Александр Авдеев уже более четырех месяцев возглавляет Владимирскую область в статусе временно исполняющего обязанности. Президент Путин назначил Авдеева руководителем региона до губернаторских выборов, которые должны пройти в сентябре этого года. Александр Авдеев планирует баллотироваться на пост губернатора Владимирской области. Причем пойдет на выборы с сильной позиции - в качестве креатуры президента.
За полгода до выборов у аудитории Зебра ТВ к фавориту губернаторской гонки накапливаются все больше и больше вопросов. Редакция отобрала три основных блока тем, на которые Александр Авдеев согласился побеседовать — стратегия развития региона, кадровая политика и федеральные преференции.
В студии «Зебра ТВ» временно исполняющий обязанности губернатора Владимирской области Александр Авдеев. Сразу оговариваемся, что оставляем за скобками внешнеполитические вопросы, поскольку это не наш уровень, не наша компетенция. Мы живем во Владимирской области. Нам важно и нужно знать, куда, с кем и как мы идем. Об этом мы и будем разговаривать с Александром Александровичем Авдеевым.
Александр Александрович, вас во Владимирскую область направил президент России Владимир Путин. Это само по себе уже большой карт-бланш. Насколько мы представляем, в такой политический путь не отправляют с пустой котомкой. Наверно, какие-то были даны обещания, какие-то преференции? На что Владимирская область может рассчитывать в связи с вашим приходом?
Здравствуйте, Сергей. Это такое расхожее представление, что раз губернатор был прислан, значит, с ним большой еще инкассаторский автомобиль с деньгами приезжает. Такого, к сожалению, не бывает, но это не значит, что поддержку мы не можем получить или мне откажут в каких-то просьбах.
Тут парадокс в том, что мы, к сожалению, сами пропускаем те возможности, которые есть у области для участия в различных программах. К примеру, если действует программа, поддержанная президентом, выделены большие деньги, вошла в народный бюджет - ремонт школ, то многие регионы получили по 400, по 600 миллионов, по миллиарду на ремонт школ в 2022 году. К сожалению, Владимирская область одна из трех не заявилась в эту программу, хотя возможность эта есть. Обидно упускать такие возможности.
Тут даже не нужны дополнительные деньги, хотя бы в эти программы. Примерно то же самое у нас по программе развития села. У нас только один район заявился, хотя области получают приличные деньги на несколько районов для комплексного развития сельских территорий. Нам бы надо научиться хотя бы этими программами управлять и заявляться для того, чтобы получать эту поддержку.
Если говорить о дополнительной внеплановой, что действительно там поддержка со стороны, скажем, администрации президента, правительства и так далее, мы это получаем. Как только нам понадобилось, допустим, строительство инфекционного корпуса, мы получили поддержку от Минздрава и Минфина. Мы сейчас по моей просьбе получим поддержку по приобретению транспорта, по дополнительным средствам по ремонту дорог и комфортной среде.
Нас слышат, но в данном случае на Кремль надейся, но сам не плошай. Нам важно научиться работать с теми программами, с теми возможностями, которые уже есть. К сожалению, мы эти возможности часто упускаем. В остальном тоже нас поддерживают.
Александр Александрович, по поводу стратегии развития региона вопрос. Вам хорошо знаком опыт Калужской области. Если упрощенно сказать, то это акцент на инвестиции. Ради привлечения якорных инвесторов, имиджевых инвесторов, ресурсных инвесторов область готова тратить деньги, ждать определенное время, пока пойдет, как говорится, выхлоп и обратка от того, что открылось какое-то предприятие. Эта модель применима к Владимирской области?
Я бы сказал, что это не модель Калужской области, а, к примеру, это модель Китая. Когда мы говорим о той индустриализации Китая, которая привела его на те проценты роста внутреннего валового продукта, на ту позицию в мире, когда, по сути дела, Китай является мировой фабрикой, это как раз вот этот путь, который начался в 1979 году с известного посыла [фактического руководителя Китая] Дэн Сяопина, продолжается по сей день, только-только набирая обороты, но иногда бывают сбои, как в любой экономике. Это создание условий; это огромная программа индустриализации, потому что именно в индустрии лежит высокая добавленная стоимость, рабочие места, доходы для граждан и доходы для бюджетов всех уровней. Этот путь уже не уникален.
