Учитель географии одной из школ города Владимира (назовём её Кристина) обратилась в редакцию Зебра ТВ с историями о том, как педагогов нагружают всякой ненужной деятельностью, связанной с внедрением в образовательный процесс цифровых технологий. Девушка, у которой нет проблем при обращении с гаджетами, рассказала, что это отнимает у учителей массу времени и не приводит к повышению уровня знаний школьников. Более того, активность педагога в цифровой среде напрямую влияет на место конкретной школы в мифическом рейтинге учебных заведений (как он составляется, педагоги не знают), от которого зависит размер зарплаты директоров и завучей, поэтому «отказники» рискуют навлечь на себя гнев руководства:
Зебра ТВ публикует монолог учителя о том, как внедрение цифровых технологий педагогам учить и жить мешает.
ДИАГНОСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ИЛИ ЗНАНИЯ?
Существует такая интернет-платформа РЭШ - «Российская электронная школа», на которой в постоянном режиме осуществляется диагностика функциональной грамотности учащихся 5-9 классов по всем предметам. Функциональная грамотность — это то, как дети применяют полученные знания в определённых ситуациях, иногда смоделированных близко к жизненным, но новых знаний она не даёт. Это выполнение тестовых заданий по прочитанным текстам, зачастую предполагающих односложные ответы на поставленные вопросы.
Управлением образования администрации города Владимира через директоров школ и завучей установлен тотальный контроль за работой учителей-предметников с РЭШ. Например, отслеживается количество заходов каждого преподавателя на эту платформу.
Недавно такую функциональную диагностику проводили учителя естественно-научного цикла у девятиклассников, хотя в то время у девятиклассников был аврал по подготовке к итоговой аттестации. Но учителей обязали провести эту диагностику, и интересы детей пустили побоку. То есть, вместо того, чтобы получать консультации по предметам, по которым они проходят итоговую аттестацию, их заставляли отвлекаться на прохождение абсолютно ненужной функциональной диагностики по дисциплинам, по которым они экзамены не сдают.
Многие учителя не могут выполнить обучение по программе, так как в чьи-то головы в управлении образования администрации города Владимира постоянно приходят мысли о необходимости и важности сдёргивания детей на всякие мероприятия, важные для чиновничьей отчётности, но абсолютно не нужные детям, особенно в период подготовки к итоговой аттестации. Например, недавно во Владимирский государственный университет приезжала группа из Китая по обмену опытом, и детей сняли с уроков для того, чтобы посетить данное мероприятие. Никакой практической пользы они от этого не получили - пришли, посмотрели, постояли, ушли. И это происходило по разнарядке от управления образования — какая школа, сколько детей, из какой параллели должна была направить на данное мероприятие. Для создания массовости с целью отображения в отчётности — это, может быть, и хорошо, но для заинтересованности детей в получении знаний, скорее всего, нет.
Если вернуться к функциональной диагностике, то управление образования присылает в школы письма, что нужно в определенный период её пройти. Для чего это всё делается, мы не знаем. В каждой школе просто тупо создаётся сводная таблица, в которой прописано количество учеников с низким уровнем, средним, повышенным и высоким. Управление образования эти данные собирает, ГИМЦ [городской информационно-аналитический центр] это всё анализирует, а куда потом это всё отправляется, а также какие выводы из этого массива данных делаются, включаются ли результаты этой диагностики в итоговые рейтинги школ — нам неизвестно.
Это всё отвлекает массу времени и сил от работы. Особенно когда письма о необходимости прохождения функциональной диагностики поступают со сроками «вчера», то есть это всё оформляется задним числом. Например, звонит завуч и говорит: «Вы должны срочно провести диагностику, так как послезавтра все сроки закрываются».
Дело в том, что министерство образования и молодёжной политики Владимирской области вроде бы спускает письмо в управление образования администрации города Владимира вовремя, а до школ, а значит и до учителей, оно доходит с серьёзными задержками. Условно, приказ о проведении диагностики подписан 5-го числа, а до нас он может дойти, к примеру, 13-го, когда все сроки уже прошли. И так происходит постоянно. Почему? Мы не знаем, так как управление образования нам не подотчётно.
ДЛЯ КОГО СОБИРАЮТСЯ ВСЕ ЭТИ СВЕДЕНИЯ?
