Гражданский диалог во Владимире. Между духовным призванием и политическими играми

Инесса Чиликина:
Модератор городских проектов
chilikina
Недавние высказывания митрополита Владимирского и Суздальского Никандра о гражданском обществе оставили двоякое впечатление: с одной стороны, духовный лидер говорит о любви к малой Родине, а с другой, в его словах слышны обвинения в адрес тех, кто критикует решения властей. История с установкой памятника князю Андрею Боголюбскому еще раз наглядно показала: потребность в городском диалоге никуда не делась. Но делает ли митрополит шаг в эту сторону
ИСТОРИИ 1 апреля, 12:35 2944
фото из архива Зебра ТВ

В недавнем выступлении новый митрополит Никандр обратился к жителям Владимира с призывом к «гражданской ответственности». На первый взгляд, его слова вызывают резонанс и звучат как благородное напоминание о любви к малой Родине. Но за риторикой о совести и созидании скрывается опасная подмена понятий. Вместо диалога мы снова слышим обвинения, вместо решения проблем — попытку заставить замолчать тех, кто эти проблемы озвучивает. Почему позиция духовного лица вызывает еще больше вопросов, а не решает конфликт, и как вернуть дискуссию в конструктивное русло?

Город, как известно, — это не просто территория с домами и улицами. Это живой организм, где все тесно переплетено и связано. Владимир сейчас стоит на перекрестке эпох. Его сила — не в количестве новых памятников или храмов, а в способности бережно вплетать современность в ткань истории. Во Владимире, одном из древнейших городов России, это особенно очевидно. И это город, в котором не должно быть непродуманных, силовых решений. Но сегодня здесь снова нарастает очередной конфликт: жители, эксперты и часть духовенства не сошлись во мнении относительно художественных достоинств очередного памятника и места его установки. И для меня очевидно одно: гражданское общество не готово мириться с решением, которое ставит под угрозу уникальное наследие. А муниципалитет снова игнорирует голос тех, для кого Владимир — не просто очередная «точка на карте», а родной дом. Разорвать этот порочный круг и вернуть городскому диалогу смысл все еще возможно. Но делает ли митрополит Никандр шаг именно в эту сторону?

Духовное vs гражданское: где границы?

«Критикуешь — предлагай!», — сходу заявляет владыка Никандр, обращаясь к тем, кто недоволен ситуацией. Так, будто этого одергивания активисты не слышали до него. Отнюдь. Этой и еще десятком подобных избитых фраз здесь традиционно потчуют всех тех, кто «мешает работать» нашим чиновникам, пишет им многократные обращения по различным городским проблемам: пытается добиться своевременной уборки порубочных остатков после работы ЦУГД или просит установить урну там, где она необходима. Очень знакомая, узнаваемая риторика обвинения в ответ на попытки конструктивного взаимодействия с властями! Но тут новое вот в чем: из уст Никандра, не знающего еще ни города, ни его жителей, это звучит еще более безапелляционно. А то, что жители Владимира не бездействуют, а годами, если не десятилетиями, выполняют часть той работы, что должна выполняться муниципалитетом, не берется в расчет даже гипотетически. Вот просто табула раса!

И на этом фоне духовный лидер, чья роль — объединять и вдохновлять, неожиданно превращается в очередного адвоката для власти. Митрополит Никандр начал диалог с гражданами не с миротворчества, а с голословных обвинений. И досталось всем. С одной стороны, владыка обвиняет бизнес в низком уровне гражданской ответственности и призывает «финансово вкладываться», с другой — призывает рядовых граждан «не мусорить», будто это исключительно по их вине город стал «грязным и неуютным», с третьей — из уст митрополита звучит совет для активных граждан работать исключительно по грантам или в рамках НКО, а «не сидеть на диване». Но разве это задача митрополита — решать, кому и как участвовать в жизни города? И как быть тем гражданам, что действительно, в силу возраста или болезни, не могут выражать свою гражданскую позицию в офлайн-форматах? Кто сильнее — тот и прав?