В данном случае пример Калужской области — это один из тысячи примеров последователей, которые и в Европе, и в Азии, и у нас на территории страны - Казань, Липецк - много территорий, которые за счет ускоренной индустриализации получили хорошие проценты роста экономики. Собственно, весь путь заключается в том, что, когда мы говорим об ускоренной индустриализации — это значит, что мы создаем такие условия. Мы сами подталкиваем предприятия для более быстрого строительства, для опережающего роста их производств.
Во всем мире, если раньше брать сельхоз уклад, в сельском хозяйстве требовалось большое количество людей, было много ручного труда, сейчас мы наблюдаем отток населения из села, потому что технологии стали современными. Раньше для того, чтобы обеспечить надой в тысячу тонн необходимо было огромное количество людей на селе, а сейчас в 10 раз меньше. Эти люди нуждаются в работе, и желательно, чтобы эта работа была высокооплачиваемой, с высокой добавленной стоимостью на предприятиях современной экономики.
Что такое «опережающая [индустриализация]»? У нас есть предприятия, которые имеют свои планы развития. В принципе, если хотя бы не мешать, а это хотя бы первое, что необходимо делать, и бизнес всегда об этом говорит. [Мы спрашиваем предпринимателей:] «Чем вам помочь?» [Они, как правило, отвечают так:] «Хотя бы не мешайте». Темпы развития будут 2-3%. А вот если еще научиться не мешать, а создать такую среду, когда ты еще имеешь возможность помочь, вкладывать часть каких-то денег, может быть, бюджетных в расчете на будущую отдачу, то ты получаешь другие темпы, ускоренную индустриализацию с повышенными темпами роста. Тогда ты получаешь темпы [роста] не 2-3%, а получаешь темпы 5-7%.
И, действительно, в горизонте 7-10 лет эти инвестиции, займы [дадут эффект для экономики]. Есть такое понятие tax increment financing — это когда ты инвестируешь бюджетные или заемные деньги в расчете на то, что эти средства будут возвращены за счет будущих налогов, будущих доходов. И в горизонте 7-10 лет ты получаешь практически удвоение валового регионального продукта.
Данный опыт, еще раз говорю, не уникален, он пройден, он зарекомендовал себя везде. Каждая страна стремится найти свой путь в этой части, свою нишу с точки зрения технологий, кто-то [развивает] IT, кто-то - биотехнологии, фармацевтику, товары для жизни, тяжелую индустрию. Для Владимирской области это абсолютно возможно, потому что у нас есть предприятия, у которых есть свои планы по развитию, но если мы им будем помогать, то скорость удвоится и мы получим больший эффект. Вот, наша задача делать так.
Хотел очень спросить: на встрече с главными редакторами [в формате] «без галстуков», которая осталась off the record, вы, тем не менее, немножечко приоткрыли свои личные планы по поводу обустройства жизни себя и своей семьи во Владимирской области. Можете о них сейчас рассказать, что-то из этого?
Да, сейчас потихоньку волна ковида пошла на спад. Было бы странно, наверно, если бы я первые два-три месяца занимался бы своими бытовыми условиями, а не занимался бы медициной и вообще проблемами, которые сложились на конец 2021 года. Сейчас я принял решение, что я приобретаю уже участок в пригороде Владимира, в одном из поселков. Буду строить дом. Буду обживаться там.
Можно сказать, какой дом вы планируете строить?
У нас в Киржаче предприятие «ИКСЭл» запускает инновационную линию по производству домов фабричных. Я, пожалуй, стану, наверно, может быть, даже их первым клиентом. Это наш производитель. Мне хотелось попробовать эту инновационную технологию.
А семья в полном составе приедет?
Семья у меня - жена, сын и дочь. Сын в Москве учится. Когда доучится, будет принимать решение, где дальше работать. С женой и дочкой приедем сюда.
Выбрали школу [для дочери]?
Да.
Можете назвать?
Могу сказать, что или №25 или №23, скорее всего. Опять же, в том числе из-за близости к работе относительной, в районе улицы Горького.
