовые камни фундамента восточного пилона ворот
Археолог пишет, что по общей композиции ворота владимирского кремля были похожи на владимирские Золотые ворота, но меньших масштабов:
«Отдельные обломки резных камней позволяют предполагать, что верх здания имел скульптурное убранство, аналогично современному ему Дмитриевскому собору.
Найдены чрезвычайно любопытные остатки пола надвратной церкви в виде обломков поливных «под мрамор» плиток, известных из раскопок зданий XI-XII веков на Украине».
В земле рядом с остатками ворот владимирского кремля археологи в 1936 году нашли обломок ручного жернова с притертым к нему зерном, косу-горбушу примитивной формы, несколько клинков маленьких поясных ножей, пряслица, обломки глиняной посуды, кости лошади и свиньи, обломки разноцветных браслетов, подвеску. Все это было датировано XII веком.
Владимирцы были очень заинтересованы раскопками. Воронин указывал, что только за один день 6 сентября 1936 года археологи провели на раскопе 16 экскурсий, общее количество участников составило 1,5 тысячи человек.
Совершенно неожиданным, по словам Николая Воронина, было открытие примыкавшей к воротам с востока и запада стены кремля, выложенной также из белого камня. Ее остатки были найдены чуть ли не под дерном соборной паперти. Исследования стены кремля продолжились в 1937 году, было вскрыто еще 252 квадратных метра земли. В восточном направлении (в сторону Дмитриевского собора) стена обрывалась на расстоянии 11 метров от ворот, в западном направлении стена заканчивалась на склоне от соборной паперти к скверу Пушкина. Остатки дальних участков фортификационного сооружения уничтожены хозяйственной деятельностью владимирцев предыдущих столетий.
Деталь восточного крыла стены детинца и западное крыло стены детинца в процессе раскопа
Изучая остатки стены детинца, Воронин находит подтверждения, что она была построена одновременно с воротами:
План раскопок укреплений детинца
На миниатюрах XVI века стены владимирского кремля изображены с зубчатым бруствером. Воронин допускает, что это вполне могло быть, потому что укрепление «цитадели» князя Всеволода Большое Гнездо имело «вполне боевой характер».
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.