«Диванные критики»

Насколько я понимаю, «диванными критиками» отец Никандр называет в своей статье тех, кто осмеливается говорить о проблемах публично. И, можно подумать, это и не граждане вовсе, а так — бездельники, маргиналы, которые только и могут, что пустословить и мусорить. Но по факту среди большинства тех, кто высказывает критические замечания, — нет тех, кто мусорит. Более того, это очень часто ровно те самые совестливые и неравнодушные люди, что выходят на субботники или и без всяких субботников регулярно убирают мусор за своими соседями и за муниципальными служащими. Не делая различий, где придомовая территория, где городская, и на территории какого района она находится по кадастровой карте. Это очевидно не маргиналы! И тем более те граждане, что сейчас подвергли критике памятник Андрею Боголюбскому и оспаривают место его установки, — это не идиоты, а вполне уважаемые люди, люди очень разных профессий, разного социального статуса. Среди них много людей с высшим образованием и серьезным опытом работы. Это архитекторы, реставраторы, скульпторы, юристы, экологи, историки, педагоги, маркетологи, дизайнеры, художники, урбанисты, предприниматели. Также, предположу, это люди, которые ранее были чиновниками, работали в госструктурах города и не стали мириться с текущей ситуацией. И Никандр, ничтоже сумняшеся, окрестил их пустословами? Но я не удивлена. Никандр тут просто повторяет слово в слово все то, что активные граждане слышат в свой адрес от наших, отнюдь не совестливых или способных к сопереживанию чиновников, уже много лет.

Так что вопрос не в том, чтобы жителям «не критиковать, а предлагать», а в том, чтобы власть и тем более церковь услышали тех, кто уже давно и много что предлагает. Когда чиновник называет законные претензии «диванным недовольством» — это не диалог, это монолог силы. А когда духовное лицо не слышит голоса неравнодушных — это уже беда. Хорошо, что Никандр начал диалог о состоянии гражданского общества в городе, но плохо, что «не видя брода, полез в воду» и подменил объективный разбор манипуляциями, разделяя общество на «правильных» и «виноватых». Митрополит Никандр позиционирует себя как «созидателя». Но разве духовный лидер не призван объединять, а не делить?

Кроме того, очевидно, что церковь не должна вмешиваться в гражданские дела, а добропорядочность и совестливость граждан (а не религиозной «паствы») не может быть сведена к их молчаливому согласию и покорности. Уважение и любовь к городу, совестливость — это не слепое подчинение интересов жителей неуемным аппетитам и сомнительному вкусу чиновников.

И еще важно помнить: «Бьет — не значит любит». А такие прецеденты, как вырубка здоровых многолетних деревьев в городе или насильная установка памятников и стел (на месте красивой клумбы и вместо здоровых пышных елей!), для жителей — ничто иное, как сильный удар под дых. Если бы отец Никандр проявил внимание к эмоциональным реакциям людей на такие прецеденты, то мог бы для начала увидеть эту их душевную боль и отозваться на нее, изучить суть проблемы, выступить в защиту того, что так дорого людям, а не обесценивать их.

«Солидный Господь для солидных Господ»?

Особенно тревожит, что Никандр сводит выражение гражданской позиции к финансовым вкладам. «Бизнес должен вложиться в лицо города», — говорит он. Но разве гражданская осознанность измеряется толщиной кошелька? Почему тогда в представлении митрополита о гражданском обществе нет места тем, кто «радеет душой», но не деньгами? В христианской традиции, насколько я знаю, важнее такие категории, как служение, смирение и справедливость, а не капитал и грубая сила. И служить — значит прежде всего слушать и слышать тех, к кому обращена твоя миссия. Современный управленец, будь то чиновник или духовный лидер, желая быть результативным, обязан помнить: его роль — не в навязывании своей воли, не в самоутверждении, а в служении. Родине, городу, людям. Именно служение объединяет заповедь «возлюби ближнего» и принцип «власть — это ответственность».

