Зачем Владимирской области убыточная авиация, и кто за это заплатит?

Эксперты объясняют, сколько денег Владимирская область может потратить на реконструкцию аэропорта Семязино и обслуживание авиаперевозок, и как это повлияет на жизнь владимирцев
СПЕЦПРОЕКТЫ Автор: 30 сентября, 09:29 7580
Мнения
Фото «Ключ-Медиа»

Хотя контракт на реконструкцию аэропорта Семязино уже разыгран, пока неизвестно, какие расходы на возрождение воздушной гавани в столице Владимирской области понесёт федеральный бюджет. В 2025-2030 годах федеральные транши на обновление инфраструктуры ожидают 76 региональных аэропортов по всей России, но перечень получателей и размеры субсидий пока не утверждены и могут меняться, сообщают эксперты. О том, что Владимирская область подала заявку на участие в госпрограмме «Эффективные транспортные системы», власти региона не сообщали, но этот факт подтверждает один из источников Зебра ТВ, знакомый с перечнем потенциальных участников нацпроекта.

На сегодня заявленная стоимость проектирования и реконструкции аэродрома - 5,3 миллиарда рублей. И это примерно 5,5% доходов всей Владимирской области в 2024 году (согласно проекту бюджета). Ранее губернатор Александр Авдеев выражал надежду на то, что региональный бюджет возьмёт на себя только половину стоимости реконструкции аэропорта, ещё 25% вложат федералы, ещё 25% - партнёр, которым стала крупнейшая в России сеть региональных аэропортов “Новапорт”. Условия окончательной сделки с инвестором также пока не оглашались.

Планируется, что аэродром, который сейчас используется для нужд МЧС и авиалесохраны, после реконструкции будет принимать среднемагистральные пассажирские самолеты, такие как Sukhoi Superjet 100 вместимостью 100 пассажиромест или Boeing 737-800 на 183 места. По соображениям губернатора Авдеева, новые воздушные ворота в двух часах езды от столицы России должны способствовать развитию внутреннего туризма, а также это «важно для нашей пожарной авиации, защиты от ЧС, решения вопросов безопасности».

Эксперты обращают внимание на то, что контракт на реконструкцию владимирского аэропорта разыграли прежде, чем утвердили федеральное финансирование. Не исключено, что аэродром Семязино, если и попал в госпрограмму, то может из неё вылететь за недостатком экономических обоснований, а дорогостоящая модернизация с учётом инфляции и непредвиденных издержек (ведь аэропорт ещё никто не спроектировал), региону будут не по карману.

«Только удлинение полосы, хотя бы на полкилометра, по нынешним деньгам обойдётся миллиарда в два. Реальный объём вложений может возрасти ещё на пару-тройку миллиардов. Либо это история, когда подрядчик будет просто вписываться в 5 миллиардов любыми способами, а что получится на выходе, представить трудно», - объясняет ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко.

Как прогнозирует Крамаренко, бизнес, в лучшем случае, отреставрирует аэровокзал, Госкорпорация по Организации воздушного движения профинансирует объекты аэронавигации, но самый сложный и дорогостоящий объект реконструкции - взлетно-посадочную полосу - региону придётся оплачивать самому. Планируется, что полосу отнесут подальше от близлежащих СНТ и значительно продлят. Для этого ещё прошлой весной у полосы Семязино выселили 760 огородов по две сотки каждый.

Главное, что объёмные траты Владимирской области аэропорт обеспечит и после успешной реконструкции, если она состоится. Как утверждает Крамаренко, чтобы региональный аэропорт окупал хотя бы операционные услуги, его пассажиропоток должен составлять как минимум 300 тысяч человек в год, а это равно населению всего Владимира. Опыт соседних «летающих» регионов показывает, что добиться таких показателей крайне тяжело, поэтому содержание аэропортов обходится им в копеечку.

Калужский опыт: аэропорт для немцев на 2 миллиарда рублей убытка

Похожую инициативу реализовали 10 лет назад в Калужской области, где Александр Авдеев в это время был мэром Обнинска, а чуть позже стал заместителем губернатора. Население Калуги сопоставимо с населением Владимира, путь до Москвы по железной дороге занимает от двух до трёх часов.

В Калуге не только реконструировали аэропорт, но даже открыли международное авиасообщение. Сегодня взлетно-посадочная полоса в Грабцево может принять все виды среднемагистральных судов, включая Boeing 737-800 и Airbus А321.

