«Одна из бед, которая случилась с нами в этом году — это вот такой, как его называют, „транспортный коллапс“», — признал на декабрьской пресс-конференции глава города Владимира Андрей Шохин. На протяжении всего 2021 года рынок пассажирских перевозок столицы Владимирской области лихорадило. Стремительное ухудшение качества сервиса заметили даже те, кто не пользуется общественным транспортом.
Первые признаки проблем появились в середине 2020 года: из-за пандемии власти вынужденно сократили количество транспорта на маршрутах. Несмотря на то что ограничения действовали недолго, ключевой перевозчик, компания АДМ, потеряла треть выручки. Андрей Шохин убеждал, что мощностей «Владимирпассажиртранса» (ВПТ) и других компаний хватит, чтобы не оставить жителей без автобусов и троллейбусов.
АДМ закончил год с крупной налоговой недоимкой — около 20 миллионов рублей, согласно источникам Зебра ТВ. У компании якобы арестовали счета, лишив возможности платить зарплату и покупать топливо. Последствия финансового кризиса на транспортном предприятии жители Владимира прочувствовали уже в январе, когда в 30-градусные морозы проводили по часу в ожидании нужного автобуса.
Мэрия Владимира выписала АДМ десятки предписаний, но было слишком поздно. В конце февраля у транспортной компании отобрали первые пять автобусных маршрутов: муниципальному ВПТ отошли №9с, №11с и №14, частному «Окто» — №25 и №27. Перемены не прошли гладко. «Окто» сумело найти только один автобус на два новых маршрута, что спровоцировало давки на остановочных пунктах.
Учредитель «Окто» Алексей Спириков, он же учредитель АДМ, тогда впервые заявил о дефиците водителей, которые из-за более высоких зарплат стали уходить на строительство платной федеральной трассы М-12. В конце года эту же мысль повторил глава города Владимира Андрей Шохин. Однако только лишь кадровым голодом и нехваткой автобусов объяснить все произошедшее весной 2021 года не получается.
В середине апреля АДМ уведомил мэрию о том, что прекращает работу во Владимире. Это положило начало короткой заочной перебранке между перевозчиком и чиновниками, из которой стало известно, что последние годы городская администрация не спешила заключать долгосрочные контракты, из-за чего транспортное предприятие не могло претендовать на льготы во время пандемии и фактически потерпело крах.
Пока продолжалось выяснение отношений и поиск замены АДМ (скорый конец перевозчика уже тогда был лишь вопросом времени), на владимирских улицах стала привычной такая картина: автобус, чаще старый дизельный MAN, реже — относительно новый Volgabus, стоит в крайней правой полосе с включенными аварийками и поднятой крышкой двигателя, из-под которой валит густой дым.
Тогда властям «вдруг» стало понятно, что 15 лет — это слишком большой возраст для подвижного состава. Но было поздно: собственных средств на обновление автопарка в городском бюджете не было, а подавать заявку на участие в федеральной программе обновления подвижного состава, предусмотренного нацпроектом «Безопасные и качественные дороги», в мэрии Владимира почему-то не стали.
К 1 июня АДМ потерял еще семь своих автобусных маршрутов, к 18 июня — еще шесть. 1 июля перевозчик, у которого остались всего два маршрута, вышел из муниципальной программы единого проездного билета, а 19 июля окончательно покинул рынок пассажирских перевозок. Компания ушла из Владимира со сгоревшими автобусами, десятком исков о взыскании долгов и невыполненными обязательствами по лизингу перед производителем автобусов Volgabus.
Бесславный конец крупного перевозчика стал неожиданным для мэрии, говорил Андрей Шохин в начале лета. Чиновникам пришлось буквально затыкать дыры. Так в городе появились несколько маленьких компаний вроде «ТП Владимир», а также нижегородское предприятие «РБ и К», которое на ПАЗиках спасало жителей западных микрорайонов от полной потери связи с центральной частью города.
В это время рынок пассажирских перевозок погружается в хаос. Маршруты переходят от перевозчика к перевозчику, одни маленькие компании уступают место другим, интервалы движения между автобусами не соблюдаются, расписания меняются. Ситуация кое-как стабилизируется к началу сентября — только жители в отдаленных микрорайонах по-прежнему жалуются на чересчур долгое ожидание автобусов на конечных остановках.
Призрачная надежда на выздоровление общественного транспорта появилась в начале октября, когда новый глава Владимирской области Александр Авдеев совершил рабочую поездку по городу Владимиру. Врио губернатора посетил, в частности, троллейбусное депо. Подробности визита на базу ВПТ неизвестны, но через пару недель после этого регион получил 253 миллиона рублей в виде инфраструктурного бюджетного кредита на покупку 17 новых автобусов.
Тогда же мэрия Владимира выставила на торги первый пятилетний контракт на обслуживание автобусного маршрута №27; следом стали разыгрываться и другие маршруты. Департамент цен и тарифов Владимирской области анонсировал дифференцированные тарифы на проезд в городском общественном транспорте: цена поездки будет менять в зависимости от способа оплаты (наличные или безналичный расчет), а также от времени суток (днем или вечером).
Казалось бы, АДМ больше нет, торги начались, условия для перевозчиков стали жестче, участие в программе обновления подвижного состава теперь обязательное условие работы, что может пойти не так? Идеалистическую картину, как и в начале года, сломали низкие температуры. В последние дни декабря уехать из центра Владимира в восточные районы стало почти нереально: судя по фото из соцсетей, автобусов приходится ждать по 40 минут и дольше.
Получается, что смена ключевого перевозчика и дефицит кадров далеко не единственная проблема владимирского общественного транспорта — налицо недостаточно жесткий контроль, отсутствие внятной стратегии развития, нежелание разговаривать с горожанами, объяснять происходящее, вовлекать в решение проблем. Ожидать каких-то кардинальных изменений ситуации в 2022 году при таком раскладе сложно.
На декабрьской пресс-конференции Андрей Шохин прямо заявил, что не видит смысла пересматривать маршрутную сеть — «там сразу знаете, что начинается, там столько писем и демонстраций». Эта фраза довольно ярко характеризует степень готовности мэрии Владимира к долгому и трудному диалогу. При этом очевидно, что схема движения транспорта сейчас неэффективна — слишком много дублирующих, длинных маршрутов, слишком мало преимуществ.
От того, насколько бесперебойно работает общественный транспорт, зависит общая ситуация на дорогах, экологическая обстановка, доходы бюджета. Система пассажирских перевозок также важна для современного города, как канализация или отопление. Чтобы принять это как данность и пересмотреть приоритеты, возможно, понадобится не один год — и не одна кадровая перестановка.