«Родительские бунты», которые обошлись для властей малой кровью

Объединение школ и детсадов в образовательные центры в столице Владимирской области вызвало возмущение как у родителей школьников, так и в педагогическом сообществе. Правда, протестного запала хватило ненадолго
СПЕЦПРОЕКТЫ Автор: 5 января, 13:15 2433
итоги 2024

Образовательные центры свалились на головы педагогов и родителей владимирских школьников как снег на голову. 25 сентября Зебра ТВ обнародовала планы мэрии по объединению школ и детских садов. Информации на тот момент было минимум, назывались только 7 готовящихся к слиянию учебных заведений. У многих было ощущение, что «рейдерский захват» образовательных учреждений Оранжевый дом готовил в глубокой тайне.

10 октября мэрия официально рассказала, что в городе появится несколько образовательных центров, куда войдут школы и детские сады. 11 октября постановление о реформе образования было подписано и.о. главы города Владимиром Гаревым. В нем фигурировало уже 16 школ и более 40 детсадов. 14 октября документ вступил в силу.

Получается, что за несколько дней «соскочить» с образовательного объединения удалось только гимназии №39, которую хотели слить со школой №49. Родители и педагоги успели собрать подписи против объединения двух самых крупных и уже переполненных школ юго-западного района и опубликовали обращение к градоначальнику.

Остальным несогласным бунтовать было поздно. По документу, 8 владимирских школ становятся «базовыми» в образовательных центрах, создаваемых из присоединенных к ним других школ и детских садов, или только детсадов:

  • 10 школа станет ОЦ №2,
  • 38 школа — ОЦ №3,
  • 46 школа — ОЦ №4,
  • 15 школа — ОЦ №5,
  • 21 школа — ОЦ №6,
  • 42 школа — ОЦ №7,
  • 49 школа — ОЦ №8.

Объединяемые в ОЦ №1 школы №№ 19 и 26 в пункте документа о переименовании учебных заведений не значатся — по словам чиновников мэрии, он уже был оформлен юридически.

На школах появятся новые таблички с названиями, к примеру: «ОЦ №8 — школа №49»; «ОЦ №2 — школа №10».

Владимирцам сообщили, что в городе в результате реформы образовательных учреждений создаются восемь образовательных центров:

  • школы №19 и №26 и детские сады №18, №19, №96, №107, №126;
  • школы №10 и №5 и детские сады №2, №75, №83, №91, №95и №128;
  • школы №38 и №13 и детские сады №43, №99, №102, №109, №112.
  • школа №46 и детские сады №7, №104, №120;
  • школа №15 и лицей №17 и детские сады №1, №63, №64.
  • школа №21 и детские сады №62 и №115;
  • школы №42, №44, №45 и детские сады №10, №11, №82, №105 и №106;
  • школа №49 и детские сады №12, №16, №17, №110 и №127.

Также реформа предполагает слияние еще ряда образовательных организаций:

  • школы №2 и №24 и детсады №15 и №72;
  • детские сады №54, №61, №77;

  • детские сады №93 и №90;

  • детские сады №89 и №51;

  • детские сады №66 и №59.

Родительское и учительское возмущение поднялось лавинообразно и вылилось в ряд заявлений и обращений во все возможные инстанции вплоть до президента Путина.

После гимназии №39 протесты родительского и учительского сообществ продолжились в лицее №17, который присоединили к «базовой» школе №15. Люди выразили категорический отказ от потери статуса лицея и специализированных классов, за которые платят ежемесячно. К тому же в школе №15 есть вторая смена — родители лицеистов опасаются того же в своем учебном заведении. А педагоги недовольны тем, что их просто поставили перед фактом объединения с другой школой. Несмотря на то, что в мэрии уверяют об отсутствии кардинальных новшеств для лицеистов и учителей, родители и педагоги лицея №17 направили коллективное обращение в прокуратуру.

Подпись видео

«Ударный отряд» мэрии в лице начальника управления образования Романа Чуркина и вице-мэра Елены Запрудновой ежедневно колесил по владимирским школам — чиновники пытались сбить пламя разгорающихся «родительских бунтов» успокоительными уговорами и заявлениями. Но на тот момент любые аргументы в пользу объединения школ воспринимались в штыки.

Например, после встречи с представителями родительского сообщества в школе №38, к которой, как к «базовой» в ОЦ №3, присоединяют школу №13 и детские сады №43, №99, №102, №109 и №112, жители рассказали Зебра ТВ, что это был двухчасовой скандал с претензиями лично к начальнику гороно и его коллегам.

Основные вопросы, на которые родители не получили ответов:

  • Почему о грядущей реорганизации системы образования родители и педагоги объединяемых школ и детсадов не были оповещены заранее?

