Табличка на двух тоненьких деревянных ножках - единственное, что указывает на то, что вы находитесь на месте культурного объекта федерального значения. Местность мало походит на национальную гордость — пыльная цепь гаражных коробок, мусор и заросшие деревьями и кустарниками земляные валы. Именно так сейчас выглядит один из крупнейших археологических комплексов Владимирской области — Сунгирь.
В земле среди заросших полей до сих пор можно отыскать осколки керамики меряно-славянского селища 8-12 века, взобраться на валы городища 12 века и… прогуляться по бетону так и не построенного археологического музея.
Найти Сунгирь можно только по наводкам местных жителей или с привлечением частных гидов - никаких туристических объектов на месте археологических раскопок за десятки лет разговоров так и не появилось. Даже информационная табличка об уникальном объекте археологии поставлена за частные деньги.
В нескольких километрах от заброшенного Сунгиря — его парадная презентация. Во владимирских Палатах открылась долгожданная выставка «Сунгирь. Человек и природа». В музее презентуют 1 900 подлинных археологических находок времён верхнего палеолита и с гордостью говорят о достоянии Владимирской области.
О Сунгире говорят. Сунгирём гордятся. На Сунгире делают имя и область, и город, и музей. Но к самой стоянке никто из этих институций и пальцем не притронулся.
Зона археологических раскопок на месте стоянки древнего человека пережила две попытки строительства музейного комплекса. После первой попытки в 70-80-х годах 20 века на месте раскопок остались бетонные плиты и кирпичи, которые, по некоторым данным, растащили жители окрестных поселений. Во второй раз музей на Сунгире хотели построить уже за счёт бизнеса, но и этот план не сработал. Сунгирская земля просто пробыла в аренде у девелопера Юрия Хигера с 2004 по 2016 годы.
Последние 20 лет Сунгирь в основном использовали в качестве свалки бытовых и строительных отходов. В начале 2000-х годов из зоны раскопок вывезли более 2 тысяч кубометров мусора. Но стихийные свалки продолжают периодически возникать на пустующей муниципальной земле. Новую кучу мусора городские службы убрали совсем недавно.
Иногда на валы сунгирских раскопок наведываются небольшие экскурсии. Частные гиды водят туристов посмотреть на замечательные виды, открывающиеся с сунгирских холмов, и посетовать на запустение, в котором пребывает уникальное место.
В мире множество примеров использования мест археологических раскопок в туристических целях. Бывшие раскопки превращают в музей под открытым небом, как, например, сделали с древнеримским городом Аквинкум под Будапештом, или устраивают на месте уже исследованной археологической находки интерактивные поселения, в которых энтузиасты воспроизводят образ жизни своих предков, как это сделали на месте поселения викингов в Дании.
В России тоже есть удачные примеры музеефикации археологических раскопок. Но на Сунгирь, обладающий не меньшим туристическим потенциалом, эта практика, увы, не распространяется.
Кто же в ответе за Сунгирь? Почему культурный объект федерального значения зарастает мусором? Почему уникальный бренд Владимирской области живет только в речах и музейных экспозициях?
Ответ далеко не однозначен. Земля находится в муниципальной собственности мэрии Владимира, культурный объект археологических раскопок — под федеральной охраной, а к объектам ведения Владимиро-Суздальского музея-заповедника сама стоянка древнего человека Сунгирь не относится. В ответ на запросы Зебра ТВ в мэрию Владимира, департамент культуры Владимирской области и музей-заповедник государственные структуры ответили, как по шаблону: всё, что по закону прописано — мы выполняем, считаем, что историю важно сохранять, будут предложения — готовы их обсудить.
Владимиро-Суздальский музей-заповедник отмечает:
Администрация Владимирской области заявила, что теоретически приветствует создание новых туристических объектов на стоянке Сунгирь:
Мэрия города Владимира отметила, что готова «предметно обсудить перспективы развития территории с привлечением экспертного сообщества».
Но ни одна из структур, имеющих отношение к Сунгирю, за последние десятилетия не проявила никакой инициативы по возможной музеефикации места раскопок и превращения их в живой и работающий объект.
Бесспорно, создание на Сунгире настоящего музейного комплекса или крупного туристического объекта потребует больших финансовых вложений и серьезных организационных усилий. Но не были предприняты и попытки реализовать даже простейшие проекты развития археологического комплекса. А ведь для этого достаточно хотя бы расчистить территорию от мусора, расставить информационные таблички, проложить сеть тропинок и дорожек и запустить экскурсии. Ведь знакомиться и изучать жизнь и быт древних людей куда интереснее непосредственно на месте событий, нежели через толстые стёкла музейных витрин.
Самые яркие события дня — в инстаграме Зебра ТВ.