Возвращаемся к работе. Кадровый вопрос многим не дает покоя в аспекте «варягов», или так называемых вахтовиков. К сожалению, в последние лет 5-7 во Владимирской области уже перестали болезненно воспринимать приезжающих специалистов. Но к ним возникает такая претензия, такой вопрос: они поработали, и уехали, они [здесь] не оседают. Нормально ли это? Как вы думаете, стоит продолжать обновлять управленческие кадры «свежей кровью»? А, может быть, эту «свежую кровь» искать не на стороне, в других регионах, а [провести] условную репатриацию тех кадров, которые уехали из Владимирской области по разным причинам или остались, но не востребованы?
Смотрите, на самом деле все гораздо проще. Сейчас при подборе я опираюсь в основном на местные кадры. Хотя кажется, что пришел заместитель, [куратор блока социального развития] Куимов Владимир, [который родился в Костромской области, работал в Москве и Новгородской области], или допустим, [заместитель губернатора, отвечающий за блок социального развития Константин] Баранов из Калуги, и так далее. На данный момент ключевой вопрос — это быстрое вхождение в федеральные программы. Для этого требуется опыт, требуются навыки работы с федеральными министерствами, федеральным правительством. И те, кто соответствуют этим критериям, те быстрее в 2022 году и дальше дадут эффект от того, что пойдут в буквальном смысле деньги [в регион]. Необходим пользоваться инфраструктурными бюджетными кредитами, программами и так далее. К сожалению, так сложилось, что к концу 2021 года мало, кто из коллектива, из команды мог это делать, поэтому появление одного из заместителей ровно с этим связано.
Если говорить наоборот про внутреннюю политику, про внутреннее знание проблем, понимание, что происходит на территориях, в районах, в муниципалитетах, что происходит в обществе. Здесь, безусловно, местные специалисты, Дмитрий Николаевич Лызлов как раз полностью соответствует этой задаче. И в целом, если посмотреть чуть по глубже, кажется, что кругом «варяги», если посмотреть поглубже, что происходит в департаментах, ГУПах и так далее, там я как раз возвращаю только местных специалистов, потому что они лучше знают, как работает коллектив, как устроена система, как она сложилась, какие взаимоотношения и так далее. Там опора полностью на местные кадры.
Еще очень важный кадровый вопрос по поводу практики конкурсного набора на должности. Как вы к этому относитесь? Как у любого механизма, есть плюсы, есть минусы. Но просто, если не конкурсный отбор, то как человек, который искренне хочет что-то сделать нормально во Владимирской области, не набить карман, не построить карьеру, а у него есть какие-то идеи, какой у него социальный лифт, чтобы попасть в команду губернатора Авдеева?
Не поверите, формально у нас 90% должностей — это конкурс. Понятно, что часто он проводится именно формально из узкого выбора специалистов, которые так или иначе уже где-то рядом работают, либо в районном уровне, либо в областном, в департаменте и так далее. Поэтому формально можно обеспечить конкурсные процедуры, но по факту требуется оценка и профессиональные знания. Часто бывает так, что без опыта работы в публичной власти, без ступенек, пройденных в муниципалитете, в учреждении, потом в части областной структуры, допустим, департаменте, очень сложно на высоком уровне быстро войти в те задачи, которые стоят перед [тем или иным] департаментом, администрацией и так далее.