Ещё одно из последних нововведений — на школы спустили заполнение данных по нагрузке на каждого педагога на платформе «Кадровый профиль 33», и дали на это всего два дня, причём снова задним числом. Например, в нашей школе 75 педагогов, и всех их надо ввести в эту платформу с указанием их предмета, количества часов, наличие классного руководства и объём внеурочной деятельности. При этом сама платформа ещё не доработана.
В самом начале была паника. Кто-то сразу ринулся эту платформу заполнять, а она не работает, и все чаты были обрушены.
Но ведь есть электронные журналы, которые содержат сведения об учителях, об учениках, о родителях. Там есть и нагрузка педагогов, но почему-то это делается руками человека, который в принципе за это отдельно получать деньги не будет.
Эта платформа по своей сути дублирует справочную информацию обо всех педагогах внутри БАРС-системы [электронного дневника]. Почему управление образования не может получить весь массив этих данных из других баз? У нас же цифровизация всего и вся на марше, нет?
И, опять же, мы не понимаем, кому и для чего нужна вся эта беготня с «Кадровым профилем 33». У каждого учителя и так по 4-5 совмещаемых должностей; один учитель может вести сразу биологию, химию, географию и ОБЖ. Для кого и для чего рисуются эти картинки? Если зайти на саму платформу, то видно только то, что конкретной школе требуются учителя по такому-то, такому-то и ещё вот этому предмету. И ещё красивая диаграмма, иллюстрирующая средний процент нагрузки преподавателей, и кого не хватает. Всё.
С другой стороны, ежегодно в конце мая каждая школа сдает сводку о количестве вакансий. То есть мы пишем, что в такой-то школе отсутствует учитель музыки, математики, физкультуры. Если мы сдаем это, для чего нам собирать сведения в «Кадровый профиль 33»? Для визуализации? Для кого? Наверное, для вице-губернатора Владимира Куимова, который спустил вниз по вертикали эту штуку в рамках цифровой трансформации региона по постановлению регионального правительства. То есть всё для красивых отчётов министра образования и вице-губернатора, например, перед Законодательным Собранием.
О НЕПОНИМАНИИ РОЛИ УЧИТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Ещё есть платформа ФГИС [Федеральная государственная информационная система] «Моя школа». Руководители образовательных учреждений постоянно также отслеживают количество зарегистрированных учителей и детей на этой платформе. Причем этот показатель является основным в рейтинге образовательных учреждений. Но многие родители отказываются регистрировать там детей. Дело в том, что, когда ученику меньше 14 лет, эту регистрацию осуществляют родители через свои личные кабинеты на Госуслугах, и они не горят желанием, чтобы их чада «светили» непонятно, где их профили. А со своего телефона ребёнок не может заходить на платформу, так как зарегистрирован под родительскими данными. Но даже если ученику полных 14 лет и у него есть собственный профиль на Госуслугах, то возникают другие проблемы.
Например, не во всех владимирских школах есть устойчивый интернет, так что скачать эти верифицированные ресурсы иногда просто невозможно, к тому же не во всех кабинетах есть школьные ноутбуки, компьютеры, проекторы и другая техника.
Дальше: нас обязывают пользоваться «Моей школой» на уроках в преподавательских целях, так как там есть какие тематические видеоподборки по каждому предмету. То есть, на моём уроке дети должны смотреть какое-то видео в исполнении непонятно кого, хотя то же самое я могу рассказать им в классе без всякой платформы. Для чего всё это делается и какова моя роль в процессе преподавания данного предмета? Я не понимаю.
Получается следующее: родителей заставляют регистрировать детей в «Моей школе», те категорически отказываются, а классные руководители должны писать выше объяснительные по этому поводу: «Если вы не обеспечили стопроцентную регистрацию, то по какой причине? Пишите объяснительные, собирайте объяснительные с родителей». А так как наличие отказников сказывается на рейтинговых показателях школ и идут в минус директорам, то начинаются гонения, в том числе и в чатах, которые выражаются в выплате стимулирующих премий. Пока за это никого не увольняют — где они замену-то найдут?
Или, говорят, прикрепляйте задания с «Моей школы» в электронный журнал для дополнительной подготовки к урокам. То есть, в качестве домашнего задания просмотреть вот этот видеоурок. Для чего, если я провела тот же самый урок в классе, объяснила весь материал? То есть, вы еще раз посмотрите, вместо того, чтобы выполнить домашнее задание практическое какое-то. Тоже недостаточно удобно, и не у всех детей есть, как бы это не казалось странным, смартфоны и ноутбуки. Многие дети ходят с кнопочными телефонами в школу. По факту они недополучают то, что дает учитель. Я не знаю, как это оценивать.
