Когда Владимир был городом мостов

До того как Лыбедь убрали в подземный коллектор, через реку в черте города Владимира было переброшено около десятка мостов. Кроме живописного вида, эти конструкции доставляли горожанам немало проблем, а властям - хлопот
СПЕЦПРОЕКТЫ Автор: 26 Декабря 2019, 17:31 16 4398
блоу-ап

Самый известный мост столицы Владимирской области — мост через реку Клязьма, спроектированный институтом «Гипрокоммундортранс» и построенный во второй половине 1950-х годов. Его деревянные предшественники на плашкоутах или на сваях стояли испокон веку чуть выше по течению реки.

Кроме Клязьмы, во Владимире мосты были и над другими реками: Рпенью, Лыбедью и Почайной. Фотографий этих сооружений почти нет, информация о них крайне скудная. В основном исторические источники сообщают о плачевном состоянии этих мостов или о необходимости их ремонта.

В распоряжении Зебра ТВ есть несколько фотографий автомобильного и пешеходного моста через реку Рпень в районе завода «Автоприбор». Этот мост - предшественник современного железобетонного путепровода. Мост через реку Рпень на пути из Владимира в Доброе село и Боголюбово был, очевидно, с давних времен. Дата постройки деревянного сооружения, изображенного на снимках, неизвестна.

frIN2EggTyU.jpg

Первая фотография была сделана в апреле 1941 года и опубликована в газете «Призыв» с целью проиллюстрировать мощь половодья весны того года. «Тихая и маленькая река Рпень весной в половодье принимает угрожающий вид», - говорится в подписи под снимком. На фото изображен деревянный мост на деревянных сваях и огромные глыбы льда выше по течению реки, угрожающие достаточно легкой конструкции. Несмотря на опасность, мост набит людьми, наблюдающими за вздыбившейся Рпенью.

gHMwFvCVCfU.jpg

На второй фотографии можно увидеть тот же мост 10 лет спустя — в конце 1940-х или начале 1950-х. Судя по просевшим пролетам и покосившимся столбам, состояние его уже внушало серьезные опасения и вскоре был построен железобетонный мост, который существует и поныне в створе Большой Нижегородской улицы.

k4W3tXIMKzM.jpg

На Лыбеди тоже было несколько мостов. В очерке Алексея Иванова 1927 года, посвященном городу Владимиру, написано, что проезжих мостов в городе шесть. На плане, приложенном к этой работе, можно увидеть, где располагались эти шесть проезжих мостов и еще два непроезжих моста. Примерно в тех же местах мосты были обозначены на планах Владимира конца 19 и начала 20 веков.

qryJsI-cBJ4.jpg
  1. Мост между Малыми Ременниками и Стрелецкой слободой. Примерно в этом же месте сейчас находится пешеходный мост через овраг около Политехнического колледжа и дома №1 по улице Стрелецкой.

  2. «Никитский мост» - между Никитской улицей и Нижним Боровоком. В дореволюционных газетах писали, что местность около этого моста непроходима осенью и весной из-за грязи. После строительства в 2017 году Лыбедской магистрали в этом месте долгое время стояло болото, а после дождей образовывались маленькие озера.

  3. GcGF8A9BH10_pure2.jpg
  4. Мост на пересечении Гороховой и Боровков - под лестницей, ведущей из Шишовой улицы (Ильича) и поселка Воровского (Княгинин монастырь). Существует изображение этого места, изменившееся сейчас почти до неузнаваемости.

  5. gzSGpHhsyac.jpg
  6. «Каменный мост» на дамбе - в районе Нижних бань и Красного Креста. О его появлении есть запись в отчетах о деятельности Владимирского городского управления за 1912 год: «В отчетном году был построен новый каменный мост через Лыбедь на дамбе против муравкинских огородов, израсходовано 479 рублей 90 копеек». В настоящее время в этом месте пересекаются улицы Горького, Гагарина, Ерофеевский спуск и Лыбедская магистраль.

  7. «Поцелуев мост» - между улицей Воровского и Петропавловским переулком (Юрьевский переулок). Название получил, как утверждают краеведы и старожилы, потому что на сооружении, в тени разросшихся деревьев, любили целоваться влюбленные. Кроме романтических пар, в этом укромном месте в начале 20 века по вечерам встречались владимирские революционеры. Мост давно не существует, как и Юрьвский переулок и лестница к нему с улицы Воровского. Небольшая фотография, на которой это сооружение видно, была опубликована в последнем выпуске владимирского краеведческого журнала «Старая столица».

  8. xxcgM1UuaPw.jpg
  9. Мост на Ивановской-Подгорной улице. По этому мосту 23 августа 1893 года проходил Владимир Ильич Ленин, следуя на встречу с марксистом Николаем Федосеевым. Сейчас на месте моста проходит Лыбедская магистраль.

  10. Мост между Зачатьевским переулком и Варваркой. Примерно в этом месте в настоящее время располагается пешеходный переход через Лыбедскую магистраль возле стадиона «Лыбедь».

  11. aottIP7JzA0.jpg
  12. Мост на улице Фрунзе, в районе губернской больницы (современная площадь Фрунзе). Этот мост - один из самых проходных, не отличался удобством, люди падали с него прямо в руку. Дошло до того, что в конце 1940-х годов городские власти были раскритикованы в газете «Призыв»:

«Мост через реку Лыбедь, что стоит по улице Фрунзе, около поликлиники №1, известен многим жителям города Владимира. Тысячи людей ходят через него на завод "Автоприбор", Химзавод, хлебзавод, в поликлинику, в больницу и другие учреждения. Но надо сказать, что особенно памятен он тем, кто с этого моста делал вынужденные прыжки в овраг.

Дело в том, что мост очень узкий, не имеет ограждений. В ночное время электрический свет проходящих по нему автомашин ослепляет глаза пешеходам, они оступаются и... летят в овраг.

Товарищ А. Ф. Деметьева еще в мае прошлого года в своем письме сообщала:

"Мост через реку Лыбедь высокий и не имеет ограждения. Он опасен для пешеходов и транспорта. В темный вечер я упала с моста в овраг, проболела больше месяца. Падение сильно отразилось на моем здоровье. Обратите внимание и как можно скорее сделайте перила на мосту".

Как же реагировали на это письмо руководители городского Совета? Они, конечно, посочувствовали тов. Дементьевой. Долго думали, что же предпринять по этому сигналу. И, наконец, у них явилась прекрасная мысль: соорудить новый мост.

Вскоре тов. Дементьева получила ответ:

"Исполком Владимирского Совета сообщает, что мост через реку Лыбедь намечен к реконструкции. Разрабатывается проект и смета. В 1947 году мост будет построен. Зам. председателя исполкома городского Совета Илларионов".

Много времени прошло с тех пор. Немало, очевидно, составлено протоколов и смет, израсходовано средств, а мост и поныне стоит все тот же, без ограждений. Опасность для пешеходов до сих пор не ликвидирована.

Помнит ли тов. Илларионов свои слова и думает ли претворить в жизнь свои обещания».

Еще несколько совсем маленьких мостков в частном секторе в районе Боровков и Юрьевского переулка можно видеть на старых фотографиях. В 1960-х годах Лыбедь убрали в подземный коллектор, а мосты ушли в прошлое.

3BNGNrj72cM.jpg

В современном Владимире проблемы с оставшимися мостами, которые на новый лад называют путепроводами, во многом остались прежними.