Часто бывает так, что те, кто говорят, что хотели бы поработать и так далее, без обид, но хотят сразу руководящие должности. Хотя, на самом деле, для того, чтобы соответствовать всем требованиям, надо пройти некоторые ступеньки. Надо пройти эти ступеньки, получить этот опыт, получить опыт публичной работы, взаимодействий. Там очень много сильно отличается от работы в частном секторе, деловом секторе и так далее. И вопрос тогда: насколько человек правильно себе представляет [специфику работы]? Очень много и делал, хотел быть уже руководителем, но не хочет потратиться на то, чтобы хотя бы полгода, год пройти какую-то муниципальную практику. Да, может быть, на позициях чуть ниже, но тем не менее получить этот опыт. Я думаю, что если будет правильное, адекватное представление об этом, то у человека есть все шансы попасть либо на муниципальную, либо пока на рядовую должность в наши структуры, в учреждения, в департаменты как ведущий специалист, заместитель и так далее, адаптироваться [к службе]. И только после этого можно сказать, получается у человека или нет. Немногие могут адаптироваться к правилам государственной муниципальной службы. Это не у всех получается. К сожалению, иногда кто-то начинает путать государственную с частной лавочкой. Таких случаев, к сожалению, очень много. И не всегда те хорошие иногда идеи, которые у людей есть, реализуемы в рамках законодательства. В частном секторе это можно сделать, в строительстве это можно сделать, в НКО это можно сделать, а правила, которые существуют для государственной и муниципальной службы, бюджетного законодательства, не позволяют иногда так оперативно делать. Заставляют все делать через бюджетные правила, через Бюджетный кодекс, через федеральный закон №44 [о закупках для государственных и муниципальных нужд], через ряд других. Это ограничение, но это консервативное ограничение, которое призвано сохранять финансы, имущество и прозрачность работы государственной муниципальной службы.
Я так понял, что идеалистам с горящим взором нечего делать в вашей команде?
Нет, мы найдем применение. Еще раз говорю, если это адекватное представление, что мало, условно, нарисовать какой-то чертеж, и думать, что это можно легко реализовать. А публичные слушания? А Генеральный план? А проекты планировки? А мнения других людей?
Скучно, но без этого никуда.
Абсолютно верно.
Александр Александрович, у вас уже есть внутренние решение по поводу застаревшего вопроса с так называемым Владимирским посольством в Москве? Надо или не надо? При вас будет оно, или вы считаете, что это излишняя трата? Стоит достаточно дорого. Особняк, центр Москвы, историческое здание, его содержание, штат и руководитель в статусе вице-губернатора. У вас сложилось в голове, что делать с этим кейсом?
Надо — сто процентов. И надо, чтобы это работало. Задача, чтобы представительство выполняло не просто посольскую роль, какие-то приемы и так далее, а как раз деловую роль с точки зрения работы с теми контрагентами, которые, как мы бы хотели, стали нашими партнерами, инвесторами, финансовыми партнерами по ряду вопросов и так далее. Иногда важно, и это тоже одна из функций, чтобы не дергать отсюда специалистов на совещания где-нибудь в правительстве, в министерстве, там руководитель представительства может запросто подменить любого из заместителей губернатора, если требуется на какое-то совещание, коллегию в Москве, чтобы здесь люди работали на местах, решая проблемы, поменьше выезжая по таким иногда дежурным поводам. Надо посидеть на совещании, надо сходить к министру, выполнить представительскую функцию и так далее. Это очень важно. Кажется, что оно не нужно, если это не использовать. Если это использовать, то это приносит гораздо больше выгод и перспектив, чем, если бы мы отсюда пытались бы контактировать со всем миром. Москва — центр концентрации со всем миром, столица все-таки. Иностранные компании, отечественные предприятия, и вообще обмен информацией и так далее. Участие в выставках. Иногда даже требуется просто перевалочный пункт, когда мы представляем свою область на каких-то московских, международных выставках, сейчас с пандемией поменьше этого стало, но в целом наше позиционирование мы намерены усиливать. Поэтому сто процентов – [представительство Владимирской области в Москве] будет работать; сто процентов - функционал будет разрастаться, но с пониманием, что должна быть отдача.
Исходя из ваших объяснений, что руководитель представительства в определенных обстоятельствах и ситуациях будет замещать вице-губернаторов, соответственно, статус у него тоже должен быть вице-губернаторский?
Думаю, да. В большинстве регионов так и сделано, что заместитель губернатора. Из всех регионов, которые мне так знакомы либо лично, либо косвенно, у всех есть представительства ровно с такими функциями. Менее эффективно, более эффективно работают, но тем не менее с такими функциями. Наша задача сделать это не статусным органом, а деловой организацией, которая приносит доходы в бюджет области.
Александр Александрович, чуть-чуть политический вопрос. В сентябре выборы. Вам надо проходить через эту процедуру, несмотря на то, что президент назначил, но надо избавляться от приставки «временно исполняющий обязанности». Кстати, не обидно?
Нет.
«Врио» вечно надо добавлять.