РАЗГОВОРЫ О НЕНУЖНОМ
Кроме этого, весной спустили федеральную программу «Киноуроки в школах». Я сначала было подумала, что это что-то вроде разнообразия форматов, которые можно внедрить в рамках «Разговоров о важном», которые проходят каждый понедельник. Нет. Это сверх того, то есть, к «Разговорам о важном» впихивают какие-то непонятные форматы, которые учителя должны провести в ущерб всему остальному. Мы выяснили, что, оказывается, в каком-то регионе это была инициатива «Единой России», и это пошло по стране — типа хорошая практика, можете попробовать. Однако в некоторых школах Владимирской области это стало обязательным. По какому принципу отбирались эти школы — неизвестно.
И самое главное — эти видеоуроки сняты кем-то на коленке, и этому «самиздату» мы должны раз в неделю уделять 40 минут — целый урок. Мы детей организованно параллелями водили в актовый зал, чтобы они посмотрели эти фильмы. Потом подразумевалось обсуждение, которого никогда не было из-за нехватки времени, и которое сводилось к бездумному заполнению анкет детьми и учителями. Мы фотографировали эти анкеты на телефоны и отправляли каким-то непонятным кураторам, которые находились неизвестно где.
А после всего этого мы должны были провести какое-то мероприятие по мотивам видеоурока, подкрепить его фотографиями и письменно обозначив его значимость. Потом всё это отправлялось на сайт этих видеоуроков, где нас просили оказать этому ресурсу спонсорскую поддержку. Где муниципальные школы и где — спонсорская поддержка?! Это чьё-то лобби такое?
НА БЕССМЫСЛЕННУЮ ВОЗНЮ УХОДИТ ОЧЕНЬ МНОГО ВРЕМЕНИ
Ещё есть центральная образовательная система «Сферум» - часть общей системы в рамках ФГИС «Моя школа». В министерстве просвещения РФ Сферум преподносили как миграцию с иностранных мессенджеров для того, чтобы там можно было полностью безопасно вести диалоги между участниками образовательного процесса. Нам не запрещают пользоваться другими мессенджерами, но всё равно принудительно загнали на «Сферум». Это подвязывается через профиль в VK, который верифицируется через Госуслуги.
Сферум представляет собой большое сообщество школ в сети интернет, там создаются беседы по классам с учителями. Нам приказали аннулировать ранее созданные группы в VK-мессенджере и войти в систему через «Мою школу». И это всё криво происходит.
Более того, все беседы там находятся под бдительным присмотром какого-то «надзирателя», который, скорее всего, передаёт содержание бесед в закрытых группах непонятно кому и непонятно куда.
И это притом, что «Сферум» не упоминается ни в одном документе - ни в законе об образовании, ни в приказах министерства просвещения РФ. Получается, что когда нам говорят о том, что «Сферум» создан властями и используется с их ведома, нас вводят в заблуждение. На самом деле, «Сферум» возможно использовать только в дополнительном образовании, только по выбору и согласию родителей. Но он внедрён тотально и по умолчанию. А если не все участники процесса им пользуются, то это негативно влияет на рейтинг школы и, соответственно, на зарплату руководства. Многие учителя с переменным успехом угрожают администрации перейти на кнопочные телефоны.
Это всё было бы очень смешно, если бы не было так грустно — очень много времени уходит на бессмысленную возню в ущерб обучению детей.
УЧИТЕЛЬСКИЙ ЧАТ НИКОГДА НЕ СПИТ
У учителя на самообразование времени вообще нет. Это, наверное, знают все, кроме вице-губернатора Владимира Куимова, который, как нам кажется, верит в то, что, кроме уроков, в школе ничего не происходит.
Мы бы могли прийти домой, подготовиться к урокам сногсшибательно, найти какие-то новые знания, новые задачи интересные, продумать новые эксперименты, но на это физически нет времени - учительский чат никогда не спит. Там всякого рода указания появляются ежеминутно, и если я в течение определенного времени не отреагировала, мне начинают названивать. Звонят прямо во время уроков, и я должна отвечать.
При этом говорят, что у детей на уроках телефонов быть не должно. А как детей регистрировать на всех этих платформах?
Более того, согласно закону об образовании, телефоны запрещены в школе во время образовательного процесса. То есть мы как, одной рукой даем, другой забираем или как? Мы этого не понимаем.
