Мультфильмы владимирского аниматора восхитили самого Тонино Гуэрру

Елена Керженцева:
Журналист
kerzhentzeva
Мультфильмы, поэзия, изобретение велороллера, архитектурные проекты, генеральный план колористики центра Владимира, роспись храма в Лакинске… Короткая и яркая жизнь владимирского художника Андрея Денисенко
ИСТОРИИ 21 февраля, 18:22 10535
Автопортрет Андрея Денисенко (фрагмент)

«Невозможно понять, как он это делает», - так итальянский сценарист кинорежиссёра Федерико Феллини Тонино Гуэрра сказал об оригинальном творчестве художника-аниматора Андрея Денисенко (1959-2008) на международном мультфестивале «Крок» в 2002 году и вручил ему персональный приз. А ещё подарил набросок «Моны Лизы», который владимирец повесил у себя в комнате. Денисенко - один из первых, кто в двухтысячных представлял Владимир на международных фестивалях анимационного кино. Но откуда же такое внимание знаменитого итальянца к его творчеству?

Для своего времени у Андрея Денисенко были разносторонние и серьёзные увлечения. Художник, аниматор, режиссёр, поэт, архитектор, изобретатель, дизайнер, актёр, спортсмен, музыкант, певец и реставратор… Он дружил с Людмилой Митусовой - двоюродной племянницей Елены Рерих, которая основала Музей-институт семьи Рерихов в Санкт-Петербурге. В переписке она называла Андрея Денисенко «Пламенным».

parents.JPG

Андрей Денисенко родился 1 июня 1959 года в городе Улан-Удэ. Его мама, Татьяна Николаевна Денисенко (1935 – 2015) и отец Владимир Иванович Денисенко (род. 1936) – инженеры. В 1968 году семья переехала в город Владимир. Младший брат Игорь Денисенко (1961 – 2015) не раз становился моделью для Андрея. Позировали ему и другие родственники.

sister.JPG

В раннем детстве у Андрея Денисенко проявилась тяга к анимационному выражению, стремление запечатлеть события в движении. С трёхлетнего возраста он зарисовывал сюжеты из сказок и детских фантазий на полях книг, которые при быстром перелистывании начинали двигаться. Портреты тоже доводилось делать. Когда Андрею было пять лет, его дядя, Юрий Николаевич, спросил мальчика: «Сможешь Ленина нарисовать»? «Смогу!», – ответил мальчик и нарисовал вождя мирового пролетариата за считаные минуты. Потрясенный дядя заявил племяннику: «Далеко пойдёшь».

kid.JPG

В школе Андрей Денисенко отлично учился и проявил себя как трудолюбивый ученик. Он обладал исключительной зрительной памятью, запоминал детали, на которые другие не обращали внимания. Проявлял способности к пространственному стереоскопическому видению и изображению стереоснимков. Это позднее выразилось в анимации. Сочинял стихи, любил мастерить своими руками, занимался спортом, участвовал в соревнованиях по плаванию. В среднем возрасте увлекся марафонским бегом, участвовал в сверхмарафонах, показав неплохие результаты.

С детства Андрей Денисенко проявил себя способным к музыке. Некоторое время пел в профессиональном камерном хоре города Владимира под руководством известного дирижера Эдуарда Маркина. Коллектив специализировался на сложных камерных произведениях духовной музыки. Хорошо знал нотную грамоту, которую изучил самостоятельно. Денисенко играл и сочинял на музыкальных инструментах: гитаре, баяне, рояле. Созданный им вальс «Дилетант» он посвятил Людмиле Митусовой. Любимыми певцами считал Фёдора Шаляпина и перуанку Иму Сумак.

Город Санкт-Петербург для Андрея Денисенко открылся в 1977 году благодаря службе в армии. Уже через год он стал художником-оформителем газеты «Пограничник» на Литейном проспекте, где занимался иллюстрациями.