Название не имеет значения. Я всегда говорю, что содержание важнее формы.
Так вот, чтобы избраться, надо завоевать любовь и доверие, уважение избирателей, жителей Владимирской области, которые пойдут на выборы. Соответственно, у вас должен начаться, если брать отношения мужчины и женщины, конфетно-букетный период. Что у вас в букете и что в коробке с конфетами? Чем будете завоевывать [симпатии избирателей]? Все равно же это в том числе и эмоции. Это выбор не только головой и не только какими-то практическими соображениями.
Если вы обратили внимание, я стараюсь общаться и с журналистским сообществом, и с интернет-сообществом, с людьми на территориях. Я стараюсь почаще выезжать в районы для того, чтобы понять, что происходит, каков запрос людей, самому оценить ситуацию, потому что иногда кажется, что надо решать вот эту проблему, а на самом деле источник проблемы в другом лежит. Исходя из той информации, личного опыта, личного представления, те проблемы, которые накопились, можно разделить, как обычно, на те, которые можно решить быстро, и те, которые, к сожалению, быстро не решишь, требуется время.
Из таких «кричащих» проблем – медицина. К сожалению, ни одна область самостоятельно вряд ли сможет это решить, но мы будем её решать. Построим инфекционный госпиталь. Будем заниматься системой здравоохранения первичного звена: приемы, регистратуры, врачи общей практики, совершенствование системы взаимоотношений с людьми, call-центр 122, упростить вообще взаимоотношения с системой здравоохранения, чтобы повысить комфортность хотя бы. С кадрами задача поставлена.
Что-то можно постараться решить быстро, грубо говоря, принять дополнительные программы поддержки и привлечения кадров, но в долгосрочной перспективе мы видим, что конкуренция между регионами, условно, кто-то дает [специалистам] 500 тысяч, а кто-то уже дает миллион в виде подъёмных. Люди перетекают из одной области в другую. Тут нужна действительно система в этом отношении.
Важнейшая проблема, которую надо решать быстро и мы намерены ее решить весной-летом — это транспорт. Начать решать так, чтобы это стало заметно и чтобы было у людей понимание, что власть эту проблему видит, решает, и что она потихоньку сдвинулась с мертвой точки и качество перевозок пассажирских улучшается в районах, в городе и так далее.
Это по-прежнему продолжается. Она неплохо начата была. Главное не терять темпы, может быть, даже нарастить — это проблемы дорог и комфортной среды. Людям важно, чтобы, выходя из подъезда, они не по лужам шли и по ямам, а спокойно могли перемещаться и говорить, что город комфортен, удобен и не травматичен ни для автомобиля, ни для человека.
Нам требуется все-таки, о чём мы чуть-чуть раньше говорили, создание новых рабочих мест. Несмотря на то, что у нас в принципе неплохая ситуация с безработицей и вакансий гораздо больше, но если посмотреть на уровень средней заработной платы, то мы выясним, что ситуация, скажем так, не печальная, но точно заставляющая задуматься. Мы находимся на 14 местам в Центральном федеральном округе. Что это значит? Это такое колесо, из которого нам надо выходить. Что такое колесо? Средне по экономике у нас, условно, 33 тысячи рублей. От среднего по экономике считается зарплата бюджетников, а это весь социальный сектор. Когда мы говорим о том, что у нас медики убегают, что у нас врачи уезжают, то мы как раз привязаны к средней по экономике. И чтобы была возможность платить и социальным структурам повешенную зарплату, в экономике должна зарплата расти. Мы сейчас повышаем в этом году, по сути дела индексируем, но тем не менее это неплохое повышение по социальной сфере. Рассчитываем, что и экономика тоже включится в этот процесс, и средняя зарплата по экономике подрастет, а значит, будут рабочие места, которые будут привлекать людей, и люди будут оставаться, а не уезжать в Москву. Нам требуется опять же для опережающего развития, чтобы мы не только в этом году что-то делали, а чтобы бизнес и люди понимали, что есть перспектива: вот - новое предприятие; вот - [ещё одно] новое предприятие; здесь - рабочие места, и здесь - рабочие места. Чтобы люди могли планировать свою жизнь, студенты могли планировать свою занятость на протяжении 5-10 лет в среднесрочной перспективе. Тогда у нас вся система - и бюджетная, и частный сектор - будет стремиться к хорошим показателям, а это значит, что здесь будут оставаться люди, что мы станем привлекательными. Такие задачи стоят в первую очередь. В первой краткосрочной и среднесрочной перспективе.
