В преддверии выборов депутатов Государственной думы, запланированных на сентябрь 2021 года, реальные угрозы дестабилизации обстановки во Владимирской области «не просматриваются и не прогнозируются». Об этом в интервью Зебра ТВ заявил заместитель губернатора Аркадий Боцан-Харченко, курирующий вопросы стратегического развития и внутренней политики. Вместе с тем, он дал понять, что желающим раскачать ситуацию может прилететь красная карточка с федерального уровня. Интервью с Боцан-Харченко готовилось до того, как стало известно о том, что близкий к единороссам активист Роман Александров призвал депутатов ЗакСобрания объявить недоверие губернатору Владимиру Сипягину.
Кроме этого, потомственный дипломат Аркадий Боцан-Харченко дал оценку взаимоотношениям между законодательной и исполнительной ветвями власти во Владимирской области. Он также сказал, что новый директор подотчётного ему департамента имущественных и земельных отношений будет назначен в течение лета 2021 года - бывший руководитель этого ведомства Павел Панфилов с декабря прошлого года находится под стражей по обвинению в получении взятки в особо крупном размере.
Когда можно будет заявить, что административная реформа во Владимирской области завершена? Что препятствует её реализации?
Напомню, административная реформа спланирована в два этапа. Первый этап направлен на обеспечение законности в сфере государственного управления. Целью второго этапа является повышение его эффективности.
В настоящее время речь идёт о первом этапе, который, откровенно говоря, сводится скорее к техническому процессу – приведению структуры органов исполнительной власти области в соответствие с федеральными требованиями. Рассчитываю на скорое завершение.
В администрации области осталось два «отраслевых» комитета, которые следует вывести: по социальной политике и по молодёжной политике; а также три комитета «прямого подчинения» – государственной и муниципальной службы, государственно-правовой и контрольный, которые подлежат переводу в аппарат администрации. На этой неделе уделом прошлого стал комитет по туризму. В отношении остальных структурных подразделений администрации области организационно-штатные мероприятия предполагается завершить к осени.
Также на предстоящем заседании Законодательного Собрания планируется рассмотреть часть пакета законопроектов в связи с реформой. Что касается закона «О Губернаторе и администрации Владимирской области», который по замыслу должен претерпеть значительные изменения, то некоторые из наших предложений будут дополнены с учётом соображений коллег из депутатского корпуса и аппарата Законодательного Собрания. Принципиальных разногласий не имеется, никаких препятствий не вижу: мы работаем совместно и конструктивно.
В этом деле я бы хотел поставить точку к осени, чтобы наконец-то перейти ко второму этапу административной реформы и формированию так называемого процессного офиса. Вот здесь, как вы помните, как я говорил, нас ждёт «минное поле».
Какое влияние на эти процессы оказывает частая смена кадров в обладминистрации и органах исполнительной власти?
Влияние минимальное. И то только на скорость движения в заданном направлении. Особо подчеркну: курсом на реорганизацию системы органов исполнительной власти области следуем безостановочно и бесповоротно, вне зависимости от кадровых изменений. Они могут лишь ненадолго замедлить процесс.
Вы согласны с утверждением, что в команде губернатора Сипягина происходит кадровая чехарда?
Кадровая политика в целом – не в моих полномочиях. Могу лишь заметить, что при сравнении периодов губернаторства Владимира Владимировича Сипягина и Светланы Юрьевны Орловой с точки зрения частоты кадровых изменений в руководстве органов исполнительной власти области обнаруживается, что разницы между ними почти нет. Как-то подзабылось, что кадровая чехарда наблюдалась и до осени 2018 года.
В данном контексте осмелюсь высказать мнение: первопричину следует искать всё-таки в набирающих силу тенденциях общей деградации государственной гражданской службы в Российской Федерации. Высокая тягостность труда и низкая заработная плата вкупе с ненормированным рабочим днём делают её малопривлекательной, особенно на фоне предложений в коммерческом секторе. В сложившихся обстоятельствах, очевидно, привлечение профессионалов высочайшего уровня – дело затруднительное и малоперспективное, особенно если во Владимире и «за нами Москва».
Насколько эффективно разделение социального блока на два – социального обеспечения и социального развития, с назначением двух вице-губернаторов?
Убеждён в правильности принятого решения.
Когда мы рассуждаем об управлении объектами, нужно помнить о том, что в этой сфере действует прямая зависимость между количеством объектов и качеством управления. Понятно, что это связано с физическими и психическими возможностями человека: они не безграничны. Увеличение числа объектов управления с неизбежностью ведёт к ухудшению качества управления объектами. Это аксиома.
То же самое касается и государственного управления.
Социальный блок ведомств всегда отличался перегруженностью по числу ведомств и проблем. Слишком много для одного человека, даже с учётом особенностей руководящей работы. Только одна отрасль здравоохранения чего стоит! Причём в кризисных условиях!
Поэтому необходимо и целесообразно оптимальное распределение нагрузки между двумя вице-губернаторами. При этом учитывались также и другие факторы, такие как, например, взаимодействие с федеральными ведомствами и реализация национальных проектов. Чтобы, к примеру, для решения одного блока вопросов не приходилось один высокий кабинет посещать дважды – двум высоким кураторам по отдельности.
Нынешнюю структуру блоков социального профиля нахожу разумной. Понадобится ли впоследствии более точная настройка, покажет время.
Как скоро в департаментах имущественных и земельных отношений и юстиции появятся полноценные руководители?
Ориентируюсь на лето.