Ладно, телефоны не отнимаем. Но тогда возникает другая проблема. Раньше, если один ученик забыл учебник, он подсаживался к соседу, и они работали по одной книге. А теперь получается, что тот, у кого телефон кнопочный, а такие есть, должен разделить один смартфон со своим соседом по парте и уткнуться туда, чтобы изучать эту информацию. Как это должно выглядеть?
Вы знаете, как говорится, учитель — это призвание, но в реальности всё сложнее. Текучка большая. Молодые специалисты приходят, год-два отработали в лучшем случае, а чаще всего месяц-полтора, и они уходят. Есть те, кто старше 50. Им очень тяжело. Они просят молодых педагогов им помочь. Соответственно, в силу того, что у нас один коллектив, естественно, идут навстречу и помогают в свое личное время.
Но учитель всё равно остается учителем — моя позиция такая. Почему? У меня есть дети, и дети учатся в школе. Я бы хотела, чтобы моих детей обучали такие педагоги, которые максимально нацелены на работу, а не задёрганы всякой безумной административной дурью. Я как мама хочу, чтобы моих детей учил прекрасный специалист. И поэтому я представляю других родителей, и я также отношусь к своей работе. То есть, мы держимся на энтузиазме, грубо говоря. Поэтому ты становишься иногда неугодным учителем, потому что во время урока не реагируешь на сообщения во всевозможных чатах, не отвечаешь на телефонные звонки.
Всё, что происходит сейчас в школе, можно назвать как угодно. Пусканием пыли в глаза. Имитацией бурной деятельности. Популизмом, прикрытым рассуждениями о важности национальных проектов.
Достаточно оставить только «Электронный журнал», потому что он достаточно удобный для родителей, для детей и для педагогов, и всё. То есть, всё остальное должно быть по желанию учителя. Хочет он пользоваться верифицированными ресурсами ФГИС «Моя школа» — пожалуйста, он ими будет пользоваться. Не хочет он этим пользоваться, он считает, что у него и без этого прекрасная лаборатория, он может показать кучу таких же опытов и экспериментов детям на уроке, вместо того, чтобы заставлять их смотреть это всё на экране, пусть проводит урок именно в таком ключе. А у нас всё переходит на какие-то тупые платформы, и это напрягает.
КОМФОРТНАЯ ГОРОДСКАЯ СРЕДА ВМЕСТО ЗНАНИЙ
Некоторых учителей возмутило задействование учащихся в голосовании за комфортную городскую среду. На школу управление образования спускало определенное количество человек, которые должны были проголосовать за любой объект, который был представлен в городе Владимире. Соответственно, 100 человек в среднем в день. Это сопровождалось очень жёсткими еженедельными отчетами.
Как это происходило? Директор в чате спрашивал, сколько человек в вашем классе проголосовали? Хотя принуждение к волонтерской деятельности, агитация за любые подобные мероприятия в Уставах школ запрещена. Но волонтёры подходили к детям, даже первоклассникам, у которых были телефоны, и указывали им объекты, за которые надо проголосовать. И так по всей школе, а потом дошло дело и до родителей.
Доходило до того, что в одном случае волонтёр звонил родителям первоклассника, чтобы те удалённо сняли с телефона ребёнка родительский контроль, чтобы тот смог проголосовать.
Более того, волонтёрами при голосовании за объекты в рамках комфортной городской среды были учащиеся 8 и 9 классов, которые в тот день вместо учёбы организовывали этот процесс - ходили по классам, выводили детей с уроков и голосовали в этот момент. То есть как-то непонятно, что происходит у нас в системе.
И это с выборами ещё не связано, а так — просто общегражданский прессинг.
Кстати, когда учителей заставили работать в выборы, им сказали: «За отгулы вы это делаете». А при такой организации системы мы этот отгул когда возьмём? Двойную оплату никто даже не предлагал.
О ПРОБЛЕМАХ С «ПУШКИНСКОЙ КАРТОЙ»
Это - замечательное веяние, просто превосходный федеральный проект. Но многие родители отказываются от «Пушкинских карт», потому что получить ее не то, что трудно, у них просто нет на это времени. Дело в том, что после 14 лет дети должны быть зарегистрированы на Госуслугах и обратиться в МФЦ, чтобы в электронном варианте ему эту карту оформили. Не все родители идут с детьми их оформлять. Но опять-таки это влияет на рейтинг школы, и заставляют учителя, классного руководителя собирать детей и ехать в МФЦ оформлять эти пушкинские карты в свое свободное время, чтобы у детей была возможность посещать мероприятия, которые будут оплачиваться этой картой, на которую государство зачисляет пять тысяч рублей.