У нас много задач в сельском хозяйстве. Мы не очень хорошо выглядим, а от этого зависит жизнь на селе. Мы опять-таки, как я говорил, по образованию, по участию в программе комплексного развития сельских территорий тоже плохо участвуем. У нас всего лишь Собинский район в прошлом году заявился. Сейчас активизируемся, чтобы хотя бы 2-4 района попали в эту программу. Мы просто не используем те возможности, которые нам дает федеральное правительство. Такие задачи ставим.
Яркое что-то будет, политтехнологическое какое-то обещание? Или надежда, или мечта, или [ставка исключительно на] прагматизм, и всё? «Я честный, прагматичный. Нравится — выбирайте».
Если мы научимся работать быстро, если мне удастся команду, администрацию совместно с главами, совместно с бизнесом, собравшись, показывать быстрые результаты, то в каком-то смысле из рутинной работы можно будет сотворить и чудо. То есть делать то, что раньше делалось в течение трех лет, допустим, делать за год, но это можно только сообща. Не знаю, получится чудо или нет, но мы будем к этому стремиться.
Александр Александрович, опять, возвращаясь к встрече без галстуков с главными редакторами, все-таки мы долго говорили, почти два часа, живо, интенсивно и все равно не хватило времени. Когда вы описывали свой метод, свой подход, свою работу, использовали очень яркую и многим понятную, мне по крайней мере точно, автомобильную метафору. Вы ее просто так использовали или вы на самом деле автомобилист? Если да, то мне как автомобилисту интересно, что вы любите в машинах? Какие вы машины любите? По бездорожью гонять, по шоссе ездить, по городу, дрифтовать?
Это и метафора, и одновременно правда. Права я получил в 17 лет. На них даже было написано «действительны только, когда исполнится 18». У меня уже стаж получается 29 лет. Я относительно много поездил. На самом деле даже в какой-то момент устал. Разные автомобили были. Сначала была у отца «Жигули» «шестерка», потом у меня «Жигули» «шестерка», потом Ford был, сейчас у меня «Нива», и у супруги [Volkswagen] Golf. Какие-то кроссоверы в целом, какие-то микроавтобусы. Исходя из моих габаритов, мне машина побольше нужна.
Пассажиром приятнее ездить на служебном автомобиле, или тянет за руль иногда?
Иногда езжу, но немного. Буквально там, не знаю, в магазин, по делам, или к маме на дачу, или в деревню заехать, допустим. В основном, конечно, перемещаюсь на служебном давно уже.
Александр Александрович, по поводу стратегии еще раз хочется вернуться. Вы говорили об индустриализации, промышленном рывке, который вы видите как возможное стратегическое развитие Владимирской области. Здесь немножко пугает экологический аспект. Люди, когда говорят «промышленность», побаиваются. Во Владимирской области много лесов, много агротуризма, исторического туризма. Не думаете ли вы, что, оставляя за промышленностью ее право развиваться и расти, акцент основной лучше сделать, используя другое конкурентное преимущество Владимирской области — ее выгодное территориальное положение и развивать логистические центры? Одно из соглашений, которое вы уже подписывали, это Wildberries — крупный логистический центр. Логистика — не стоит ли в этом направлении двигаться? Не такая нагрузка на экологию, большое количество рабочих мест, быстрая отдача, быстрее, чем в промышленности. Думали в этом направлении или я вам подарил идею?
Вы ровно в тех же трендах рассуждаете, в которых мы размышляем. Здесь есть несколько аспектов. Где-то я уже говорил, но повторюсь, что мы действительно очень выгодно расположены. В принципе от столицы государства вся страна - на восток. Основная трасса идет как раз через нас. С появлением еще более быстрой трассы М-12 у нас появляются возможности и угрозы. Угроза — стать такой, прошу прощения, вылетной трубой, из которой все вылетает: специалисты, деньги, инвестиции в Москву, товары на Дальний Восток, а здесь ничего толком не остается. На восток, это в смысле Урал, Сибирь, Поволжье.
