Новые левые: кто и зачем организует во Владимирской области марксистские кружки

Жители России все больше поддерживают левые идеи. В некоторых регионах, в том числе и во Владимирской области, это превратилось в нечто большее, чем просто в одобрение социалистических идеалов
СПЕЦПРОЕКТЫ Автор: 7 Ноября, 13:10 43 2287
Чек-пойнт

До 1991 года 7 ноября считался главным государственным праздником в СССР. День Великой Октябрьской революции был выходным и отмечался широко: в региональных центрах проводились демонстрации трудящихся, на Красной площади устраивали военный парад с речами со стен мавзолея Ленина.

После распада СССР 7 ноября перестал быть выходным днем и годовщину революции отмечают только сторонники коммунистических идей. Немногочисленные активисты проводят митинги, возлагают цветы к памятникам первому советскому вождю, говорят о социальной справедливости или заявляют о своих политических амбициях.

На фоне уходящей традиции в России зарождается новое левое движение — марксистские кружки. Сейчас в стране около 90 кружков, они есть почти во всех регионах, даже в странах СНГ; они расширяются, обрастая собственными обычаями. Во Владимирской области такие объединения появились около года назад. Зебра ТВ рассказывает, чем занимаются новые левые и в какой системе ценностей живут современные марксисты.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДОПЛЕКА С ПОЛИТИЧЕСКИМ ПОДТЕКСТОМ

Первые марксистские кружки появились в России во второй половине XIX века — это была реакция на проблемы, существовавшие в то время в обществе. Главным раздражителем в 1880-е годы становилась «громадная дифференциация между очень богатыми и очень бедными», рассказывает доктор исторических наук, профессор Владимирского государственного университета Андрей Тихонов:

«Как бы у нас сейчас ни хвалили царскую семью и не говорили, какие они молодцы, жили они за счет населения и налогов, и не работали по нашему пониманию. Это была очень неплохая жизнь — любой из нас бы на такую согласился. Из этой семьи мало кто приносил пользу государству, основная масса ничего не делала, просто паразитировала, прожигала дни. В те годы рабочие трудились по 14 часов в день и получали при этом от 5 до 8 рублей в месяц. Такие деньги богатые люди из царской семьи могли потратить, например, на один обед».

Tih.jpg

Андрей Тихонов

Роскошь правителей натолкнула людей на вопрос о том, можно ли жить иначе. Ответы находились в трудах немецких философов. Большинству малограмотных крестьян такие знания были недоступны, поэтому первыми последователями марксистских идей становились представители интеллигенции, не занятые большую часть суток на производстве рабочие и студенты, не закончившие обучение.

Марксисты пришли к выводу, что на крестьян, несмотря на их многочисленность, опираться не стоит — их психология складывалась веками, и поменять ее в одночасье было практически нереально. Поэтому первые марксисты сосредоточились на общении с рабочим классом. В 1885 году болгарский студент Димитр Благоев вместе с группой единомышленников первым стал убеждать петербургских рабочих в том, что нужно улучшать условия труда. Благоев и его сторонники не были радикалами оппозиционерами. Они не призывали к свержению власти, их требования носили исключительно экономический характер.

«К марксистам приходили наиболее продвинутые рабочие, а затем возвращались на свои заводы и распространяли услышанное, рассказывали, что промышленники их обманывают, что можно получать больше, и не работать на износ. Появились первые претензии к руководству, начались забастовки. Когда выяснили, кто стоит за пропагандой, кружок Благоева быстро разогнали», — говорит профессор Тихонов.

В середине 1880-х годов появляются кружки Павла Точисского и Михаила Бруснева. По инициативе Бруснева в России впервые устроили маевку — в знак солидарности с рабочими из Чикаго, демонстрация которых в 1886 году была жестко подавлена. К тому времени российская интеллигенция уже близко познакомилась с трудами Маркса и Энгельса, которых, проживая в Швейцарии, исправно переводил на русский язык Георгий Плеханов.

В начале 1890-х годов марксистские кружки стали появляться не только в столичных городах, но и в регионах — Николай Федосеев основал целую сеть в городах Поволжья. В один из таких кружков входил молодой Владимир Ульянов, который возьмет потом себе псевдоним Ленин и приведет страну к новому политическому строю. К началу XX века марксистские кружки потеряли свою актуальность.

«В 1898 году прошел первый съезд РСДРП, в 1901 году появилась эсеровская партия. То есть, с одной стороны кружки раскрыли и ликвидировали, а с другой — они переросли в уровень партий, которые имели свою программу, свои цели. Семена всего этого заложили первые марксисты. Однажды Наполеону сказали, что республика лучше, чем монархия, на что он ответил примерно следующее: „Да, я согласен, но где взять республиканцев?“. У нас то же самое. Чтобы кто-то что-то сделал, нужно сначала, чтобы эти люди выросли и воспитались», — подытоживает Андрей Тихонов.

