Временно исполняющий обязанности губернатора Владимирской области Роман Годунин (он курирует вопросы, связанные с развитием инфраструктуры, ЖКХ и энергетики) в эксклюзивном интервью Зебра ТВ рассказал о том, что весной 2020 года при подаче заявления на участие в конкурсе на эту должность его поддержали однопартийцы — он является членом «Единой России». Напомним, что губернатор Владимирской области Владимир Сипягин является членом ЛДПР. Годунин пояснил, что партийная принадлежность при его назначении даже не обсуждалась — членов конкурсной комиссии убедил его послужной список в таких предприятиях сферы ЖКХ, как «Владимирские коммунальные системы» и «Владимиртеплогаз».
На июньском заседании Законодательного Собрания депутаты, скорее всего, рассмотрят кандидатуру Романа Годунина для утверждения в должности заместителя губернатора без приставки «врио». Чиновник заявил, что его уже поддержали фракции КПСС, «Справедливая Россия», ЛДПР и КПРФ. Ему осталось встретиться только с однопартийцами. Годунин намерен к июньскому заседанию облпарламента представить народным избранникам список своих реальных дел на посту врио вице-губернатора.
Роман Годунин также рассказал, что вверенные в его управление отрасли, за исключением пассажирских перевозок, во время коронавируса функционируют в штатном режиме, а все национальные проекты к концу 2020 года будут исполнены в полном объёме.
***
Роман Сергеевич, а как так получилось, что вы оказались на этой должности?
Получилось, наверно, как всегда, спонтанно. Я слежу за политической жизнью, и видел, как заместитель губернатора Владимирской области Александр Александрович Байер, курировавший развитие инфраструктуры, ЖКХ и энергетики, проходил согласование в должности в Законодательном Собрании. Помните, в декабре 2019 года он с первой попытки не прошёл. Тогда он ещё сделал определенное заявление: «Для меня важна политическая поддержка, без неё не могу работать».
В принципе, у меня определённые задумки по приходу на работу в администрацию Владимирской области ещё раньше — сразу после губернаторских выборов 2018 года, на которых победил Владимир Владимирович Сипягин. Я его лично не знал, честно вам скажу, но посмотрел, как развиваются события, и подумал, почему бы не заявиться на участие в конкурсе на эту должность? Такие мысли были в голове, и я даже попробовал свою кандидатуру преподнести...
Ещё до назначения Байера?
Да, осенью 2018 года. Не буду рассказывать, через какие каналы, но я о себе заявил. У меня уже была, честно говоря, такая цель и задача попробовать себя на этом месте. Но тогда не получилось. Прошли соответствующие назначения, но для себя ничего не потерял, не расстроился. Попытка, как говорится, не пытка. Потом уже Александр Александрович Байер стал курировать наш блок. А я в ЖКХ уже давно — работал во «Владимирских коммунальных системах», потом во «Владимиртеплогаз» перешёл.
В конце 2019 года стало ясно, что у депутатов есть какие-то претензии к Байеру, и многие предполагали, что для него это может развернуться не очень хорошо, учитывая его заявление о «политическом ресурсе». И тогда я решил второй попытаться устроиться на работу в администрацию Владимирской области, в команду Владимира Сипягина.
Ваше назначение произошло без протекции?
Абсолютно без протекции. Ещё в 2018 году попытался через общих знакомых по партийной линии передать своё резюме Владимир Владимировичу Сипягину. Я уж не знаю, дошло оно до него или нет. Мы тогда не встречались.
Партийная линия - это ЛДПР?
Да, знакомые-то у нас есть хорошие. Но сам я член «Единой России» с 2004 года.
Когда с вами собеседование проводили, ваша партийная принадлежность как-то повлияла на назначение?
Про партийную линию меня не спрашивали. При принятии решения я естественно советовался и со своими однопартийцами, а также со старшими товарищами - моими учителями по жизни [отцом — бывшим главой города Суздаля Сергеем Годуниным, и с тестем — экс-мэром города Владимира Александром Рыбаковым, - примечание Зебра ТВ].
Какие ответы были?
Однопартийцы поддержали. Старшие товарищи сказали: «Осторожнее». Ну я имею в виду в том числе и моих родственников уважаемых, потому что они через это всё проходили. Они так и сказали: «Аккуратнее там». Они за меня переживают, и я это хорошо понимаю. При этом они меня не отговаривали от этой затеи.