Такой пример есть, это Тверь и Великий Новгород, которые находятся между двух мегаполисов и испытывают проблемы с развитием, потому что всё либо тянется к Москве, либо в Ленинградскую область и в Санкт-Петербург.
Такая аэродинамическая труба получается
Да, совершенно верно. И как сделать так, чтобы что-то здесь оставалось — это большого труда и больших усилий требует, и мы можем, к сожалению, стать в каком-то смысле жертвой этой трассы, потому что будет Москва и Московская агломерация, и будет дальше Нижний, Казань и Восток. Людям что здесь делать? Зачем на полпути останавливаться? Наша задача - как раз из этой угрозы постараться сделать возможности. Вопросы логистики абсолютно правомерны, и они безусловно будут решаться, но если посмотреть в среднесрочной перспективе, действительно, меньше выбросов. Хотя это такой спорный момент. Если посмотреть, к примеру, кто даёт больше выбросов в Москве, это транспорт. Логистический центр это огромное количество фур. Мы видим, когда под Лакинском допустим у нас стоят фуры на отстое, какой там воздух.
Логистика должна быть, безусловно. В краткосрочной перспективе это даст рабочие места и инвестиции, но небольшие. И рабочие места невысокодоходные, и инвестиции небольшие, потому что это не завод, это не переработка и там нет большой добавленной стоимости. И мы как раз станем этой вылетной трубой.
Задача создавать технологии с высокой добавленной стоимостью. Конечно, нужны грузчики электрокаров, водители и так далее. Но мы бы хотели, чтобы у нас были биоинженера, хорошие медики, программисты, технологи по обработке порошковой металлургии, по лазерной технологиям, по электронике и так далее. Мы куда их денем? Они в логистику не пойдут. Наши выпускники ВлГУ, наша молодёжь будет искать такие технологии в Выксе, в Дзержинске, в Казани, в Москве и так далее. Если мы будем концентрировать только на логистике, растеряем огромную палитру специалистов, которые хотели бы здесь работать.
Поэтому нам мало логистики. Нам надо поддерживать [фармацевтический кластер в посёлке] Вольгинский [Петушинского района], биофармацевтику, биотехнологии, специалистов здесь выращивать, оставлять здесь, «воровать» их в каком-то смысле, в хорошем, да, приглашать сюда, создавая условия. Нам нужны специалисты, знающие работу в климатических системах, это система техники, это инженера, это проектировщики, это биомоделирование, это создание новых пространств. Нам необходимо развивать радиоэлектронику, лазерные технологии. У нас есть какие-то намётки, допустим, программа большая сейчас на 40 миллиардов в стране принята, [это можно организовать] на базе Радужного, на базе Доброграда. Нам необходимо совершенствовать [подготовку кадров] в классических технологиях обработки, для того чтобы в Коврове были специалисты, инженера которые могли бы разрабатывать и обеспечивать производство высокоточное, не важно, для Росатома, для оборонки и так далее.
Нам необходимо совершенствовать и углублять переработку древесины, и поэтому в Муроме есть предприятия, мебельный кластер есть, во Владимире есть, в Коврове, Доброграде и так далее. Нам нужны специалисты широкого уровня, чтобы здесь всем находилось место. У нас большая область, миллион 350 населения, и сваливаться только в логистику было бы неправильно. И ни с точки зрения долгосрочного управления устойчивым развитием, ни с точки зрения добавленной стоимости эффекта в экономике.
Вы пищевку не назвали…
Пищевка, абсолютно верно. Я могу всё сейчас перечислить, по-большому счёту.
Мы долгое время гордимся, что мы — шоколадно-сладкий кластер России, а теперь ещё и колбасный.
Абсолютно верно. Это вот всё — производное от сельского хозяйства, у нас есть такие возможности. Это же технологии не прошлого века. Допустим, сейчас мы думаем, как обновить [государственное предприятие комбинат] «Тепличный». Сейчас теплицы — это как космический корабль — там всё на высоких технологиях, всё очень дорого, всё требует инженерного подхода, выскотехнологичного, компьютерного подхода.