  • Чего хорошего получат от объединения со слабой школой №13 ученики и родители школы №38 — с ее устоявшимся педсоставом и традициями?

  • Чем руководствовались в управлении образования, выбирая школы и детсады для создания ОЦ? И почему в этом процессе не участвуют все образовательные учреждения города, в том числе так называемые «элитные»?

  • Откуда возьмется дополнительное финансирование для ОЦ, которое обещают чиновники, а также дополнительные учителя для закрытия «кадровых дыр» в присоединяемых школах, если власти говорят, что заставлять педагогов работать на два корпуса - не будут, но ОЦ предоставит всем школьникам равные возможности для получения образования?

Родители учеников школы №38 направили коллективное обращение в прокуратуру Владимирской области, а также главе города Владимира Дмитрию Наумову и в региональное министерство образования. По мнению авторов, мэрия Владимира проводит реорганизацию образовательных учреждений разного направления, не описав при этом, как будут сохранены гарантии учащихся. Люди уверены: сохранение стандартов образования при объединении невозможно. Кроме того, по закону об образовании родители несовершеннолетних имеют право принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность. В ситуации, когда мнение родителей никак не учитывается, владимирцы увидели нарушение своих прав.

Редакция получила аудиообращение от молодых педагогов лицея №17, записанное на условиях анонимности, поскольку учителя опасаются репрессий со стороны управления образования города Владимира. В обращении говорилось, что педагоги не заинтересовались перспективами работать во вторую смену в школе №15, как об этом после встречи с ними заявила вице-мэр Елена Запруднова.

Затем представители родительского комитета школы №24 передали Зебра ТВ текст их обращения к президенту Путину и председателю СледКома Бастрыкину с просьбой не допустить объединения. Школу №24 и детские сады №15 и №72 присоединяют к школе №2.

Подписанты называют причины, по которым, как они считают, объединение двух школ приведёт к «необратимым последствиям»:

  • трудности с адаптацией к новому коллективу, что может вызвать стресс у обучающихся, вынужденных менять место учёбы;
  • ухудшение качества образования из-за возрастания количества учеников в классах, из-за чего на каждого ребёнка будет меньше внимания со стороны учителя;
  • резкое изменение правил без объяснения выгоды для детей может вызывать у родителей отторжение;
  • слабые ученики могут пострадать, так как будут вынуждены соответствовать требованиям, которые изначально для них не подходят;
  • увеличится число уличных конфликтов среди подростков;
  • для некоторых педагогов новые условия работы окажутся неприемлемыми - решение о слиянии было принято неожиданно, без обсуждения с родителями, педагогами и даже депутатами;
  • в педагогическом составе образуется огромная дыра, которую ничем не закрыть.

Представители родительского сообщества школы №24 считают, что единый директор не сможет уследить за тем, что происходит в двух школах и двух детских садах. Родители указывают, что две школы являются неравноправными с точки зрения материально-технического состояния. Люди предрекают затеянной властями реформе провал, за который никто не понесёт ответственности.

Сбор подписей под петицией против реорганизации начали родители школ в Юрьевце и Энергетике. Автор сразу двух обращений в администрацию президента РФ рассказала редакции, что в одном из ответов за подписью вице-мэра Запрудновой говорилось об использовании школьных автобусов и об улучшенном автобусном сообщении между двумя микрорайонами Владимира. Из этого люди сделали вывод: мэрия пусть напрямую не говорит, но планирует переправлять часть учеников из переполненных юрьевецких школ в полупустую в Энергетике. В мэрии это опровергают.

Свои письменные аргументы против объединения сформулировали и направили в прокуратуру родители школы №10, опасающиеся потери углубленного изучения иностранных языков при объединении со школой №5. Родители учеников школы №10 попросили градоначальника Дмитрия Наумова отказаться от идеи объединить учебное заведение с другими. Коллективное обращение подписали 473 человека. Его копии направили министру образования Владимирской области Светлане Болтуновой и городскому прокурору Алексею Грошенкову.

Авторы обращения отмечают, что власти «не подтвердили документально, как будет сохранены все гарантии учащихся» при объединении. Родители, как и в других школах, считают, что «сохранение стандартов образования при объединении невозможно», и призывают чиновников «не дестабилизировать учебный процесс в погоне за экономическими показателями». Они опасаются, что в результате объединения учебное заведение потеряет статус «с углублённым изучением иностранных языков».

Родители дошкольников, посещающих Центр развития ребёнка на базе детского сада №128 на улице Соколова-Соколенка в городе Владимире, в свою очередь, выступили с обращением против присоединения к школе №10. Они подписались под коллективным обращением к президенту Путину и местным властям.