А кто больше переживал - Сергей Борисович Годунин или Александр Петрович Рыбаков?
Здесь я не скажу. Скорее всего переживала больше наверно матушка, потому что женщина. Мужчины все-таки сдержаннее - они просто сказали: «Аккуратнее. Принимай сам решение» . Мы же мужчины, поэтому решение за нами.
В декабре 2019 года, наверно, я сильнее задумался об этом, начал продумывать варианты. Опять же с Александром Александровичем Байером поговорил. Думал предложить свою кандидатуру на должность директора департамента ЖКХ, когда Илья Потапов уволился. Место освободилось, а это — моя сфера, я в ней с 2003 года, все проблемы знаю.
Потом объявили конкурс на должность заместителя губернатора Владимирской области, и я начал к нему готовиться, собирать информацию по разным отраслям, так как в случае назначения мне предстояло курировать не только ЖКХ, но ещё и вопросы экологии, лесное хозяйство, дороги, строительство.
На конкурсе я увидел много знакомых лиц, и одного человека, которого я не знал - это был приезжий товарищ, я уже не помню, откуда. Так получилось, что комиссия приняла решение выбрать меня на эту должность. С губернатором мы также переговорили, задачи мне были поставлены. И вот я здесь.
Вам предстоит пройти процедуру согласования с депутатами Законодательного Собрания...
Да, на июньское заседание, скорее всего, меня позовут.
Вы говорите, что с членами «Единой России» - вашими однопартийцами - советовались, и поддержка вам оказана. Насколько это будет актуально для большинства «Единой России» в Законодательном Собрании. Будет ли оказанная вам устно поддержка формализована решением Законодательного Собрания?
Любые политические силы, в том числе «Единая Россия» как правящая партия, они наверно прежде всего смотрят смотрят на профессионализм, и оценивают действия, которые осуществляются тем или иным руководителем. Личностные качества тоже важны, но не в первую очередь.
Мы видели пример главы Коврова Юрия Морозова, который несколько назад уволил без объяснения причин сразу семерых руководителей учреждений культуры. И ему «Единой Россией» была предъявлена «черная метка» - так вы это назвали, по-моему.
Я встречаюсь с депутатами ЗакСобрания, у нас выстраиваются рабочие отношения, и от некоторых из них есть личная поддержка моих действий. Здесь знают мои профессиональные качества, организаторские способности, и для меня самое главное сейчас доказать это - делами закрепить. Я прошёл, конечно, небольшой отрезок работы – менее трёх месяцев, да ещё в условиях коронавируса. Я думаю, что на июньской сессии Законодательного Собрания мне будет, что предъявить депутатам, а уж окажут они мне доверие или нет — я не возьмусь прогнозировать. Повторюсь, я должен зарекомендовать себя положительными делами.
В настоящее время я встречаюсь с фракциями в ЗакСобрании, на которых я рассказываю о своих планах и задачах — я уже заручился поддержкой фракций КПСС, «Справедливая Россия»,ЛДПР и КПРФ. Еще жду приглашения от фракции «Единая Россия».
А вы не собираетесь, как Александр Байер, сообщить депутатам, что не сможете работать без утверждения в должности? Ему это, правда, не помогло, но всё же...
Поддержка со стороны депутатов, тесно взаимодействие с ними крайне важны. Я готов к работе в тесном диалоге, к совместной работе над ошибками, если понадобится. Более того, если я что-то сделаю не так, то по требованию депутатов губернатор отзовёт меня с должности.
Согласования буду ждать, и надеюсь на поддержку со стороны депутатского корпуса.
А если бы вы переговоры о назначении вели в самый разгар эпидемии коронавируса, это как-то на вас повлияло бы, если бы вы знали, во что предстоит ввязаться? Ведь одно дело координировать работу предприятий ЖКХ по подготовке к зиме, а другое — думать ещё о том, чтобы никто не заразился...
Моё назначение происходило как раз на границе между «мирным временем» и началом введения ограничительных мер. Может быть, мы не все понимали, что это такое, и что нас ждёт. Мы получали новости из Европы и воспринимали их как что-то от нас далёкое.
23 марта состоялся конкурс на замещение должности заместителя губернатора, но само назначение должно было произойти чуть позже. А два дня спустя президент России объявил нерабочие дни, и я, тогда ещё на предыдущей работе в ООО «Владимиртеплогаз», начал работать дистанционно. Я не знаю, как долго бы это всё продлилось, если бы губернатор меня не вызвал со словами: «Надо работать, приходите». То есть меня как бы поторопили, и я приступил к исполнению обязанностей 2 апреля.
