В ожидании «Музыкальной экспедиции»

В начале июня во Владимирской области стартует «Музыкальная экспедиция»: музыканты-кочевники выступят в исторических местах, усадьбах, арт-пространствах и под открытым небом во Владимире, Кольчугино, Александрове, Гусь-Хрустальном и Ковровском районах
СПЕЦПРОЕКТЫ Автор: 27 мая 2019, 16:01 5 3481

С 6 по 16 июня жителей Владимирской области ждет, пожалуй, самое долгожданное музыкальное событие сезона - «Музыкальная экспедиция-2019», фестиваль-путешественник прокатится по региону-33 уже в 6 раз. В рамках программы запланировано 8 концертов – 4 концерта с оркестром, 4 камерно-ансамблевых - во Владимире, Александрове, Кольчугинском, Гусь-Хрустальном и Ковровском районах.

Открытие «Музыкальной экспедиции» назначено на 6 июня в Центре классической музыки: впервые концерт будет полностью посвящен Владимирскому губернаторскому симфоническому оркестру и главному дирижеру коллектива Артёму Маркину, который в этот день отметит 50-летний юбилей.

По этому случаю маэстро Артем Маркин в интервью Зебра ТВ рассказал, на чем основывался выбор локаций для грядущей «Музыкальной экспедиции», и поделился планами о том, в каких местах Владимирской области могут пройти концерты фестиваля-кочевника в будущем.

Концерт-открытие экспедиции пройдет 6 июня в 18:30 в Центре классической музыки: меломаны смогут насладиться Седьмой симфонией Густава Малера в интерпретации Владимирского симфонического оркестра. Эту симфонию владимирские музыканты исполнят впервые, хотя за плечами у оркестра внушительный опыт «покорения» малеровского наследия: симфонический оркестр уже исполнял симфонию №2 до минор «Воскресение», симфонию №8 ми-бемоль мажор и №6 ля минор.

Выбор Седьмой симфонии австрийского композитора Артем Маркин объясняет тем, что это произведение стоит особняком во всем творчестве Густава Малера и считается одним из самых загадочных его творений. Наследие Малера называют вершиной европейского симфонизма, представляющей наивысшую сложность и для дирижера, и для оркестра, и для слушателей.

Шедевр Малера создавался, когда карьера капельмейстера Венской оперы достигла кульминации, и его личное счастье тому сопутствовало. Премьера же симфонии состоялась, когда счастье сменилось трагедией, а удача изменила ему. Отсюда и берется ее оптимистическая драматургия, неизменная для романтиков.

«Густав Малер – один из 4-х композиторов, наряду с Брукнером, Прокофьевым и Шостаковичем, которые писали для большого оркестра с видовыми инструментами и оставили после себя большой симфонический корпус. Эта музыка рубежа 20 века, практически окно в современность и пик развития симфонического жанра. Густав Малер в силу своего происхождения общемировой, общечеловеческий композитор.

Эту симфонию Малер считал своим лучшим произведением. Это одна из самых загадочных симфоний. Это чистая симфония, не имеющая явной программы, в ней пять частей – здесь нет отсылок, есть только подзаголовки, которые практически ни о чем не говорят. Есть большое вступление и завершение, 2-я и 4-я части «Nachtmusik» (Ночная музыка, Ноктюрн) пронумерованы 1 и 2, а между ними часть под названием «Schattenhaft» - имеет только примерный перевод – «Призрачно, как тени». Это некий скерцо-призрак (скерцо – часть симфонии в стремительном темпе, с характерными ритмическими и гармоническими оборотами, в трёхдольном размере, - ред.).

Это симфония – иероглиф, который можно толковать по-разному, Малер очень мало оставил свидетельств о ней. Это симфония парадоксов, симфония с таким количеством красивейшей музыки, которая не нуждается, может быть, в специальном толковании. Все нацелено на поиск некоей ясности, и в финале, все-таки, есть оптимизм, несмотря на мрачное начало – это оптимизм несмотря ни на что.