Кроме того, в редакцию поступали сигналы, что учителям уже предложили подписаться под новыми трудовыми договорами, по которым они становятся не преподавателями школ, а сотрудниками образовательных центров.

Инициативная группа владимирцев пыталась объединить коллективы протестующих против слияния разных школ, чтобы массово донести свое несогласие с созданием образовательных центров до власти. Судя по тому, что единого фронта протестантов и его публичных выступлений не было, попытка успехом не увенчалась.

Зато Оранжевый дом подключил «тяжелую артиллерию» в виде членов Общественной палаты и депутатов ЗакСобрания, которые ожидаемо сказали «да» образовательной реформе во Владимире.

В мэрии уверены, что укрупнение школ не коснется родителей, детей и педагогов, по версии инициаторов реформы, она будет направлена, прежде всего, на административный персонал, который будет уменьшен, чтобы «не задваиваться», но права сотрудников, занимающих руководящие должности, также не будут ущемлены.

По мнению властей, объединение школ и садиков позволит обеспечить «преемственность» общего образования между дошкольным и начальным образованием. Также это объединение материально-технической базы организаций, например, пользование современными спортивными площадками и тренажерами, лабораториями и другими ресурсами.

Укрупнение должно дать школам и дополнительное финансирование, считают в мэрии. В каждой школе и садике останется свой директор, но теперь он будет отвечать за организацию учебного процесса и контакта с родителями, а хозяйственные вопросы и функции по содержанию зданий возьмет на себя руководитель образовательного центра.

Вице-губернатор Владимирской области Владимир Куимов, курирующий сферу образования, дал понять, что у властей нет сомнений в том, что все проверки надзорных органов будут в пользу властей.

Когда скандал с образовательными центрами начал уходить с новостных лент, мэрия Владимира подлила масла в костер, сообщив об организации опроса горожан в своем официальном телеграм-канале. Произошло это спустя месяц после опубликования постановления об объединении 16 школ и более 40 детских садов, вызвавшего бурю «родительских бунтов».

Нюанс в том, что в предлагаемых вариантах ответов не было категоричных утверждений негативного характера; формулировки обтекаемые, с использованием таких слов, как «скорее», в то время как утвердительные варианты сопровождаются усилениями вроде - «безусловно». А вопросы обращены исключительно к тем, кто поддерживает укрупнение школ. Опрошенные редакцией родители и учителя назвали такой опрос манипулятивным и организованным, чтобы потом заявить, что с общественностью идея создания образовательных центров обсуждалась широко и в разных форматах. Тем более что решение уже принято.

Накануне двухлетия со дня назначения Дмитрия Наумова на пост главы столицы Владимирской области, близкий к «Единой России» политолог Дмитрий Орлов отнёс его решение о создании единых образовательных центров к числу худших репутационных кейсов среди мэров российских городов. В том числе критике подвергся манипулятивный опрос жителей.

Дискуссию об объединении владимирских школ и детсадов при сошедших на нет «родительских бунтах» подытожил в интервью Зебра ТВ губернатор Владимирской области Александр Авдеев. По его словам, еще весной руководство города подходило с этим вопросом, при этом городские управленцы обещали, что проблем будет минимум:

«Что можно сказать родителям, чтобы не было паники, "грома среди ясного неба" и всего остального? Школы никуда не переезжают только потому, что кто-то говорит, что сейчас все закроют. Зачем поднимать такую панику? Ничего никто не закроет. С точки зрения самого глобального смысла происходящего, там есть определенные преимущества, но, наверное, и недостатки есть… На 2−3 школы проще, допустим, предметников распределить, спокойно может один день отвести химию в одной школе, в другой день — в другой.

С точки зрения перспективы ближайших нескольких лет, с учётом того, что некоторые детские сады будут недозагружены, начальную школу можно будет начинать уже в детских садах, а помещения под начальную школу в действующих школах отдать старшим классам для того, чтобы ликвидировать вторую смену. Это тоже возможно».

SKRVC0026-4103.jpg

По мнению губернатора Авдеева, если будут какие-то накладки, их надо будет вовремя отыграть и исправить:

«Это преодолимо. Нужно просто преодолеть это, и всё будет нормально».

Губернатор полагает, что в перспективе объединение школ и детсадов в образовательные центры коснется и других муниципалитетов, в первую очередь оно пройдет в отношении малокомплектных школ.

Владимирцы, протестовавшие против слияния школ и детсадов, а также недовольные учителя, очевидно, ощутят последствия принятого муниципалитетом решения в наступившем 2025 году, ведь по словам Дмитрия Наумова, стартовавшая процедура создания образовательных центов «физически» не затрагивала педсостав и школьников.

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.