Существует расхожее мнение, что в 2015 году вложения в гавань интегрально «окупили себя» гораздо более крупными иностранными инвестициями.

«В Калугу тогда зашли «Фольксваген» и «Вольво». Скорее всего, это было условие инвесторов – вложиться в технопарк, если в Калуге будет аэропорт.

Калужский губернатор Артамонов добился открытия пункта пропуска через границу - а он очень был нужен, потому что единственный в то время международный рейс был чартер в пятницу вечером из Калуги в Брауншвейг, а в воскресенье вечером из Брауншвейга в Калугу.

И можно было говорить: ребята, супер, мы вложим миллиард рублей в модернизацию аэропорта, но получим 20 миллиардов инвестиций», - рассказывает Крамаренко.

Но с тех пор в Калуге так и не появилось ни одного несубсидируемого рейса. Часть субсидий на маршрутную сеть выделяет федеральный бюджет, но даже с его помощью финансовые результаты аэропорта отрицательные, а непокрытый убыток, как замечает Крамаренко, составляет 2 миллиарда рублей.

«В 2023 году при годовой выручке в 81 миллион рублей расходы аэропорта, включая управленческие, составили 620 миллионов рублей. За всё время работы предприятия непокрытый убыток на конец года уже составлял 2 миллиарда рублей. Пассажиропоток в Калуге сейчас – 100 тысяч человек в год», - говорит Крамаренко.

Согласно закону о региональном бюджете, в 2024 году Калужская область выделила на субсидирование авиаперевозок 233,6 миллиона рублей, ещё 48,5 миллиона - на международные авиаперевозки. Ещё 270 миллионов рублей заявлено в бюджете на обеспечение авиационной безопасности и эксплуатации аэропорта.

Но вопреки убыткам калужский аэропорт продолжают развивать: губернатор Шапша запросил у СовФеда поддержки на удлинение полосы до 2 500 метров, а с октября аэропорт открывает новый международный рейс в Стамбул.

Летать или ездить?

Кому непонятны перспективы владимирской авиации, так это владимирцам, которые каждый день задыхаются в автобусах. Вполне вероятно, что за десять лет регион может потратить на аэропорт столько денег, сколько хватит на то, чтобы обновить общественный транспорт во всей Владимирской области. Но какие выгоды принесёт региону взлетно-посадочная полоса?

В сообщениях губернатора Авдеева, который, как представляется, выступает инициатором проекта, прозвучала фраза «аэропорт реконструируют для нужд Минобороны». Значение её губернатор не пояснял, а гражданские эксперты в целесообразности такого обоснования сомневаются - мол, Минобороны на свои нужды деньги находит само. Объективно оценить перспективу полемики не представляется возможным ввиду специфики нынешней политической обстановки.

Главное, на чём сходятся все, - аэропорт должен способствовать развитию туризма. Попытки наладить авиасообщение по маршруту «Санкт-Петербург - Семязино» уже предпринимала губернатор Светлана Орлова - тогда рейсы во Владимир из Северной столицы и обратно осуществляли на 50-местных «Эмбраерах» за 4 тысячи 674 рубля в один конец, но они не окупали себя даже с учетом федеральных субсидий. В конце концов, деньги выделять перестали, и полёты прекратились.

Вероятно, новый проект представляется властям более успешным благодаря удлинению взлётно-посадочной полосы и появлению крупного инвестора. Эксперты подтверждают: бизнес если и не вложится “в асфальт”, то с созданием маршрутной сети и антикризисным управлением может справиться. Правда, всё на тех же условиях регулярных субсидий из областного бюджета.

««Новапорт» - это самый крупный по количеству активов аэропортовый холдинг, в котором присутствуют относительно маленькие аэропорты. У них есть отработанный опыт, как за счет ряда организационных подходов повысить эффективность работы аэропорта. Когда речь идёт о холдинге, можно вести переговоры об открытии рейсов сразу же по нескольким аэропортам, входящим в холдинг, ввести единую коммерческую политику, проще общаться с поставщиками оборудования и услуг. То есть, эффект масштаба даже применительно к небольшим аэропортам работает и дает возможность сокращать издержки и повышать эффективность», - утверждает глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Повлияет ли авиация на развитие туризма, - вопрос спорный. Есть основания полагать, что вложения во владимирский аэропорт окажутся несопоставимо велики по сравнению с тем эффектом, который может оказать аэропорт на туристическую привлекательность региона.

«Развитие аэропорта стимулирует подвижность людей: они ездят, тратят деньги, за счёт этого появляются дополнительные доходы в этих регионах. Но если в городе всего 300 тысяч жителей, много не настимулируешь. Владимире уже не та столица Руси, хотя там и есть что посмотреть.

Каждый субъект имеет право распоряжаться своими деньгами, как он хочет. Если губернатор уверен, что найдёт деньги, значит, у него есть какие-то соображения на этот счёт. Какой эффект это даст - надо смотреть технико-экономическое обоснование», - рассказывает директор Центра научного обеспечения государственного регулирования в гражданской авиации ГосНИИ ГА, профессор Александр Фриндлянд.

Эксперты не берутся утверждать наверняка, но существуют методы прогноза турпотока, которые наводят на определённые выводы.

«Мы понимаем, что из Калуги, из Иванова существуют субсидированные рейсы, из Ярославля несубсидированные рейсы в Санкт-Петербург. Но никакого серьезного эффекта на туризм три рейса в неделю для Ярославля, два рейса в неделю для Калуги и для Иванова, они не дают. Прилетят к вам, три рейса в неделю, - это 300 человек. С учетом 80-процентной загрузки - 240. А из них половина местные, половина петербуржцев - 120 человек в неделю. Сколько 120 человек в неделю у вас оставят денег во Владимире?» - говорит Андрей Крамаренко.

Как правило, небольшие региональные аэропорты вблизи Москвы открывают тогда, когда в них появляется дополнительная необходимость, помимо гражданского авиасообщения, - например, грузоперевозки в Ярославле или инвестиции в Калуге. Технико-экономическое обоснование проекта Семязино публике не представлено, поэтому необходимость в реконструкции аэропорта сегодня неочевидна, хотя без надежды на успех владимирскую авиацию оставлять не хотят.

«Это довольно специфичный проект. Но учитывая, что Владимир все-таки довольно активно развивает туризм, сообщение с крупными городами, не имея в виду Москву, может дать неплохой стимул для роста турпотока. Естественно, при наличии субсидирования авиаперевозок», - надеется Олег Пантелеев.

Кто за это заплатит?

Ещё шесть лет назад президент Путин поручил добиться того, чтобы к 2024 году более половины всех авиарейсов между регионами совершались в обход Москвы. Для этого создали нацпроект, регионам выделили федеральные субсидии на реконструкцию, ремонт и строительство аэропортов. Например, с десяток аэропортов обновили в Якутии, где большая часть посёлков имеет сезонную транспортную доступность.

Поручение Путина было выполнено досрочно в 2022 году на фоне сокращения международных рейсов, закрытия воздушного пространства на юге России и роста субсидий на рейсы в обход Москвы. Но модернизация аэропортов продолжается, и на этот раз по новой модели финансирования - за счёт инвестиций бизнеса и сборов с авиакомпаний, которые, в конце концов, ложатся в стоимость авиабилетов.

Пока непонятно, как в эту систему встроят владимирский аэропорт и встроят ли. Утверждать, что он повлияет на экономику воздушного транспорта России - нет оснований. Тем не менее уже сегодня очевидно, что платить за голубую мечту предстоит владимирцам и, возможно, не только налогами, но и здоровьем.

Деятельность аэропорта накладывает ограничения на использование окружающей территории - он шумный и загрязняет среду. Как пояснили эксперты, обратной силы эти ограничения не имеют, но новые ЖК будут обязаны учитывать требования санитарно-защитных зон аэропорта.

Такие требования и масштабы зон разрабатываются индивидуально под каждый объект, в некоторых зонах нельзя возводить жилые здания, другие - требуют установки усиленных окон в помещениях. Площадь этих зон может достигать нескольких квадратных километров - есть вероятность, что они затронут значительную часть города и всерьёз повлияют на интересы застройщиков.

Сейчас вокруг аэродрома Семязино с десяток-другой СНТ, ближайшие дачные участки в ста метрах от начала полосы, недалеко заселяются новые «муравейники» Юрьевца. Первые последствия предстоящей реконструкции уже испытали на себе владельцы 760 участков СНТ «Полёт», которым не дали начать новый сезон посадок - на их огороды вскоре планируют сажать самолёты. Спасительным или губительным представляется возрождение владимирской авиации для самих владимирцев - у них спрашивать не стали.

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.