Эта музыка требует колоссального напряжения сил оркестра - и физических, и психологических. Это музыка, в которой нет ни хоров, ни голосов, ни солистов. Она ставит серьезные музыкальные и интеллектуальные задачи для музыкантов, на которых коллектив неминуемо растет. Музыкант должен приподняться над собой, задать высокую планку, совершить победу над самим собой. И слушателю точно так же нужно будет сделать усилие над собой, чтобы погрузиться в эту музыку», - уверен Артем Маркин.

XVII-6194.jpg

Международный проект «Музыкальная экспедиция», художественным руководителем которого стал всемирно известный виолончелист Борис Андрианов, в 2019 году впервые посетит Кольчугинский и Гусь-Хрустальный районы, тем самым, наконец, побывав во всех территориях Владимирской области.

Пожалуй, одной из самых интересных площадок концерта-кочевника станет Национальный парк «Мещера» в Гусь-Хрустальном районе. Концерт будет проходить прямо у входа в парк вблизи музея под открытым небом: здесь прозвучат композиции Рахманинова, Бородина, Чайковского.

«Владимирская область обладает неисчерпаемым богатством мест исторических, богатством природных ландшафтов. «Музыкальная экспедиция» начиналась с темы усадеб и исторических мест, но точкой может быть все, что представляет ценность во Владимирской области. Уже был город Гусь-Хрустальный, была тема возрожденного завода, где концерт был прямо в цеху. Но мы охватываем и районы: была задача найти место в Гусь-Хрустальном районе, и мы решили, что это должны быть не только исторические места, но и национальное достояние – Национальный парк «Мещера», который воспет в литературе. Это доказывает, что точкой для музыкальной экспедиции может стать любое место региона.

Кроме того, концерт в Мещере состоится 12 июня – это День России, еще из этих соображений мы выбрали это место. День России мы трактуем концертом на русской природе, в русском лесу, русском национальном достоянии.

В программах экспедиции в этом году есть некоторый «лесной» колорит – Дворжак «Лесная тишь», «Когда мы были деревьями» Соллима, сюита «Весной» для флейты Василенко, «Танец эльфов» Поппера. Тема леса прослеживается – мещерский лес как-то проник в программу тонкой нитью и разросся», - отмечает маэстро Маркин.

Второй концерт в Гусь-Хрустальном районе пройдет в поселке Красное Эхо, где открылся новый Дом культуры: таким образом, участники «Музыкальной экспедиции» намерены насытить новое культурное пространство интересными событиями. Музыканты-кочевники порадуют слушателей Пеццо Капричиозо Чайковского, Фантазией на темы из оперы «Кармен» Ваксмана, «Когда мы были деревьями» Соллима и многим другим.

А вот в Кольчугино концерт пройдет в центре города на площади перед администрацией. В программе – Квартет ми-бемоль мажор Моцарта, Двухголосные инвенции Баха, Рапсодия Брамса и другие произведения классиков:

«Кольчугиснкий район оставался без внимания все 5 лет, поэтому мы выбрали сам город Кольчугинго с прекрасными историческими местами. Там шикарный Дом культуры, но из практических и акустических интересов мы выбрали точку менее историческую – перед администрацией на центральной площади – это большое пространство. Мы учитываем шумовой фон и множество других факторов», - поясняет руководитель Губернаторского симфонического оркестра.

«Музыкальная экспедиция 2019» ознаменуется возвращением в Александровский район, где состоялся первый концерт кочующих музыкантов 6 лет назад: концерт вновь пройдет в помещении экспозиции «Государев двор в Александровской слободе». Для меломанов здесь запланированы Ноктюрн Чайковского, Рапсодия Дебюсси, Квартет №3 Брамса и Три пьесы для виолончели и фортепиано Буланже.

«Происходит вечное возвращение. Прошел временной круг – и нас опять привели наши пути в Александровский музей-заповедник.