Честно говоря, моментально «окунулся» в коронавирус по полной. Работаем без выходных с 7 утра до 9 вечера, проводим заседания оперативного штаба, принимаем меры, участвуем в совещаниях — дело-то новое, и никаких действий заранее мы — как и во всём остальном мире — не планировали. Поначалу я ощущал сильную встряску и выброс адреналина. Но по прошествии двух месяцев могу сказать, что в режим работы вошёл.
Кроме тех должностных обязанностей, которые на меня возложены, появились ещё такие рабочие моменты, что мне поручено следить за строительством инфекционных госпиталей. Или работа по подводу кислорода к койкам — тоже моя тема; я никогда и представить себе не мог, что буду этим заниматься. Так же, как и возвращением наших граждан из-за границы.
Многих удалось вернуть?
Свыше 230 человек зарегистрировались на сайте, из них мы вернули около 70. Мы каждый день забираем кого-то забираем со спецбортов.
Они сейчас все проходят карантинные мероприятия?
Да, это процесс долгий. Сегодня поехали одного забираем, вчера ездили. Каждый день практически кого-то забираем, поэтому тут тоже интересный опыт.
Кроме этого, мы вводили карантинные мероприятия в ряде территорий. В Петушинском районе принимали достаточно серьёзные и трудные решения по работе станций на железной дороге.
А в строительстве как дела обстоят?
Строительная отрасль с самого начала, когда начались нерабочие дни, оставалась работать. Во Владимирской области 52 застройщика, только 3 ушли на каникулы для сохранения своих работников.
Это, наверно, не самые крупные застройщики?
Нет, это не самый крупные компании. Все крупные застройщики работали всё это время. Перебоя с материалами у них не было. Возникла проблема с закрытием многофункциональных центров по оказанию государственных и муниципальных услуг в части регистрации сделок с недвижимостью. В конечном итоге МФЦ частично открыли, но в течение апреля застройщики несколько просели по заключению сделок и привлечению ипотечных кредитов. Но, тем не менее, считаю, что строительную отрасль мы удержали. По состоянию за 4 месяца, мы по сравнению с прошлым годом даже ввели жилья на 11% больше. Хотя на этот год у нас плановый показатель установлен очень большой, такого еще не было - 860 тысяч квадратных метров. В прошлом году был рекорд - 739 тысяч «квадратов», сейчас - 860.
И это будет сопоставимо с советскими показателями?
С 1975 года не было таких показателей, когда был бум по строительству жилья, когда новые дома росли как на дрожжах. Это - национальный проект, и мы должны отработать в соответствии с плановым показателем. Самое главное, чтобы не было препятствий для строительства. Правила землепользования застройки по городу Владимиру до сих пор не приняты. Вот это у меня - проблемный вопрос. А Владимир - это мы понимаем, самый крупный, кто строит. Охранные зоны - тоже в этом году надо решить эту проблему. Дом в Коммунаре. Там пошли суды сегодня буквально прочитал. Проблемная тема. Ее нужно в этом году обязательно разрулить.
Сейчас тоже этими вопросами занимаемся. У нас создана комиссия по рассмотрению проекта охранных зон во Владимире. Группа застройщиков наняла институт, который разработал проект охранных зон - их нужно просто согласовать с Минкультом и с нашим экспертным советом. Сейчас эта работа проводится под руководством первого заместителя губернатора Владимирской области Сергея Борисовича Шевченко. Я тоже попросился в состав этой комиссии, потому что это застройщиков прежде всего касается. Надеюсь, мы эту работу доведем до конца, потому что это вопрос очень важный - строить нужно.
Каковы перспективы исполнения национальных проектов в курируемых вами сферах по результатам 2020 года?
Самый самый крупный блок - это строительство 860 тысяч квадратных метров жилья. Но по всем нацпроектам есть только одна задача — безусловное исполнение, и мы этого добьёмся.
По расселению граждан из ветхого и аварийного жилья мы даже идем опережающими темпами - уже даже получили аванс с федерального уровня на 2021 год.
По «Комфортная городская среде» - тоже все нормально; все объекты расторгованы, работы идут полным ходом, и мы закончим в сроки.
У нас ещё проект по экологии – «Чистая страна». Три свалки у нас подлежат рекультивации. В Селивановском районе и на старой свалке в Петушинском работы уже начались. А вот по свалке во владимирском микрорайоне Оргтруд возник вопрос с торгами – некоторые их участники жалобы подают, поэтому контракт не заключен.
Мусорная тематика сейчас в новостях как-то не звучит так, как это было в январе-феврале. С чем это связано? Ее какие-то другие темы типа коронавируса из повестки выбили?
Нет, январь-февраль был началом мусорной реформы - и очень сложный в праздники, на самом деле, тем более по таким крупным территориям, как города Владимир и Ковров, где начал работать региональный оператор ООО «Биотехнологии». Это на самом деле была проблема, и мы все видели - она не надуманная, не политическая. Почему сейчас эта тема ушла из новостной повестки? Во-первых, времени прошло достаточно, многие недоработки устранены. Остается вопрос по раздельному сбору мусора, но он тоже отрабатывается: в Муроме уже ставят контейнеры, во Владимире. Работа ведется, и её результаты уже физически ощущаются.
Как проходит подготовка к зиме на фоне коронавируса?
В плановом режиме. Все деньги, которые на программы были запланированы в областном бюджете, они все также распределены. По инвестпрограммам программам энергоснабжающих организаций, фонда капремонта, все выполняется - вопросов тут нет. Мы говорим о снижении платежей конечно, но платежи населения упали не сильно, на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Кто-то из поставщиков электроэнергии говорил, что им ресурсники – предприятия ЖКХ, управляющие компании и ТСЖ - в половину сократили перечисления средств, и жалуются на население, от которого имя якобы не поступают деньги...
Некоторые могут спекулировать на этой теме — всегда, когда возникают непонятные ситуации, начинаются спекуляции. По итогам апреля с неплатежами было плохо, но вот на 26 мая общая собираемость платежей составляет 81%. В прошлом году было 86%. До конца месяца ситуация может ещё исправится.
Какой самый проблемный муниципалитет в плане ЖКХ и инфраструктуры? Многие называют Собинский район...
Я бы так не сказал. Собинский район - он проблемный, может быть, с точки зрения инфраструктуры, но никак не управления -это точно. Глава районной администрации Александр Всеволодович Разов там, так скажем, держит всех в тонусе.
По ЖКХ у нас Вязниковский район самый проблемный - там реально экономика по теплоснабжению провалилась. В свое время и концессионер пришел недобросовестный - «Вязники Энергия».
И личные вопросы. Ваш тесть, тогдашний глава города Владимира Александр Петрович Рыбаков лет 10 назад говорил, что у него хороший зять...
Не курит, не пьёт, играет в хоккей...
Вы играете в хоккей?
До сих пор с тех времен я играю в хоккей. Сейчас, из-за коронавируса, весь лёд закрыт, к сожалению.
С бывшим вице-губернатором, гендиректором ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» Алексеем Конышевым играли?
В одной команде мы с ним не играли, но встречались на льду.
В хоккей играет много людей, с которыми вы много так или иначе пересекались по рабочим вопросам, и не всегда самым приятным. А лёд - это такое место, где можно, грубо говоря, подъехать к сопернику и врезать ему. У вас не возникало желания впечатать в борт отдельных участников игр?
Слушайте, такие эмоции я держу в себе. Мы, конечно, сталкиваемся на хоккее со многими товарищами. Тем более, учитывая, что я нападающий с определенными габаритами, моменты возникают, но они не умышленные, естественно. Члены моей команды, узнав,когда узнали, что меня назначили заместителем губернатора, стали говорить: «Ну, все теперь с Романом Сергеевичем не столкнешься». Это мы так шутим.
К нам в команду — группу здоровья на «Владимирских коммунальных системах» - приходил бывший заместитель губернатора Максим Брусенцов и другие известные лица. Никого из них на льду специально не трогали.
Я люблю рыбалку и ездить на мотоцикле, но сейчас это всё пришлось отложить, так как в текущих условиях главное — дети. У меня сын и две дочери. Они все соблюдают режим самоизоляции по полной программе, учатся дистанционно, кроме младшей дочери. Старшему 17 лет, после школы хочет изучать международное право, изучает усиленно иностранные языки — английский, немецкий и испанский. Слава богу, он на это подсел, а не на другие вещи, которыми занимаются подростки. Я это только приветствую, но в его дела не лезу.