Еще больше смущает риторика о «невозможности пресечь неугодные высказывания». Сожаление о том, что «законных методов недостаточно», звучит как намек на желание закрутить гайки еще крепче, чем они и так закручены. Но, во-первых, вера не должна становиться инструментом давления на гражданское население! А во-вторых, резьбу при неумелом «вращении» вентиля этой «пароварки» может в конечном итоге сорвать не то что у гражданского населения, но и у самой смиренной «паствы» — что уже не раз происходило, и от чего люди уже порядком устали и пишут об этом прямым текстом. И да, одной из причин, почему жители мусорят на улицах, является чрезмерное давление (мусор как форма протеста), или избыточный патернализм (позиция «мне все должны» как побочный эффект), или то, что люди не ощущают эту территорию своей. А также это итог того, что сам муниципалитет подает людям дурной пример, не вывозя месяцами мусор после произведенных работ, и годами неспособен решить проблему с недобросовестными регоператорами.

Слово — дело

Многое в словах Никандра перекликается с моими же призывами пятилетней давности. Правда, не столь громкими — я же не проповедник. Но слова, по сути, те же: «Созидайте свой двор, созидайте свою школу, свои места работы, свой город. Создайте свою семью. Поэтому, если каждый из нас начнет по крупице делать добрые дела — это все перерастет в одно прекрасное доброе дело». Полностью поддерживаю и сейчас такой призыв! В людях так мало осталось веры во что-либо хорошее... Но это не повод опускать руки... А вот дальше рассуждения нашего нового митрополита мне придется скорректировать. Идет риторический вопрос: «Несложно? Несложно. Но почему это не происходит или происходит в меньшей степени — вопрос к нам, ко всем к нам». О, вот тут я многое, что могу рассказать отцу Никандру. Как на духу. В Москве — да, реально и несложно. Только мизинчик высунь — вовлекут и поддержат. А во Владимире — сначала может показаться, что тоже очень легко. А вот чуть позже выяснится, что нет, все сложно. Очень сложно. Я никому не порекомендую верить на слово владимирскому муниципалитету. И тут уже я могу посетовать: как жаль, что у нас не работает закон в части морального ущерба и психологического насилия по отношению к жителям со стороны властьпредержащих. Вероломство как излюбленный «метод работы» с гражданским населением... Если б сделать замер наносимого жителям урона с помощью нейрофидбэка (технология, на которой работает детектор лжи), и их душевную боль можно было бы визуализировать — это были бы очень впечатляющие показатели! Нет, нельзя здесь просто так взять и сделать доброе дело. «Обещать — не значит жениться»! И эти люди нам говорят о таких понятиях, как «честь», «достоинство», «деловая репутация», «совесть»?.. Кто знает — тот поймет, о чем я говорю.

«Не из Владимира, не местный»

В своем высказывании отец Никандр намекает, будто критика жителей его кандидатуры связана с тем, что он «некоренной владимирец». Но это очень большое упрощение. Даже я, уроженка города Владимира, выросшая в нем, ощущаю тот же прессинг: своя-то своя, но не живу постоянно, не хожу каждый день по улицам — а значит, ненадежна. И в этом есть свой резон: уезжая в Москву на несколько месяцев, я теряю часть общей истории, ослабляется связность, уже не владею контекстом в должной мере. Я-то всегда могу уехать, а остальным тут жить и работать, растить детей... Люди могут не выражать это такими словами, но я понимаю их. Доверие тут нужно непросто суметь заслужить — его необходимо постоянно поддерживать. Во Владимире, как нигде, актуально выражение: «доверие — это процесс». Так что это не ксенофобия, а банальная бдительность и инстинкт самосохранения у общества.

Когда жители говорят о «чужаках» во власти, речь не просто о том, кто где родился. Уважаемый владимирцами мэр Роберт Карлович Магазин, которого здесь помнят и любят до сих пор, и многие другие исторические деятели и значимые для города личности действительно не родились в этом городе, но многое для него сделали. Поэтому странно, что духовник не услышал людей, а затаил обиду. А ведь это не далее чем их запрос на соответствие митрополита высоким стандартам, которые были заданы предшественниками, запрос на уровень профессионализма и на глубину понимания этого города. Это та планка, что жители абсолютно правомерно ставят перед теми, кто принимает в городе важные решения. Это не повод обижаться, а повод принять к сведению: владимирцам важно, чтобы в митрополите (хотя бы!) присутствовало уважение к истории города, к его истокам.