Есть и другое интересное место в Александровском районе, где мы планируем сыграть в следующие годы - это усадьба Бутурлиных-Зубовых в селе Крутец, где похоронен легендарный Сергей Нилус (российский религиозный писатель и общественный деятель, - ред.). Это село с богатой историей. Сама усадьба сейчас в частных руках – ее восстанавливает человек сам, в одиночку. Это большой атмосферный дом, несколько напоминающий дом Эшеров из рассказа Эдгара По, в хорошем смысле. Исторические пласты ведут нас в 17 век. Эта усадьба – вопрос будущего», - планирует Артем Маркин.

XVII-6200.jpg

Музыканты фестиваля отправятся в «Усадьбу двух генералов», которая располагается в селе Павловское Ковровского района. Историческое строение восстанавливает местный бизнесмен при поддержке филиала Ковровского исторического музея. Маркин называет такой подход «симфонией бизнеса и государства». В программе здесь Концерт для скрипки Вивальди, Фантазии на польские темы Шопена, «Лесная тишь» Дворжака, Соната Паганини.

Самым необычным и экспериментальным концертом в рамках «Музыкальной экспедиции», по задумке организаторов, станет концерт в пространстве бывшей владимирской музыкальной фабрики, ныне стремительно превращающемся в новое городское арт-пространство.

«В этом году пройдет три концерта во Владимире – один открытие, второй – на фабрике музыкальных инструментов, которая сейчас образовывает множество маленьких арт-пространств – художественных студий, музеев, творческих коллективов. Приятно, что фабрика сейчас живет в таком виде. В одном из промышленных цехов будет концерт без оркестра – вечер музыки Баха», - интригует маэстро Маркин.

Финальной точкой фестиваля станет концерт на открытой площадке в историческом центре города Владимира – на смотровой площадке на улице Георгиевской. Слушателей ждет необычная концертная программа в кроссоверном режиме с джазовыми моментами с участием вокально-инструментального ансамбля «Татьяна» и джазовых пианиста и саксофониста – отца и сына Винцкевичей.

«Странствующими музыкантами» в 2019 году станут скрипачи Сергей Малов и Айлен Притчин, альтисты Максим Рысанов и Даниил Гришин, виолончелисты Дора Кокаш и Анна Кошкина, пианист Константин Лифшиц, флейтист Евгений Яковлев, кларнетист Антон Дресслер, а также джазовые исполнители – Леонид Винцкевич, Николай Винцкевич и Вартан Бабаян. Возглавит «команду» бессменный художественный руководитель фестиваля, заслуженный артист России виолончелист Борис Андрианов.

«Что касается солистов в этом году – укрупнились духовики. Будет флейтист Евгений Яковлев и кларнетист Антон Дресслер – это матерые музыканты. Есть и полюбившиеся нам солисты, например, скрипач Айлен Притчин, есть и новые лица, например, скрипач Сергей Малов, альтист Максим Рысанов, виолончелистка Дора Кокаш (Венгрия), пианист Константин Лифшиц.

Приятный момент – в экспедиции примет участие юный виолончелист Михаил Луценко – наш владимирский юный музыкант, подающий надежды, лауреат конкурса Владимирского Губернаторского оркестра «Солист оркестра» и участник мастер-классов Бориса Андрианова. Прекрасно, что в экспедиции не только заезжие звезды, но и то, что экспедиция идет на развитие местных музыкантов», - подчеркивает Артем Маркин.

Что до ближайших и далеко идущих планов Губернаторского симфонического оркестра, то Артем Маркин анонсировал грядущий фестиваль «Новые имена» Дениса Мацуева, запланированный на 2-4 июля, а после отпуска оркестра - традиционный фестиваль «Лето Господне». Маэстро приоткрыл планы и на будущий концертный сезон: симфонический оркестр планирует концерты с пианисткой Полиной Осетинской, с французским клавесинистом Жаном Рондо, пианистом-виртуозом Вадимом Руденко, скрипачом Айленом Притчином.

jddslR7YzSM.jpg
3lRq1_WPGAo.jpg
s_rYiRYjlUk.jpg
BeeCAZ7lGE0.jpg
QkbQDqBowCw.jpg
9YdUfIwTNDw.jpg
z11PT8-txWQ.jpg