Вы сказали «Тепличный», хочу сразу зацепиться. Очень важный вопрос: что вы думаете по по поводу приватизации ГУПов? Много копий вокруг [этого ломается], какие-то сплетни, скандалы… Люди смотрят и думают: «Это нормально, или нет?». Или не должно такого быть, пускай бизнес занимается? Мы сейчас обсуждали, у бизнеса - свои подходы, где-то — похитрее, где-то — побыстрее, но за более короткий период можно достичь эффективности. ДСУ-3, «Тепличный», это же всё ГУПы…
Я против приватизации. Если мы считаем, что мы можем хорошо управлять, значит мы должны и обязаны научиться хорошо управлять этим имуществом.
Но ведь нужны гигантские инвестиции…
Абсолютно верно.
В бюджете где такие деньги взять?
Идёт такое соревнование… Это такой отдалённый пример: в мире есть конкурс на лучший аэропорт — по пассажиропотоку, по качеству и так далее. И уже давно [идёт соревнование] между JFK [Международным аэропортом имени Джона Кеннеди в Нью-Йорке], Roissy-Charles-de-Gaulle [Международным аэропортом имени Шарля де Голля], [супер-хабом] Франкфурта-на-Майне, а первое место занимает Чанги - это аэропорт Сингапура. Он — государственный. И когда [автора реформ в Сингапуре] Ли Куан Ю спрашивали, и современных руководителей [этого государства] спрашивали: «А почему вы не приватизируете [Чанги]?», [они отвечали так:] «А зачем? Мы управляем лучше, чем любая частная компания в мире! Кому это приватизируем? Лучше нас нет никого!». Вот стремиться надо к этому, чтобы уметь управлять, в том числе, и такими предприятиями. Это не значит? xто надо душить всех остальных. Наоборот, мы сейчас намерены реализовать несколько комплексов тепличных, потому что есть государственная поддержка по отдельным направлениям. Но, если оказывается, что мы не умеем там управлять, зачем нам тогда вообще доверять управление областью? Справедливый вопрос, поэтому если сохранились предприятия, это коллективы, это — стабильная устойчивая единица, которая обеспечеивает где-то — продовольственную безопасность, где — возможность ремонтировать дороги, осуществлять оперативно управление. Вот, допустим, «Карьероуправление». Это — якорный источник инертных материалов, [на стоимость которых] такая волатильность, и [их ещё] не возьмешь нигде, а нам строить и ремонтировать дороги нужно.
А «Владимиртеплогаз»? Вы не считаете нужным его приватизировать?
У нас есть опыт частного управления, есть хороший, это «Т - Плюс», там неплохие показатели, а есть небольшие компании, к сожалению, которым передали котельные, 200 млн долгов, и они исчезли. А деньги с людей сняли, а долг за газ теперь у региона. Поэтому если мы научимся хорошо управлять, и остальных будем подтягивать к этому уровню.
Кто ваш идеал, на кого вы равняетесь? Кто из государственных, политических, общественных деятелей вам симпатичен и близок?
Как говорится в Писании, не сотвори себе кумира. Те исторические персонажи или действующие, которые представляются по истории замечательными людьми, внёсшими вклад, выясняется, что в семье были то ли тираны, то ли с кучей недостатков. В данном случае лучше быть гармоничным человеком. Опять же, Ли Куан Ю...
К нему тоже есть претензии
Ну это что-то близкое между Ли Куан Ю и, к примеру, Петром первым. Один рубил головы и бороды, второй тоже сажал своих родственников, но обеспечил процветание государства на своём этапе.
Я не могу сказать, что вообще ни на кого не равняюсь. Есть масса примеров, которые показывают необходимость быть решительным в какой-то момент, как Шарль де Голль, иметь свою жизненную позицию. Президент Владимир Путин это тоже пример для нынешнего этапа. Но сказать, что это прям идеал-идеал — нет. У каждого своя дорога, своя голова на плечах. Я бы скорее сказал, что лучше быть в гармонии с собой и с миром, чем стремиться к чему-то и не достичь. То есть, ты сам такой, как дядя Фёдор в Простоквашино, я ничей мальчик, я свой собственный.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.