Поставки зарубежного оборудования во Владимирский областной академический театр драмы, которые сорвались из-за санкций, вот-вот должны завершиться. Более недели назад директор главного театра Владимирской области Борис Гунин рассказал журналистам про китайские аналоги французских, итальянских и немецких звуковых систем. Принимать и оценивать оборудование будут совместно с экспертами Торгово-Промышленной палаты региона.
В экспертных кругах к поставке «заместительного» оборудования относятся с опасением: театру якобы приходится соглашаться на неофициальные реплики зарубежной техники с аналогичной внешней оболочкой, но сомнительным техническим наполнением. Такие «аналоги» значительно дешевле оригинала, но не имеют гарантий качества.
О трудностях с поставками оборудования Зебра ТВ рассказал Алексей Тихановский, региональный представитель производственной компании, инсталлятора профессионального светового, звукового и сценического оборудования. От лица компании он тесно сотрудничает не только с драмтеатром, но и с другими учреждениями культуры Владимирской области. Специалисту непонятно, почему театр не делает выбор в пользу российских или китайских официальных производителей и почему делает ставку на устаревшее аналоговое оборудование вместо цифрового.
Что вызывает опасение?
Я в индустрии больше 20 лет. Сейчас являюсь официальным представителем крупнейшей в России производственной компании. Они дистрибьюторы и производители оборудования - звукового, светового, сценического.
Насколько я знаю, заявленное на торгах оборудование - премиум класса, с соответствующими характеристиками и ценником. Заменить его полным китайским аналогом - утопичная история.
«Официальный Китай» имеет достойную техническую базу и хорошо звучит, но соответствовать тому же L-Acoustic у него не получится. Потому, тут проще не искать полный аналог, а перекроить всю звуковую спецификацию в пользу решения предстоящих задач, с учётом задела на будущее. Но, уже опираясь на имеющих репутацию среди профессионалов (в данном случае театральных) производителей звукового оборудования, которых не затронули санкции. А таких производителей много, в том числе с российской пропиской.
Мне очень любопытно, почему б не обратить внимание театру на акустику Proton, Senzar, DS Audio? На отечественного производителя?
Качества и потенциала там хватит за глаза. И получится даже раза в два-три сэкономить. Тогда хватит средств на приобретение реально незамещаемых позиций.
В случае «полного китайского аналога», сдаётся мне, что недоброкачественные поставщики могут подсунуть широко распространённые в продаже того же Алиэкспресса «реплики». В аналогии с «Адидасом», продукт выглядит как брат-близнец, но не имеет тех же свойств и заявленных характеристик, со сфабрикованной технической документацией, без российской сертификации.
Такое будет работать даже, но для уважаемой организации покупать «кота в мешке» – огромные риски, в том числе и на репутацию. Уповать на то, что поставщик «зуб даёт» и гарантию в 1 год?
Должны же быть тесты оборудования?
Есть экспертиза, которая может определить соответствие оборудования заявленным характеристикам. Но экспертиза одного предмета стоит несколько сотен тысяч рублей, а у нас список огромный. Кто будет делать? А верить на слово дядюшке Ляо…
Есть ещё один нюанс. Театр просит аналоговую консоль. Устаревшее аналоговое звуковое оборудование.
Запрашивает сам театр? Это его требование?
Да. Все сейчас работают на цифре, цифра имеет потенциал. Театр ведь не стоит на месте. Существуют интерактивные театры, театры, которые применяют 3D-звук, и все эти новшества поддерживает цифровая платформа.
А драмтеатр просит аналоговую консоль. Вопрос: они её просят, потому что не хотят работать на актуальном оборудовании? «Я работал на минидиске, и я на этом минидиске и буду работать. Пускай их уже не выпускают, пускай и поддержки технической нет, но я уже привык, найдите мне, пожалуйста, минидиск».
Если они сейчас закладывают технический фундамент, для цифровой платформы нужно сразу прокладывать провода, делать определённые зоны. Сразу же! Иначе потом придётся новый ремонт затевать, чтобы на цифру перейти. Выбивать деньги, говорить: «Мы наконец-то догнали прогресс. Не прогресс нас догнал, а мы его».
А как это будет происходить? Пригласили другой театр из Сыктывкара или из Казани, например. Приходит звуковик: «А я на этой консоли не могу работать, потому что она ограничена в функционале. Дайте мне нормальный пульт». И тогда руководство театра заказывает в аренду этот пульт. В аренду со стороны.
Проблема точно не в деньгах?
В смету было заложено очень много миллионов.
Надо было изначально сам проект технический продумывать на перспективу, на согласованность с другими площадками — брать у них опыт, понимать перспективность развития самого театра.
Есть у нас проблема в области, когда руководство в сфере культуры, образования, спорта, туризма не очень компетентно в технических вопросах, принимает какие-то непонятные решения, от которых появляется недоумение от технического сообщества. А компетентного персонала нет. Главное, нет экспертов в структуре этих министерств, которых бы привлекали к решению технических вопросов. Причём, их смысл не в решении поступающих проблем, а в изначальном грамотном формировании технических заданий для учреждений культуры и образования. Кадры - самый жирный вопрос, который нависает над всей областью.
Есть примеры?
Много. Берём времена Сипягина, ДК в Красном Эхо. Там живёт полтора землекопа, но там сделали ДК, и в этот ДК привезли очень дорогое оборудование. А для чего? Они повесили колонки гроздьями, линейные массивы — такие должны работать на стадионы, а не на квадратный зал — безграмотно сделали. Зато поставили микрофоны, в которые не стыдно петь Филиппу Киркорову или Мадонне. По тем временам за 150 тысяч микрофон - в Красное Эхо? В этот микрофон надо уметь петь, он конденсаторный, это определённая техника, опыт и навыки.
Есть у нас детская библиотека на улице Мира. Меня попросили однажды помочь с оборудованием: повесить светодиодный большой экран в зальчик. Я говорю: «А зачем вам экран?» Отвечают: «Алиса Михайловна пришла и сказала: тут бы хорошо смотрелся экран. В Атомном центре такой, смотрится отлично, давайте так же».
Экран, светодиодный, находится близко к детям. Он мерцает, будет сразу переутомлять зрение. Это минус. А кто об этом знает? «Ну это же эффектно, мы будем использовать». Второй минус — большое потребление электроэнергии. Третий — светодиодный экран дорогущий, состоит из кучи частей. У вас выходит из строя какая-то часть, что вы будете делать? Вам дадут деньги, чтобы поменять эту часть? А этот экран подвержен очень сильному прогрессу. Год прошёл, и фабрика этот экран уже не поддерживает. Директриса скажет: Ну и что? Будем с неработающим экраном. Эффект вау через год работы превратится в мощный геморрой.
Многие не знают, что хотят и какими техническими средствами пользоваться. Технических специалистов не хватает, а если они есть, им нередко приходится работать на какой-нибудь рухляди.
Как может разрешиться вопрос со звуком в театре драмы?
Не знаю, чем закончится эта история. Надеюсь, что Борис Григорьевич увидит оборудование, когда оно приедет, и скажет: «Нам контрафактное не надо, давайте адекватное».
Если всё будет как надо, я буду очень рад. И это будет для меня пример на контрасте из всей области, где люди вообще не знают, на чём работать, и кто будет работать.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.