Почему стоит задуматься над спасением 140-летних казарм военного городка во Владимире

Краеведы и историки считают, что комплекс дореволюционных казарм Октябрьского военного городка, которые могут быть снесены при строительстве нового жилого комплекса, являются важной частью истории города Владимира
СПЕЦПРОЕКТЫ Автор: 21 февраля 2023, 09:30 7160

В столице Владимирской области, судя по всему, будет снесен комплекс дореволюционных казарм Октябрьского военного городка. 20 февраля объявили победителя аукциона, который в ближайшие 9 лет должен будет застроить 29 гектаров бывшей танковой части. В новом ЖК появятся жилые дома, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.

QQ0A7119.jpgфото «Ключ медиа»

Перед застройкой территории, по всей вероятности, будут снесены объекты, оставшиеся от военных. Среди них как минимум пять казарм, которые были возведены в 1880-х годах для полков, расквартированных во Владимире. По мнению владимирских историков и краеведов, комплекс этих зданий представляет историко-культурную ценность и мог бы быть включен в список объектов культурного наследия России. Ученые считают, что казармы могли бы быть отремонтированы и использованы в музейных или военно-патриотических целях.

QQ0A7123.jpg

Исторические справки о казармах Октябрьского военного городка (Инженерных казармах) Зебра ТВ предоставили владимирские историки Людмила Могильная и Татьяна Тимофеева.

Людмила Могильная:

IMG_3155.JPG

«В 1886 году в губернском городе Владимире были построены казармы инженерного ведомства. Событие это имело огромное значение для города и его жителей. На протяжении более чем 170 лет вопрос размещения на постой во Владимире, как и на территории всей Владимирской губернии, воинских частей был главной головной болью местной власти.

Еще в правление Петра I в Военной коллегии составили роспись полкам по губерниям и провинциям. В местность, где предстояло разместить армейские и гарнизонные части, направлялся штаб-офицер, который должен был обеспечить вместе с воеводой и местным дворянством расселение полков особыми солдатскими слободами.

Дворянам провинций, в которых были расписаны на "вечные" квартиры армейские полки, предписывалось построить для каждого полка слободу: "урядникам по избе и солдатам по избе на двух". Драгунский полк должен был занимать не более 100 вёрст, а пехотный – не более 50 вёрст. В середине полка должен был располагаться двор для обер-офицеров с двумя избами, другой двор, также в центре полка, предназначался для штаба с восемью избами, госпиталем и разными полковыми помещениями.

Строительство такой Солдатской слободы предписывалось построить и в провинциальном Владимире. Однако в правление Петра Великого, как и в последующие такой слободы для квартирования армейских полков в городе построено не было. Но было отведено место под ее строительство – это территория "прилегающая к городу Владимиру с западной стороны". Этот топоним сохранился за местом и в наши дни. Но, несмотря на то что слобода построена не была, был построен полковой двор Нарвского пехотного полка "для житья Офицером, и земскому Комиссару". Здесь же в строениях разместился и штабной двор Ревельского гарнизона Эстляндского полка. Строения полкового двора Нарвского пехотного полка продолжали использовать по назначению вплоть до 1737 года.

Весь XVIII век все стоявшие во Владимире воинские части, а также проходившие походным маршем через город, располагались в основном на постое у мирных жителей, что ложилось тяжким бременем на владимирцев.

И только в декабре 1797 года стал обсуждаться остро стоящий вопрос о строительстве в губернском городе для гарнизонного Шурмана полка и губернской роты казарм и конюшен. "Для оного числа войск по неимению праздных казенных зданий назначено построить новые каменные казармы во 2-й части при площадном месте, лежащем против судебного корпуса об двух этажах… По смете потребно для устроения оных казарм с каменными в нижних этажах сводами – 139905.16 [рублей]… вместе с построением казарм должно быть 25359.18½ [рублей] и которая сумма полагается на построение лазарета, на содержание помещений и на непредвидимые строению расходы…".

Владимирским гражданским губернатором Павлом Руничем были направлены уездным предводителям дворянства и городским обществам предложения о сборе к 15 февраля 1798 года средств "для строительства казарм". Всего по состоянию на март 1798 года было собрано от владимирских дворян – 53060 рублей 50 копеек, а также от граждан Владимира – 2684 рублей 50 копеек и 14522 рубля собрали по уездам. Вся сумма 76987 рублей была передана для хранения в губернское казначейство. Как в дальнейшем были израсходованы собранные и поступившие в 1799 году в "губернскую кладовую" деньги не известно, но строительство казарм тогда начато не было.