Позже потомки отметят роль Федосеева в зарождении социалистических идей. Благодаря ему Ленин приезжал во Владимир и пробыл несколько часов, ожидая встречи с ним в доме в районе современного рынка на улице Батурина. Именем Федосеева назовут одну из улиц города, а на историческом здании авиамеханического колледжа на Студеной горе появится мемориальная табличка с его фамилией. Интересно, что во Владимире — мещанском городке с 10 тысячами населения на конец XIX века — организованного марксистского движения как такого не было: крупных промышленных предприятий в округе фактически не существовало, а значит и рабочих, чьи права нуждались бы в защите, было не так много.

XX-5336.jpgТабличка в память о Николае Федосееве на здании Авиамеханического колледжа на Студеной горе
XX-5338.jpg

АГИТПРОП С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Считается, что возвращение марксистских кружков в современной России спровоцировали экономические кризисы 2008 и 2014 годов, а также противоречия между «официальными» левыми движениями и разочарование населения в КПРФ. Позже к ним добавились недовольство избирательной системой и пенсионная реформа, затеянная властями в 2018 году. За последний год левая идеология захватила десятки городов — все они собраны и отмечены на гугл-карте марксистских кружков. Во Владимирской области красные метки стоят рядом с двумя городами — Владимиром и Ковровом.

Крупнейший марксистский кружок во Владимире называется Comrades. Он создан в октябре 2018 года. Встречи кружка постоянно посещает около 20 человек, хотя сочувствующих гораздо больше — у паблика «Камрадов» в социальной сети «ВКонтакте» почти 700 подписчиков. Другой владимирский кружок — «Прогресс» — появился чуть раньше. Сначала он существовал обособленно, но постепенно наиболее активные его участники стали действовать вместе с Comrades. За пертурбациями среди ковровских марксистов уследить довольно сложно: сначала там существовала только «Ковровская коммуна», но недавно появился «Нековровский совет». На двоих эти кружки собрали чуть больше сотни подписчиков.

«В основном мы набираем людей через соцсети, вся молодежь сегодня там. Был, правда, во Владимире как-то концерт группы „Джанни Родари“ — хорошая группа, у нее солист — журналист, известный человек Константин Семин (бывший ведущий программы „Агитпроп“ на телеканале „Россия 24“, теперь он ведет свой канал на Youtube — ред.). Нам там дали слово: сначала группа сыграла концерт, а потом мы вышли к микрофону. Оттуда о нас узнало пять человек», — вспоминает архитектор Никита Гордеев, основатель марксистского кружка Comrades в городе Владимире.
XIX-7404.jpg Никита Гордеев

И все же «ВКонтакте» — основной инструмент современных марксистов. Человек, увлекающийся левыми идеями, начинает искать сторонников, и самый быстрый способ это сделать — через социальные сети. Большинство активистов Comrades попали в кружок именно таким способом: либо оставили комментарий левого толка в каком-нибудь популярном владимирском паблике, после чего с ними списались основатели объединения, либо набрели на группу самостоятельно.

«Типичная „воронка продаж“ для будущего марксиста, ищущего ответы, устроена так. Сперва — ютуб-каналы Гоблина [блогера и переводчика Дмитрия Пучкова] и Константина Семина. Они самые популярные, и их легче всего найти. Следующая стадия погружения — восходящие левые звёзды ютуба, каналы Station Marx, „Вестник Бури“, Tubus Show и другие. В поисках интересных материалов по левой теме начинающий марксист подписывается на десятки тематических ресурсов, большинство из которых появились в последние три года. Среди популярных — интернет-журнал Lenin Crew», — описывает схему попадания в кружки издание «Батенька, да вы трансформер».
XX-1594.jpgМесто, где стоял дом, в котором Владимир Ленин ждал встречи с Николаем Федосеевым

Наиболее активных и заинтересованных подписчиков приглашают в беседу «Comrades_флуд» — внутренний чат владимирских марксистов в «ВКонтакте». В этом чате активисты обсуждают все, начиная от мировых новостей и заканчивая текущими вопросами. Новичкам при вступлении предлагают сначала представиться: рассказать о роде деятельности, политических и идейных взглядах, как начал интересоваться левыми идеями и за публикациями и обновлениями каких авторов следит. Ответы не осуждаются и не игнорируются, а даже, наоборот, становятся поводом для дискуссий, например, об анархо-коммунизме.

