Кольчугинцы еще не отошли от шока после сноса деревянного особняка начала XX века - «Терема с камином», а историческое наследие города на глазах у горожан потеряло еще один ценный объект – кирпичную заводскую трубу предприятия «Кольчугцветмет».
«Что может быть ценного в этой трубе», - спросит человек, не знакомый с историей города Кольчугино. А между тем город наш возник вокруг завода, поднявшего на новый уровень не только металлургическое, посудное и кабельное производство, но и уровень жизни кольчугинцев. Благодаря, кстати, прогрессивным управляющим завода. Один из самых известных управляющих - Владимир Иванович Штуцер, например, первое, что сделал: вывел питейные заведения подальше от центра рабочего поселка и построил для заводчан библиотеку и Народный Дом (театр-чайную), понимая важность культурного развития работников завода. Не забывал, конечно, он и об устройстве быта: построенные при этом управляющем деревянные дома для заводчан и деревянная больница составили исторический центр будущего города, краеведы окрестили эту территорию «город Штуцера».
Кстати, «Терем с камином» был ярким представителем «города Штуцера» и мог бы претендовать на красивейший объект туристического маршрута по современному городу Кольчугино. Мог бы стать краеведческим музеем, о необходимости открытия которого уже заговорили и на уровне власти.
Только теперь на месте «Терема» – унылая типовая спортплощадка, на которой крайне редко занимаются дети. Но исторический дом был снесен не только ради этой спортплощадки. Глава администрации Кольчугинского района Алексей Андрианов, снеся «Терем», показал, что историю можно уничтожать и за это ничего не будет.

В отличие от этого особняка, чья история долгое время была известна лишь небольшому кругу краеведов, заводская труба, построенная в 1956 году, была всегда на виду. В паре со второй трубой они возвышались над территорией завода как корабельные мачты, за которыми, если смотреть со стороны города, располагается наше знаменитое водохранилище – «кольчугинское море».
Не случайно именно заводские трубы, башня-самовар и первый храм заводского поселка много лет являлись историческими символами города Кольчугино. Кольчугинские художники всегда любили изображать эти объекты на своих полотнах, а фотографии на фоне городских символов всегда отличались особым шармом. Кстати, сами трубы не раз выручали местных фотолетописцев, которые «с высоты» делали уникальные кадры города и завода.
Еще одна их инициатива по переносу памятника Серго Орджоникидзе (его автор – советский скульптор Владимир Матросов, один из соавторов мемориала на Мамаевом кургане) с территории у бывшего заводоуправления «Кольчугцветмет» ради дополнительных парковочных мест пока не реализована из-за общественного резонанса. Но, поверьте, к этой теме скоро вернутся. Тем более что история города сегодня уверенными темпами уходит в арт-объекты. Мысль о том, что можно заменять реальные объекты игрушечными, прозвучала на совещании по судьбе «Терема» в мае 2024 года. Начальник управления образования района Елена Прокофьева тогда рассказала:
Руководители Кольчугинского района очень хотят показывать туристам город Кольчугино. На выездном совещании правительства Владимирской области, которое проходило в марте в Кольчугино, район-менеджер Алексей Андрианов доложил губернатору Александру Авдееву, что намерен привлечь в город до конца 2025 года 45 тысяч туристов. Получив областную субсидию, администрация района разработала туристический маршрут по улицам города, наполнив его арт-объектами и информационными стендами с обилием старых фотографий. Но, согласитесь, даже тысяча стендов не заменит одного реального, сохраненного для потомков исторического здания и одной, пусть и не эксплуатируемой, кирпичной трубы.
Кстати, сообщество «Кольчугино Туристический» в соцсетях до недавнего времени в своем логотипе использовало индустриальный пейзаж с трубой, но после ее демонтажа заменило на другой логотип – с глухарем в центре. Изображение глухаря украшает и герб города, и клеймо бренда «Кольчугинский мельхиор», которым очень гордится город, и новый арт-объект – подстаканник.
Но и здесь возникают раздумья – часть производства кольчугинских подстаканников выведена в поселок Мстера. Так что кольчугинцы, по сути, и имеют право только на половину подстаканника.
Остается только гадать, будет ли интересен город с арт-объектами вместо реально сохраненных исторических объектов даже сотне туристов, не говоря уже о 45 тысячах.
И как прав кольчугинский поэт Игорь Кашин, когда восклицает:
Что толку власти подвергать
здесь конструктивной критике?
В игрушки любит власть играть,
погрязнув в арт-политике.
Во власти здесь не дикари.
Они не сволочуги нам.
Но все глухи, как глухари,
к истории Кольчугина.