Шли годы, но и вплоть до 1886 года воинские части во Владимире были в основном рассеяны по обывательским квартирам жителей города, а также размещались "казарменно" в домах, выделенных местными властями, без манежа, стрельбищ и других приспособлений, необходимых для успешного обучения войск. А губернский город между тем, обремененный воинским постоем по диспозиции, служил также своего рода сборным местом различных воинских команд, комиссий, пересылочных воинских партий, маршевых батальонов и др.

В 1874 году в стране была усилена воинская квартирная повинность, обязывающая губернские власти выделять войскам дома под казармы. Для воинских нужд нанимались дома, здания, принадлежавшие городским думе и управе, а также государственной казне и частным лицам.

Власти губернского города неоднократно ставили вопрос "освобождения города Владимира от усиленного воинского постоя и о мерах, какие общество находит возможным принять для облегчения этой повинности". Этот вопрос часто ставился перед членами Владимирского губернского земского собрания. Так, на очередном заседании губернского земского собрания в 1867 году было заслушано заявление городского головы Андрея Никитича Никитина, в котором говорилось: "Издавна город Владимир несёт постойную земскую повинность почти за всю губернию. Перед наступлением нового сметного года в минувшем сентябре гражданами города Владимира подана была собранию просьба о том, чтобы или обратить воинскую повинность в денежную, или излишнюю тяжесть отправления городом Владимиром воинской повинности зачесть гражданам-домовладельцам в число сборов по новым раскладам…".

На заседаниях Владимирской губернской земской управы неоднократно из года в год поднимался вопрос о строительстве казарм во Владимире. Так, на очередном заседании Владимирского губернского земского собрания 8 декабря 1871 года в который раз был заслушан доклад губернской земской управы "по предмету устройства казарм для квартирующих в губернии дивизий". Земское собрание, выслушав доклад, поручило уездной управе ходатайствовать перед Владимирским губернским собранием об устройстве в городе Владимире казарм. Но дальше переписки и обсуждений решение этого вопроса не доходило.

Однако годы шли, и решение этого важного вопроса вынесли на правительственный уровень. 17 июня 1875 года на имя губернской и уездных земских управ Владимирским губернатором Владимиром Струковым было направлено циркулярное отношение, а также копия с циркуляра министра внутренних дел, в котором министр сообщал, что император, утвердив дислокацию полевых войск в 9 военных округах Европейской России, повелел приготовить помещения для войск посредством найма или постройки постоянных казарменных помещений и установить пятилетний срок, в который все войска должны быть размещены в пунктах, в которых по новой дислокации планировалось их разместить. Из приложенной дислокации следовало, что в городе Владимире назначены для расквартирования два полка 2-й бригады 3-й пехотной дивизии: 11-й пехотный Псковский генерал-фельдмаршала князя Кутузова-Смоленского полк и 12-й пехотный Великолуцкий полк. Управляющий Министерством внутренних дел предписывал, что если денег, отпускаемых правительством на строительство казарм во Владимире, не хватит для покрытия всех расходов, то земство должно будет покрыть из своего бюджета этот дефицит расходов. Управляющий Министерством внутренних дел также высказал надежду, что «найдутся и частные лица, которые возьмут на себя постройку упомянутых помещений, или из надежды на погашение расходов квартирными деньгами, или из ревности к пользе государственной». При строительстве казарм рекомендовалось использовать и арестантов, что позволило бы сильно удешевить строительство.

Однако ни в 1876, ни в 1877 годах к постройке казарм во Владимире так и не приступили. В декабре 1877 года губернское собрание постановило "вопрос о постройке казарм оставить открытым для более благоприятного времени".

kazarm_02.jpg

Благоприятное время наступило только в 1883 году, когда под общим руководством Высочайше утвержденной при Военном Совете Комиссии по устройству казарм началось их строительство и во Владимире. Казармы строились за городом на городской земле, отведённой городом бесплатно. В 1884 году город выделил в Солдатской слободе в распоряжение военного ведомства 10 десятин выгонной земли между тюремным замком и Вокзальной рощей, на месте ипподрома.

Строительство казарм инженерного ведомства было окончено только в 1886 году. Летом 1887 года два батальона 12-го Великолуцкого пехотного полка перешли во вновь выстроенные полком казармы, а через два года туда перешли остальные два батальона.