Пределами собственной группы работа владимирских марксистов не заканчивается. Активисты стараются привлечь сторонников, предлагая посты в крупных пабликах вроде «Подслушано во Владимире», комментируя последние новости, снимая видеоролики и организуя стримы. Часто в ленте можно наткнуться на мемы, связанные с левой повесткой. Популярностью пользуются разборы известных произведений — книг или художественных фильмов — на классовую составляющую. Вот, к примеру, фрагмент анализа книги Николая Носова «Незнайка в Солнечном городе» (орфография и пунктуация сохранены):

«Жители Солнечного города добродушны, приветливы и очень подвержены модным веяниям. Так из-за оплошности Незнайки, который превратил трёх ослов в коротышек, город погрузился в хулиганские беспорядки — жители копировали поведение трёх бывших ослов, становясь так называемыми ветрогонами (пропагандистский намёк на субкультуру стиляг). Можно вспомнить субкультуры 80х, оказавших влияние на разложение советского общества и автор как бы намекает что даже при коммунизме возможен откат назад и как неустойчивы общественно-экономические базисы в разный период истории человечества. Так же в этих ветрогонах читаются мещанские и мелкобуржуазные изьяны более ранних обществ — жадность, глупость, личное превыше общественного, жажда развлечений и мытарства, хулиганство и грубость».

0_IkrFj3z9E.jpg

ТЕОРИЯ МАЛЫХ ДЕЛ

«Самая главная суть марксистских кружков — это агитация и пропаганда левых идей, пробуждение классового сознания общества, чтобы люди поняли, в чем их экономические интересы. Чтобы бороться, надо знать, за что бороться; надо понять, какие твои интересы в этом мире, причем интересы не индивидуума, а коллектива. Под коллективом подразумеваются жители подъезда, квартала, города, области, всей страны», — говорит Никита Гордеев.

Дважды в неделю — обычно по четвергам и воскресеньям — владимирские марксисты выходят из виртуального пространства и проводят встречи кружка в формате дискуссионного клуба. Активисты обсуждают главы учебников марксистской философии, либо труды ее апологетов. «Чтобы агитировать, нужно знать теорию. Ее изучением мы и занимаемся», — объясняют «Камрады». Основную массу активистов, участвующих в дискуссии, составляют студенты, но есть и люди постарше, работающие в разных сферах: инженер-физик из областного онкоцентра, водитель в частной фирме и так далее.

XIX-7430.jpg

Симптоматично, что среди актива Comrades почти нет представителей типичного рабочего класса, зато есть активисты владимирского комсомола. Во многом благодаря их помощи встречи кружка иногда проходят в здании обкома КПРФ на Большой Московской. Никита Гордеев не видит в этом ничего зазорного: формально, марксисты обособлены от коммунистической партии, но и оппозицией к ней себя не считают: «если делают плохо — осуждаем, если хорошо — поддерживаем». Владимирское руководство КПРФ также сохраняет нейтралитет: ничего против кружка коммунисты не имеют, но и не настаивают на включении в партийную структуру. В других регионах обкомы не скрывают, что инициатива по созданию кружков принадлежит им.

Время от времени владимирские марксисты занимаются общественными работами. Например, они чистили от снега площадь перед памятником Фрунзе, проводили субботник в сквере напротив проходной Владимирского тракторного завода. Этот сквер, по мнению основателя «Камрадов» Никиты Гордеева, может стать точкой притяжения молодежи — нужно только привести его в порядок и поддерживать чистоту: «Если в городе есть комсомольская организация, а памятник Ленину заброшен, значит что-то здесь не так».

XIX-7389.jpg
XIX-7415.jpg
XIX-7419.jpg

На большее владимирские марксисты пока не претендуют, так как все делают на энтузиазме, без спонсоров и донатов. Преобразовываться в партию марксисты пока не планируют. Гордеев признается, что старается уделять кружку минимум полтора часа каждый день, а кружковая деятельность требует гораздо больше времени и ресурсов, чем он и его сторонники могут себе позволить.

По мнению профессора ВлГУ Андрея Тихонова, современные марксистские кружки с дореволюционными связывает только название. Доктор исторических наук считает, что успех кроется именно в реальных делах, а не в призывах вроде «давайте против этих выступать, против тех» или лозунгах «долой президента» — ничем хорошим это не кончится.

Согласно опросам, в последние годы левые настроения все больше охватывают жителей России. Некоторые эксперты полагают, что со временем стоит ждать еще большего одобрения левых идей, но в несколько ином виде, отличном от того, что есть сейчас. Согласно исследованию 2018 года, 19% россиян выступают за создание новой социалистической партии, которая поддерживала бы рабочих и национализировала бы богатства страны.

«Почему именно левые идеи? Потому что это самая справедливая система устройства общества. Это становится понятно людям после изучения истории, даже не вдаваясь ни в какие Марксы, Энгельсы и Ленины. К этому неизбежно приходишь. Как говорил Эйнштейн, повторяя слова Розы Люксембург: „Либо социализм, либо варварство“. Социализм — это единственный научно обоснованный строй из всех, что придумало человечество. Это когда блага, произведенные рабочими, распределяются между всеми и справедливо, а не только между директорами и чиновниками. Это когда власть от народа и для народа», — заключает Никита Гордеев.
XIX-7392.jpg