В Департаменте имущественных и земельных отношений назначение на директорское место состоится после принятия решения о масштабной реорганизации ведомства. Вы наверняка догадываетесь, что в его деятельности накопилось много проблем и давно назрела необходимость в их устранении. В моих намерениях упорядочить и усилить работу по трём направлениям: закупочная деятельность, имущественный комплекс, земельные ресурсы. Целесообразно образование трёх управлений, каждое из которых «заточено» на работу в одном из указанных направлений. Губернатору Владимирской области предложения о новой структуре ведомства и предпочтительных кандидатах в руководство я уже представил.
Что касается Департамента юстиции, то в ближайшие дни на рассмотрение главы региона будет представлено несколько кандидатур.
Как бы охарактеризовали отношения между обладминистрацией и ЗакСобранием? В чём стороны находят точки соприкосновения? Какие моменты являются наиболее острыми?
Я бы сказал, что между законодательной и исполнительной властями отношения соперничества. Вместе с тем я бы не стал утверждать, что имеет место противостояние между ними.
В соперничестве, конкуренции не вижу ничего плохого, если это происходит в рамках приемлемого и приличного. Любые попытки выйти за такие рамки недопустимы и должны пресекаться на корню, ибо такие действия дискредитируют вовсе не одну из сторон, а государственную власть в целом. Не стоит питать иллюзий насчёт того, как жители области воспринимают её. Они не разграничивают её по ветвям и уровням согласно полномочиям. Они воспринимают её единой и неделимой. Поэтому при обмене «любезностями» между депутатами и чиновниками победителей при любом исходе нет: страдает авторитет государственной власти.
Несмотря на то что во взаимоотношениях Законодательного Собрания и администрации области порой возникают жаркие дискуссии по острым темам – будь то здравоохранение, дорожное хозяйство, государственное имущество – речь идёт всё-таки не о неустранимых противоречиях, из-за которых «торпедируются» любые инициативы, а о подходах к решению поставленной задачи при обоюдном стремлении к достижению результата – в интересах развития области и на благо её жителей. Последнее, кстати, и есть та точка соприкосновения, точнее, площадка для сближения, которая побуждает депутатов и чиновников переходить от соперничества к сотрудничеству, от конкуренции к кооперации, искать компромиссы и находить консенсус. В качестве примера могу привести ту же самую административную реформу, в отношении которой двумя годами ранее звучала ожесточённая критика, а теперь процесс протекает рутинно. Такая же тенденция наблюдается и в отношении закона о приватизации, та же участь постигнет и тему финансирования содержания муниципальных дорог. Для переговоров и консультаций с народными избранниками нет запретных тем.
Понятно, что перед выборами наверняка произойдёт всплеск эмоций, эскалация напряжённости при обсуждении проблем, отличающихся политической заряженностью. Поэтому вновь повторяю «правила игры»: за дискредитацию государственной власти можно схлопотать «красную карточку».
На вас возложено в том числе и кураторство вопросов внутренней политики. Как бы вы охарактеризовали политическую ситуацию во Владимирской области за четыре месяца до выборов в Государственную думу? Есть ли угрозы политической стабильности?
Мне кажется, что в контексте предстоящих выборов депутатов Государственной думы оценивать общественно-политическую обстановку во Владимирской области преждевременно. Фактор предвыборной кампании ещё не действует. До официального объявления на федеральном уровне парламентских выборов осталось несколько недель, и в майские дни ситуацию в регионе можно охарактеризовать как относительно спокойную.
Что касается предвыборного периода, то будет, уверен, всё и все в порядке и под контролем. Реальные угрозы дестабилизации обстановки в настоящий момент не просматриваются и не прогнозируются.
Какова будет ваша роль в организации избирательной кампании? Какие у вас выстроились отношения с лидерами региональных отделений партий?
С моей стороны как уполномоченного представителя исполнительной власти – всяческое содействие областному избиркому и муниципальным образованиям в подготовке и проведении выборов, а также финансовое и материально-техническое обеспечение предвыборных и выборных мероприятий. Кроме того, необходимо и целесообразно предусмотреть формирование условий для обеспечения легитимности результатов всенародного волеизъявления. И, наконец, опять повторюсь, обеспечение соблюдения всеми участниками электорального процесса «правил игры».
В моём случае это несложно, ведь я – беспартийный, руководствуюсь исключительно общественно-государственными интересами. Поэтому по отношению ко всем политическим партиям и общественным объединениям занимаю нейтральную и равноудалённую позицию. Со всеми руководителями региональных отделений парламентских партий поддерживаю добрые отношения, с недавних пор стараюсь по возможности вовлекать их в формирование и продвижение позитивной повестки, связанной с развитием региона. В период предвыборной кампании и выборного процесса, разумеется, мы будем чаще встречаться, переговариваться и консультироваться, обмениваться мнениями и, образно говоря, «сверять часы».
Какова стратегия администрации Владимирской области по выстраиванию взаимоотношений с органами местного самоуправления?
Она проста: формированием и продвижением позитивной повестки развития региона во взаимоотношения с администрацией области вовлекаются и муниципальные образования. Очевидно, что ведомства и муниципалитеты может связать лишь взаимный интерес, а он может стать общим только если речь пойдёт о развитии их территорий, реализации совместными усилиями программ и проектов. Поэтому неспроста в одном блоке ведомств оказались департаменты регионального развития и региональной политики.
Кроме того, в канву взаимоотношений администрации области и муниципальных образований вплетаются также и федеральные задачи, требующие решения совместными действиями. Например, те же самые парламентские выборы. Или всероссийская перепись населения. Или реализация национальных проектов.
Общая цель, способствующая процветанию области и благополучию её жителей, не может не объединять! Будет странно, если кто-то по собственной воле не откликнется на призыв совместными усилиями добиться её достижения и останется в стороне. И задача администрации области – сформулировать эти стратегические цели развития и вдохновить общество на их достижение, способствовать сплочению органов власти всех уровней и объединению их ресурсов для достижения общих целей в интересах развития и на благо жителей Владимирской области.