И да, коренные владимирцы, конечно же, отличаются от нового, приезжего человека! Они десятилетиями наблюдали, как менялись улицы, строились дома, как росли деревья, как и кем здесь велось городское хозяйство. Для них город — это еще и знакомые лица соседей, друзей, продавцов в магазине или кафе. Когда снесли кафе «Блинчики» — снесли часть их жизни, и моей тоже: там ведь работали те же самые тетушки, пекли те же самые блинчики, что и тридцать лет назад! И зайти туда было своего рода ритуалом, а привести друзей из другого города — локальной фишкой. И больше во Владимире таких блинчиков не поешь, а новодел — это новодел... Это же относится и к старым зданиям, к вокзалу, к многолетним деревьям. И так, шаг за шагом, мы, кто родился и вырос в этом городе, сейчас теряем его, теряем как часть себя, своей личной истории! И это высмеивается, выставляется как глупость, блажь, сентиментализм?.. Люди, что здесь родились и выросли, обладают огромным пластом знаний о городе, имеют глубокую, многосложную связь с ним. Когда это все игнорирует приезжий чиновник — это ужасно, но это чиновник... Но как может духовное лицо не понимать этого? И когда эти жители требуют права голоса, а новый человек в городе их не слышит, навязывая свое понимание прекрасного — то старожилы сильно расстраиваются и выказывают недоверие, порой в резких выражениях. И проявить к ним милосердие со стороны отца Никандра было бы более релевантной реакцией, чем обида. Эти люди имеют право на уважение. Владимир — это город, который все помнит.

Опыт коренного жителя имеет ценность. Коренные жители — не ретрограды, которые тащат с собой все подряд из прошлого, это носители глубокого знания о том, как город реально функционирует и чем он живет. Не буду говорить за всех, но по моим наблюдениям рядовые владимирцы готовы принимать «чужаков», но только если те готовы учиться у города, слышат их и уважают их ценности. И неудивительно, что чиновник или духовный лидер, даже местный, теряет доверие, если ставит личные амбиции выше интересов города и его жителей.

От чистого истока. Прекрасное далеко. Почему владимирцы давно уже не верят муниципалитету на слово

Но да, это все не делает мнение коренных жителей, или старожилов, или даже профессиональных горожан «истиной в последней инстанции». И тем более поэтому важно вести конструктивный диалог. И новое здесь, на самом деле, очень любят! Проекты ревитализации общественных пространств городу очень нужны! О патриотизме, семейных ценностях важно говорить! Но обещания о «вишневых садах» теряют смысл и звучат цинично, если люди видят, как на практике себя ведут чиновники, а вместо озеленения в городе уничтожаются существующие зеленые зоны и рабочие разводят грязь во время так называемого «благоустройства».

Кажется, что отец Никандр не осознает: конфликт между властью и жителями во Владимире — не сиюминутная вспышка, и не относится к нему лично. Этот конфликт здесь тлеет годами, нарастая год от года как снежный ком, а при нынешней администрации он вот-вот разгорится с новой силой. И граждане города тут не чьи-то марионетки, а вполне самостоятельный субъект. Люди устали от решений, которые принимаются за закрытыми дверями и без должной проработки. От обещаний, которые не выполняются. От попыток свалить на них вину за проблемы, созданные чиновниками. И от объективации, газлайтинга, обесценивания, откровенного пренебрежения их интересами и правами. Судя по статье, Никандр, как новый человек, или в силу своего возраста, либо в угоду сиюминутным интересам, не видит и не чувствует этой боли.

Когда решение о новом памятнике провоцирует еще один конфликт, а проект благоустройства Старых садов не учитывает их экологическую ценность — это не ошибка, это отказ власти от диалога с городом как партнером. Когда рабочая группа, созыв которой был обещан мэром, является просто отмашкой, обманкой — это несерьезно. Десятилетиями Старые сады и парк Дружба служили «легкими» города, стали неотъемлемой частью локальной экосистемы. И удар по ним ради новых проектов — удар не только по природе, но и по устоявшемуся экокультурному ландшафту, по социальным связям и практикам здорового образа жизни. Игнорировать все это или сводить все к примитивной мотивации, лени, потребительским капризам жителей — значит искажать факты и игнорировать истинные причины конфликтов.