Площадь, занятая казармами, оказалась на толстом слое красной глины, со впадиной посредине. И даже после небольшого дождя образовывалась "непролазная липкая грязь". Поэтому было решено поднять впадину. Для этой работы, кроме солдат, использовались тысячи рабочих, "неимоверное количество щебня, дёрну и песку". "Под конец она выглядела весьма нарядно, была обнесена оградой, обсажена деревьями и засеяна травой". Затем город бесплатно выделил для полка землю под строительство бани вблизи казарм. Строительство бани явилось для офицеров и нижних чинов весьма значимым событием. Вот что об этом писал летописец полка: "Постройка полковой бани составляла существенную необходимость. От казарм до городских частных бань было около 3 вёрст при самом неудобном пути сообщения весною и осенью. В эти два времени года за отсутствием мостовых была такая грязь на красноглинистой почве, что большинство нижних чинов, сберегая своё здоровье, платье и обувь, отказывалось идти в баню. Кроме того, все „торговые“ бани на окраине города окружены кабаками и разными притонами разврата. Многие нижние чины, попав в эти места, не могли удержаться от искушения зайти напиться чайку, водочки или навестить знакомую, и, поддавшись такому влечению, совершали поступки: самовольной отлучки от команды, пьянства, растрату казённых вещей и побеги. С постройкой же полковой бани всё это зло прекратилось, и нижние чины получили возможность мыться и стирать бельё каждую неделю".

kazarm_01.jpg

В 1892 году 12-й Великолуцкий и стоявший также во Владимире 11-й Псковский пехотные полки после 27-летнего пребывания в губернии покинули её.

Вместо покинувших Владимир полков 2-й бригады 3-й пехотной дивизии, во Владимир на квартиры в 1893 году прибыли 2 гренадерских полка 3-й гренадерской дивизии: 9-й Сибирский и 10-й Малороссийский. 9-й полк занял казармы инженерного ведомства и занимал их до Первой мировой войны 1914–1918 годов.

Несмотря на то что полковые казармы инженерного ведомства Военного министерства Российской империи во Владимире представляют собой простые архитектурные сооружения, они являются очень важной составляющей частью истории областного центра. Они выстраданы болью и чаяниями владимирцев и властями города на протяжении более чем полуторастолетней истории Владимира».

Татьяна Тимофеева:

Подпись видео

«Специально для размещения войск на средства Инженерного ведомства были построены Инженерные казармы. В 1884 году общественное управление города Владимира уступило в непосредственное ведение и распоряжение Военного ведомства 10 десятин выгонной земли между тюремным замком и Вокзальной рощей, на месте ипподрома – "для постройки казарм на один пехотный полк, со всеми необходимыми службами".

Возможно, строительством казарм занимался Казимир Ипполитович Квинто, с 1882 года – младший архитектор при строительном отделении Владимирского губернского правления, а с 1885 года исполнявший должность губернского архитектора. В "Юбилейном сборнике сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного Училища) в Санкт-Петербурге 1842–1892 гг.", изданном в 1893 году, о нем сказано: "Между прочим, построил казармы для пехотного полка". Этот архитектор принимал участие в составлении чертежей при подготовке реставрации Успенского собора во Владимире в 1888–1891 годах. С 1889 года служил губернским архитектором в городе Херсоне, где построил кафедральный Сретенский собор (1889) и церковь Святой Александры (1898–1902).

Инженерные казармы представляли собой целый комплекс разнообразных зданий: казармы для нижних чинов, офицерское собрание, гауптвахта, мастерская, офицерский флигель, лазарет с хозяйственным флигелем, цейхгауз, пороховой погреб, оружейный склад, баня с прачечной, конюшня, пекарня, кузница, погреба, колодцы и т. д.

Подпись видео

В 1886 г. во вновь выстроенные Инженерные казармы въехал 12-й пехотный Великолуцкий полк. В 1893 году его сменил 9 гренадерский Сибирский полк, который занимал эти корпуса до Первой мировой войны, а также по возвращении с фронта. В нижнем этаже одной из казарм разместилась полковая церковь. 23 августа 1912 году случился пожар, и "казарменное казённое здание… приведено в непригодное состояние для расквартирования в нём людей", но уже в ноябре можно было возвращаться обратно.

RxgopnlHqFnuf2_BvV_dujJhDHE.jpg

План города Владимира 1889 года показывает казармы и лазарет 12 Великолуцкого полка и военное кладбище, генеральный план 1892 года – расположение всех строений. Известный план города Владимира 1899 года также показывает казармы, но называет их казармами 10 полка (ошибочно, вместо 9 полка), план 1927 года – Октябрьский военный городок (бывшие казармы 9 и 10 полков). До недавнего времени в Инженерных казармах, на закрытой территории по улице Казарменной, размещалась Школа младших командиров танковых войск».

fHvB-1wmiwvnSfe68FtF.jpg

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.