Как успокоить и поддержать ребенка во время пандемии коронавируса

Юлия Перевалова:
Студентка университета интернет-профессий «Нетология»
perevalova
Небольшой гайд о том, как в мире взрослых проблем не забыть о детях, аккуратно поговорить с ними об угрозах, организовать их жизнь в условиях изоляции и получить дополнительную информационную поддержку
ИСТОРИИ 3 Апреля, 09:00 3 4872

1. Нужно ли вообще говорить с ребенком о коронавирусе?

Ситуация с эпидемией вышла на такой уровень, что о ней говорят повсеместно. Ваши дети уже в курсе происходящих событий, тем более что применяются меры по самоизоляции граждан, закрываются сады и школы, надеваются маски, часто дезинфицируются руки. Ребенок любого возраста начнет задавать вопросы о происходящем вокруг.

Дети также имеют право на достоверную информацию. Вы обязаны рассказать ребенку о правилах безопасности и охранять его психологическое здоровье.

2. Но как начать разговор, если я сам испытываю стресс?

Одна из самых сложных задач для родителей - сохранять спокойствие. Постарайтесь принять ситуацию, научиться в ней жить и ни в коем случае не паниковать. Помните, что дети до 6-7 лет крайне чувствительны к эмоциональному состоянию родителей. Дети-подростки склонны остро и неадекватно реагировать на психологические срывы родителей.

Ваш дом должен быть надежным островком спокойствия в этом сложном мире. Поэтому не злоупотребляйте телевизором, жестко фильтруйте источники информации, не обсуждайте при детях события в драматическом ключе.

Вам необходимо сформулировать свою позицию наиболее реалистично и выбрать подходящее время для беседы с ребенком.

3. А поймет ли меня ребенок младшего возраста?

Детям дошкольного возраста можно рассказать о том, что сейчас в мире многие люди немного простудились, поэтому президенты и врачи всех стран попросили нас побыть дома, чтобы мы не заразили друг друга.

С малышами активно применяют игровую форму общения - мыть ручки с песенкой, читать книжки про Айболита, придумать истории про супергероев в масках. Если ребенку такой информации достаточно, то не следует рассказывать больше и муссировать эту тему. В целом, отвечайте только на те вопросы, которые задает сам малыш.

4. Да, но с подростком сложнее. Будет ли он меня слушать?

Подростки склонны верить друзьям и внешней информации больше, нежели родителям. Поэтому вы должны внимательно следить за контентом, к которому имеет доступ ребенок.

На начальном этапе необходимо понять, какой информацией он уже владеет, достоверна ли она и правильно ли ребенок ее понимает. Предлагайте совместный просмотр новостей, живо интересуйтесь тем, что узнал ребенок - так вы сможете корректировать информацию и преподносить ее в нужном ключе. Не пытайтесь придумывать ответы на вопросы, в которых не разбираетесь. Лучше предложите ребенку совместно изучить ту или иную тему.

Проговорите моменты, которые помогут вашим подросшим детям защитить от болезни себя, близких и друзей. Мотивируйте подростка участвовать в социальных акциях онлайн для поддержки населения. Можно снимать ролики о том, чем заняться дома, общаться по скайпу с пожилыми людьми, придумать какой-нибудь воодушевляющий челлендж и так далее. Будьте открыты к разговору в любое время.

5. Хорошо, но вдруг у ребенка все равно появится волнение или признаки депрессии?

Да, такое возможно, учитывая ситуацию. Ваша задача - следить за эмоциональным фоном своих детей. Зачастую они больше переживают не за себя, а за близких, например, пожилых родственников. Позвольте детям чаще звонить бабушкам и дедушкам, используйте видеосвязь.

Стройте оптимистичные планы на будущее, мечтайте о путешествиях, прогулках, интересных мероприятиях. Всячески подчеркивайте, что все будет в порядке. Рассказывайте о врачах, которые обязательно помогут, о добрых волонтерах, об ученых, которые работают над вакциной и лекарствами, о предприятиях, которые увеличили производство медикаментов и оборудования.

6. Что еще можно сделать для психологического спокойствия ребенка?

Еще один важный момент - это распорядок дня. Необходимо придерживаться привычного ритма жизни ребенка - максимально близкого к школе и садику. День должен быть наполнен обычной рутиной - зарядкой, уборкой, играми, занятиями.

Многие школы сейчас пытаются организовать дистанционное обучение, но процесс пока плохо налажен. Поэтому следите за временем, которое проводит ребенок за онлайн-учебой. Научите его разумно чередовать периоды занятий и отдыха - ориентируйтесь на продолжительность школьных уроков и перемен.

Также важно следить за полноценным питанием и отдыхом дошкольников даже в условиях домашнего режима. Дети, особенно маленькие, очень консервативны, поэтому неизвестность и хаотичный образ жизни дома добавят лишний стресс.

7. Со своими детьми все понятно, но что делать, если ребенок подвергается дискриминации из-за пандемии?

В свете последних мировых событий стигма становится распространённой проблемой. Ваша задача - предоставить ребенку объективную картину мира и убедить его в том, что дискриминация по внешнему, расовому и вообще любому признаку недопустима. Вирус распространен по всей планете, независимо от каких-либо характеристик нации.

Расскажите своим детям о том, что они должны поделиться с вами любыми моментами агрессии, насмешек, унижения со стороны других людей. Также удостоверьтесь, что ваш собственный ребенок не является инициатором стигмы.

8. Что делать, если в какой-то момент я не сумею подобрать нужных слов?

Поддержка сейчас важна и для детей, и для взрослых. В случае затруднений при общении с ребенком, вы можете найти нужные рекомендации на официальных сайтах ЮНИСЕФ, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Роспотребнадзора, позвонить на Единый телефон доверия для детей, подростков и родителей по номеру 8-800-2000-122 или на «горячую линию» департамента здравоохранения Владимирской области: 8-800-707-42-52.

9. А как правильно завершать разговор на тему вируса?

Вы всегда должны заканчивать разговор на позитивной ноте. Сужайте новостную экспозицию для детей, оставляя только проверенные источники. Следите за собственными высказываниями, иначе одна неосторожная фраза в разговоре с супругом(ой), может свести на нет все аргументации для ребенка.

10. Я правильно понимаю, что лучше оградить ребенка от всех внешних источников информации?

Не совсем так. Потому что подросток все равно продолжит искать разные материалы о происходящем во внешней среде. Но ваш успокаивающий голос должен быть намного громче, чем все источники информации вместе взятые.

Статья написана как домашнее задание курса «Контент-менеджер» онлайн-университета «Нетология». Для подготовки материала использованы рекомендации Роспотребнадзора, ЮНИСЕФ и психологов, а также публикации медицинской школы Гарварда, The Washington Post , Центра контроля и профилактики заболеваний США.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции