Тайны здания колледжа на Офицерской улице города Владимира

Почему ополовинили проект нового корпуса Авиамеханического колледжа на улице Офицерской, зачем убрали главный вход со стороны реки Клязьма и кто хотел занять исторический корпус на Студеной горе
СПЕЦПРОЕКТЫ Автор: 6 марта 2020, 15:50 22 8035
Блоу-ап

В главной газете Владимирской области «Призыв» 13 июля 1977 года был опубликован репортаж Светланы Барановой «Волшебники живут на земле». В материале говорится о научных дерзаниях студентов Авиамеханического техникума, который занимал тогда только старое здание на Студеной горе города Владимира. Кроме описания электронных удочек, схем реверсивного двигателя и устройств для скрутки жил проводов, автор упоминает о том, что учебное заведение в скором времени ждет переезд. В статье представлена фотография макета нового, еще не построенного здания «Авиамеха» на улице Офицерской и дано его краткое описание:

«Это целый учебный городок. Слева — учебный корпус с просторными светлыми аудиториями, лабораториями, мастерскими, справа — современное, с круглой стеной кафе, где будет отдыхать молодежь, читать стихи, слушать интересных гостей.

Предусмотрено проектом и общежитие, и спортивные залы. Однако все это в будущем. Хотя и в недалеком будущем».

tehnikum_maket.jpg

Будущее оказалось не таким уж близким — от выхода статьи до введения в эксплуатацию нового корпуса Авиамеханического техникума прошло целых пять лет. А большая часть того, о чем писала Светлана Баранова, увы, так и не было построено. Если сравнить макет корпуса с тем, что появилось в итоге на Офицерской улице, видно, что здание, фактически, ополовинили.

XXIII-0041.jpg
XXIII-0046.jpg
XXIII-0047.jpg

Что случилось с проектом за время его реализации Зебра ТВ рассказал директор Владимирского авиамеханического колледжа Николай Виноградов. В старом дореволюционном здании Нечаева-Мальцова на Студеной горе учебному заведению стало тесно уже в середине 20 века. В 1970-х годах началось проектирование нового корпуса. Место было выбрано в частном секторе на улице Офицерской - там, где уже с начала 60-х в отдельном здании располагались мастерские и спортивный зал «Авиамеха». Проектированием здания занимался владимирский архитектор Александр Приббе.

OK8kEy7YnN4.jpg

Корпус должен был иметь три основных, связаны между собой блока: учебный корпус, учебно-административный корпус и кафе-столовая. В квадратном учебно-административном корпусе должен был располагаться гардероб, большой красивый холл, руководство учреждения, библиотека с читальным залом и отдельный спортивный зал.

Строительство затянулось с середины 1970-х до начала 1980-х годов. Почему половина здания так и не была возведена Николай Виноградов объясняет следующим образом:

«Когда нас включили в план строительства — поехали в Министерство. Мы были в ведении Министерства авиационной промышленности. Министром был Петр Васильевич Дементьев. Он сказал, что денег не хватает. Ему показали макет корпуса. Там был переход из учебного в административный корпус. А у Дементьева были ногти большие. Он ногтем так провел посередине и сказал: «Вот эту очередь давайте стройте, учебную, а администрация пускай пока в старом корпусе посидит. А уж потом достроим и административную. Ну а потом финансирование затягивалось, нас не включали в план. Так ничего и не получилось. Дотянули до лихих 90-х, когда всем стало не до этого».

Из-за отсутствия финансирования не было построено и упомянутое в статье Барановой общежитие «Авиамеха». По словам Николая Виноградова, общежитие должно было быть девятиэтажным и стоять на пересечении Офицерской с улицей Лесной.

Пробный въезд в новый корпус, вспоминает директор Авиамеханического колледжа, состоялся в апреле 1982 года, полноценный учебный процесс начался в сентябре того же года. Изначально в новом здании обосновались студенты двух специальностей: электрики и радисты.

И это не все архитектурные перипетии, связанные с этим проектом. На фотографии макета корпуса видно, что на том месте, где сейчас располагается главный вход в здание — никакого входа нет. Длинная пристройка, через которую студенты сейчас попадают в корпус, в которой находится пост охраны и гардероб, появилась только в начале 2000-х годов. До этого два десятилетия студенты попадали в здание через служебный вход. Почему так получилось, рассказал Николай Виноградов:

XXIII-0044.jpg
«Это единственное здание в городе, построенное необычно. Оно развернуто на самом деле не на Офицерскую улицу, а к реке Клязьма. Главный фасад у нас выходит на юг, а не на север. Сделано это было потому, что в градостроительных планах была Южная объездная дорога, которая должна была идти вдоль железной дороги. Там же, с южной стороны, должен был быть главный вход в административном корпусе, который не построили. Поэтому входа в здание, фактически, не было, мы ходили через запасной вход. Эту пристройку сделали позднее».

Николай Виноградов сожалеет, что замысел архитектора Приббе не был полностью воплощен в жизнь. Однако есть в этом и один позитивный момент. По словам директора учебного заведения, если бы второй корпус достроили, «Авиамех» должен был полностью переехать в новый комплекс и освободить старое здание.

XX-5345.jpg

По словам Николая Виноградова, в конце 70-х, по старому корпусу техникума на Студеной Горе уже ходили комсомольцы из Владимирского обкома и распределяли: где чей кабинет будет. Но, волею случая, учебное заведение осталось в историческом здании, которое строилось Юрием Нечаевым-Мальцевым еще до Революции специально для обучения молодежи техническим специальностям.