Если родители отказываются, то почему это должно влиять на рейтинг школы?
Эту проблему как-то можно решить централизованно, если захотеть.
АБСУРДУ НЕТ ПРЕДЕЛОВ
Учитель является беззащитной фигурой в рамках образовательного процесса. Любая жалоба, которая спускается из управления образования, она решается в школе, и чаще всего не в пользу учителя, потому что мы боимся, что родители пойдут в более высокие инстанции, даже не имея оснований на это. Учителя делают крайним, либо его увольняют. Разные бывают жалобы, вплоть до того, что учитель неправильно посмотрел на ребенка, не понравилось, задел его личные границы. Абсурду нет пределов.
И это притом, что учитель у нас вроде как теперь точно должен звучать гордо. Мы слышали про Год педагога и наставника, но даже его не почувствовали.
По нашей школе могу сказать, что за учителя редко кто вступится. Родительский комитет рулит. Родители каким-то образом достают номера телефонов учителей-предметников, начинают их забрасывать сообщениями в нерабочее время. Почему моему ребёнку поставили 4, а не 5? Почему 3, а не 4?
И никто не понимает, что если учителя постоянно дёргать, он качественно не сможет передать детям знания. Нет внутренней удовлетворённости от результатов собственного труда, кажется, что всё впустую, и это удручает.
О РЕЙТИНГАХ ШКОЛ И ЗАРПЛАТАХ ДИРЕКТОРОВ
И по поводу пресловутого рейтингования школ, о которое уже заходила речь. Как изнутри выглядит эта механика? На каждый из объектов, которые должны оценивать, управление образования либо ГИМЦ, дается определенная доля, квота баллов, допустим, 300, 1200, которые в сумме дают определённое количество баллов по школе. Это все оценивается специалистами ГИМЦ и потом считается. Была информация, что все это потом нивелируется субъективной очной оценкой руководства, когда они собираются подводить итоги.
Этот рейтинг по факту правильно называть составлением показателей эффективности работы, от которых зависит зарплата руководителей организаций и управляющего состава. Не учителей, а административной верхушки. В зависимости от того, сколько ты очков наберешь в этом рейтинге, ты получаешь зарплату. От этой зарплаты, допустим, 60 тысяч, у тебя все замы получают по 70-80% от этой суммы. Очень часто всплывала информация, что субъективно плюсуется такая оценка по конкретным персонам.
Никто не знает, как это происходит. Не исключён фактор предвзятости со стороны оценщиков: «А не слишком ли жирна зарплата у этого конкретного директора? Давайте его немножко остудим, понизим, потому что в сумме уж слишком жирно получается по денежкам».
Есть директора школ, у которых контракты бессрочные, но есть и те, с кем они заключены на год. В данных случаях, если ты удобен кому-то наверху, тебя оставляют. Если ты неудобен, тебя зачистят так или иначе, невзирая ни на какие прежние заслуги и достижения. И можно прикрыться любым рейтингом, потому что итоговых сводных баллов никто не видит, а значит, не может себя сравнить с коллегами из других школ.
Самое смешное, что приказ о заработных платах на следующий год идет после рейтинга. В один год выставление рейтингов по времени сместили, и зарплаты были утверждены до - так получилось. И возник затык: от чего отталкиваться, потому что рейтинг еще не нарисован, а зарплату руководящего состава надо уже утверждать? Как-то все это решили, но для некоторых это вряд ли прошло безболезненно.
И ещё о рейтингах. Буквально на днях лучшей школой города Владимира объявили школу №49. Я не буду оспаривать такие выводы вышестоящего руководства, но для сообщества — не секрет, что в этой школе самая критическая ситуация в городе с нехваткой кадров. А третье место присудили бывшему лицею-интернату №1, где пару месяцев назад одним днём уволили директора, и эта история обрастает множественными слухами, и, скорее всего, завершится в суде. Такие вещи, как острый дефицит учителей и резкое увольнение руководителя, вряд ли могут свидетельствовать о том, что в этих школах всё отлично. А что тогда может происходить в образовательных учреждениях, которые высокими местами в рейтинге не отмечены?
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.