Года идут, а ситуация не меняется. Недоверие жителей — это оправданная предыдущим опытом, рациональная реакция на нарушение социального контракта: если навязанные нам лидеры годами игнорируют системные проблемы, их слова о «светлом будущем» теряют вес. И насильственная установка памятника с сомнительными художественными достоинствами, установка которого может нанести урон древним соборам, — это плохая «вишенка» на этом «слоеном торте».

Мост вместо пропасти: как вернуть городской диалог в конструктивное русло

Гражданский диалог — это не выбор между «критикой» и «созиданием». Это поиск баланса между законом, совестью и компетенцией. Несмотря на все вышесказанное, я верю, что митрополит Никандр при искреннем желании имеет шансы стать тем, кто напомнит власти о милосердии, а жителям — о вере и надежде. Но для этого нужно перестать делить людей на «ресурсных» и «убогих» и быть готовым выслушать тех, кто годами вкладывает в город и в свое дело душу.

Мост между гражданским обществом и властью можно построить только там, где есть реальное стремление власти учитывать на практике истинные потребности жителей, брать в работу точки зрения, отличные от «единственно правильной». Управленцам важно осваивать метапозицию, учиться работать со сложностью, не скатываясь в откровенное насилие и грубость. Диалог возможен, если все стороны признают: город — это не поле для амбиций и выяснения отношений, а наш общий дом. Дом, где у каждого кирпича есть своя история, а у каждого решения — последствия для тех, кто будет жить здесь через десятилетия.

Так что же я все-таки предлагаю?

Церкви и митрополиту — вернуться к роли медиатора, духовного лидера, миротворца. Помогать людям обрести веру в позитивные изменения через содействие им в их малых делах и начинаниях. А не просто поучать, тем более через обвинения и обесценивание.

Власти в лице губернатора и мэра — перестать бояться граждан. Держать слово. Идти в ногу со временем, не обрубая ни себе, ни другим их корни. Выбирать превентивные методы работы с гражданами: внедрять практику городской модерации — системный подход, который не замалчивает проблемы, а превращает их в основу для качественных решений. Формировать запрос, становиться компетентным заказчиком, приглашать независимых профессиональных и опытных медиаторов, фасилитаторов, модераторов, где спорные проекты (вроде памятника в охранной зоне) будут рассмотрены с позиции закона и объективных критериев оценки эффективности того или иного решения, а не только с точки зрения политической или коммерческой целесообразности. При Центре компетенций продолжить начатую в 2020 году работу и при участии урбанистов и экоактивистов создать настоящий, живой общественный совет, который будет участвовать в ведении городских проектов и планировании городского развития. Не отсекать пожилых людей и всех тех, кто может принимать участие в общественных дискуссиях только в удаленном формате. И, главное, научиться работать в рамках разумной честности и открытости. Тем более что у управленцев высокого ранга подобный опыт присутствует, и такие понятия, как «дорожная карта», «образ будущего», им известны, а современные методики работы с гражданским обществом обкатаны в других регионах.

Муниципалитету — повышать квалификацию, быть готовыми к участию в открытых дискуссиях с экспертами и активистами, использовать в своей работе специально разработанные для муниципалитетов методические материалы по ведению городских проектов, по работе с обращениями граждан, по ведению и профессиональной модерации пабликов — не лениться это делать! Своевременно выполнять данные жителям обещания.

Жителям — не предаваться унынию, не действовать по принципу «назло бабушке — сниму варежки», поддерживать друг друга, не бросать окурки в свои же родники и истоки. Не лениться читать закон, изучать, как устроен город, обращаться за помощью к юристам и общественникам, не дожидаясь разрастания проблемы до крайней стадии. Активнее участвовать в общественной жизни, опираясь на факты, а не на слухи. Не путать смирение с бесхребетностью, а силу и свободу — с распущенностью и вседозволенностью. Учиться работать с документами, развивать открытое, системное и критическое мышление, верить в Бога и в себя, учиться доверять друг другу. И — не терять здоровую бдительность. Отделять зерна от плевел.

Общественникам и активистам — сейчас — держать удар, показывать пример муниципалитету своим умением слышать друг друга, разговаривать и договариваться, а в дальнейшем занимать проактивную, а не реактивную позицию.

Текст опубликован на личной странице автора в ВК.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции