Две главные владимирские реки обмелели настолько, что речное судоходство в 33 регионе практически прекращено

Дмитрий Артюх:
Обозреватель Зебра ТВ
artux
Судоходство во Владимирской области скорее мертво, чем живо. Портал «Корабел.ру» запросил у Белого дома данные о перевозках по владимирским рекам и получил неутешительные данные
ИСТОРИИ 16 Августа, 16:19 1 3730

Портал «Корабел.ру», запущенный в 2002 году как глобальная база данных России и СНГ по морской отрасли, судостроению и судоходству, опубликовал материал «Российские реки: взгляд из правительственных окон. Владимир, Иваново и Кострома». Накануне навигации 2019 года редакция «Корабела» разослала руководителям регионов список вопросов о состоянии флота, динамике перевозок и других аспектах судоходства.

Часть вопросов чиновники проигнорировали, из некоторых регионов ответы вовсе не пришли. Сведения, которые все-таки удалось получить, были опубликованы.

«Естественно, ни одна из получившихся в итоге статей не может являться всеохватным аналитическим обзором положения дел на российских реках, поскольку основана исключительно на данных, предоставленных чиновниками. Зато это дает прекрасную возможность оценить тот спектр информации, которым оперируют руководители региональных ведомств», - отмечает «Корабел.ру».

Власти Владимирской области на вопросы о судоходстве ответили. Из предоставленных данных следует, что общая длина рек Владимирской области превышает 8,5 тысячи километров. Главной водной артерией Владимирщины считается 647-километровый отрезок Клязьмы. Протяженность Оки в границах Владимирской области составляет 111 километров. 260-километровый участок Оки и 296-километровый Клязьмы (от Владимира до устья под Гороховцом) находятся в ответственности Муромского района водных путей.

IMG_4381.jpg

«Корабел.ру» приводит и более интересные данные о двух главных реках Владимирской области. Из них, в частности, следует, что грузового и пассажирского судоходства, а также речного хозяйства на Клязьме фактически нет:

«Река Клязьма, являясь рекой регионального значения, так как в своей судоходной части находится в основном в пределах Владимирской области, к началу 21 века утратила транспортное значение, транзитное судоходство на ней прекратилось. Распоряжением Росморречтранса река Клязьма отнесена к рекам 7-й категории, внутренние водные пути без гарантированных габаритов судовых ходов и без навигационной обстановки. Путевые работы на протяжении многих лет на ней не проводятся. Река находится в бытовом состоянии. Клязьминское прорабство — подразделение Муромского РВП, обслуживающее ранее Клязьму, полностью расформировано».
IMG_6975.JPG

Ока является рекой федерального значения и в границах Владимирской области относится к 1-й и 2-й категории рек. То есть, на ней гарантировано должны находиться габариты судовых ходов, а также освещаемое или светоотражающее навигационное оборудование. Таким образом, предполагается, что движение флота по Оке может осуществляться круглосуточно.

«В настоящее время Федеральным агентством морского и речного транспорта для участка реки Ока на территории Владимирской области установлены следующие гарантированные габариты судовых ходов: глубина — 170 см; ширина — 60 м; радиус закругления — 400 м», - пишет «Корабел.ру».

Данные властей Владимирской области свидетельствует о том, что объемы перевозок по Оке в последнее десятилетие неуклонно падают. В первую очередь это касается транспортировки грузов. Причины — и в обмелении реки, и в спаде российской экономики, и в переключении промышленности на другие виды транспорта.

Горьковская железная дорога на днях, к примеру, отчиталась о том, что погрузка металлов, леса, лома, сахара, бумаги и других грузов в муромском регионе ГЖД выросла в 2019 году по сравнению с прошлым годом на 23% (на 272 тысячи тонн).

Что же касается использования Оки для перевозки грузов, «Корабел.ру» приводит следующие данные:

«Основной грузопоток приходится на транзитные перевозки грузов на участке Касимов — Нижний Новгород. На данном участке в 2015 году перевезено 147 тысяч тонн грузов (в основном щебень и песок), что на 40 % меньше по сравнению с 2013 годом».

Есть данные и по транспортировке людей по Оке, из которых следует, что регулярные пассажирские перевозки внутренним водным транспортом по реке в настоящее время не осуществляются:

«Основная часть пассажиропотока (70%) приходится на перевозки местной прогулочной линии в городе Муроме. Пассажиропоток на туристических линиях невысок по причине маловодности в последние годы и недостаточных глубин для работы пассажирских судов на линии Нижний Новгород — Москва. По сравнению с 2013 годом пассажиропоток в 2015 году вырос на 35% до 36 тысяч человек. Перевозки пассажиров собственным флотом до 2000 года составляли более 180 тысяч человек в год, через порт города Мурома в сутки проходило до 40–50 единиц флота. В настоящее время из 11 пристаней осталась одна в Муроме. Информацией о перевозках грузов и пассажиров в 2016 – 2018 годах департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации области не обладает».
Muromships-07.jpg река Ока в районе Мурома, теплоход «Рихард Зорге» (фото 2014 года)