Mitusova.jpg

В 1980 году юноша поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной на специальность «Монументальная живопись» и успешно его окончил. Примерно в это время он познакомился с Людмилой Митусовой. Начались творческие встречи и культурное сотрудничество. Художник так вспоминает комнату Людмилы Степановны в письме 1991 года: «…горящие свечи в апельсиновых шариках, глинтвейн, ёлка, Асенька, старый рериховский стол, скрипящие гостеприимные стулья…».

maket_Victory.JPG

Андрей Денисенко проявил себя и как архитектор. В 1987 году в Москве на Поклонной горе был объявлен конкурс памятников Победы. Андрей создал оригинальный двухметровый макет из ватмана и представил свой проект в Манеже. Его идею поимённо увековечить героев особенно отметили члены жюри.

colors.JPG
colors2.JPG

С 1987 по 1989 годы Андрей Денисенко являлся главным художником города Владимира. В 1987 году он разработал проект и генеральную схему колористики областного центра. В творческих принципах оформления города Владимира средствами изобразительного искусства и городского дизайна обращал внимание на благоустройство территорий. Например, Денисенко настаивал: «…асфальтирование в зонах отдыха горожан исключается по санитарным нормам…». Решением, по мнению художника, могло стать «…промышленное использование отходов керамических и других производств…».

Интересны его комментарии к дизайну городских домов:

«…политическая и городская информация сосредотачивается на остановках общественного транспорта и других общественных местах; фасады зданий ничем не закрываются (в том числе в праздники)…»

Вместе с отцом Андрею Денисенко удалось разработать и запатентовать по его идеям и эскизам два изобретения. Первый патент №2037448 получен в 1992 году на изобретение «Велороллера». Второй патент №2020104 – на комплексное изобретение «Способ управления транспортным средством и устройство для его осуществления» в 1994 году.

Veloroller.jpg Велороллер

Андрей Денисенко оставил свой след и на местном телевидении. С 1993 по 1997 год он работал художником-декоратором ТВ ГТРК «ВЛАДИМИР». Как художник по компьютерной графике разработал на высоком профессиональном уровне первую заставку к программам Владимирского телевидения.

TVscreen.jpg

Андрея Денисенко с детства интересовала древняя архитектура и живопись. Во время летней учебной практики от Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной он делал эскизы строений и интерьеров Ферапонтова монастыря в Вологодской области. Художник взял технологию письма с помощью «земляных», «естественных» красок из глины и песка. По легенде, сам Ферапонт расписывал стены монастыря такими красками. Андрею принадлежит роспись Свято-Казанского храма в городе Лакинске Владимирской области. В качестве дипломной работы он выполнил роспись актового зала Владимирского торгового училища (ныне – Владимирский экономико-технологический колледж).

Lakinsk.JPG росписи церкви в Лакинске

Во Владимире художник создал проект ограждения церкви Вознесения на улице Вознесенской, а затем приступил к росписи её стен.

«Это золочёный рельеф с четырьмя медальонами, где мне предстоит написать на позолоте трубящих ангелов. Таково начало. Есть надежда, что Владыка поручит мне и роспись храма, это моя мечта!..» (отрывок письма Л.С. Митусовой от 1991 года).

Художник писал автопортреты карандашом и гуашью в течение жизни. Им были созданы витражи из цветного стекла, которые до ремонта украшали Владимирский Областной колледж культуры и искусств.

culturecollege.JPG

В городе Владимире Андрей Денисенко был известен многим как создатель шести мультипликационных кинолент. Первая его работа – фильм «Рассказы Коровина» (приблизительно 1996 год), от которого сохранились лишь несколько скриншотов, – совпадает с годом появления фестиваля анимационного кино. Персонажи мультфильма - художники Валентин Серов, Константин Коровин и певец Фёдор Шаляпин. Какое-то время аниматор работал сам по себе, пока не стал сотрудничать со свердловской студией «А-фильм».

«Они не мешают делать то, что мне нравится, зато потом мои картины появляются в сборниках и их могут увидеть не только друзья и фестивальная публика», - объяснял Денисенко.

Другие фильмы основаны на классических произведениях. Так, «Повести Болдина А. П.» (1999 год) посвящен одноимённому труду А. С. Пушкина: «Осень 1830 года ставит Пушкина перед выбором между служением Музе и призраком семейного счастья. Поэт выбирает…». В 2000 году именно этот фильм Андрей Денисенко отправил для участия в 47-м Международном кинофестивале короткометражного кино в Оберхаузене (Германия). Этот старейший и крупнейший кинофестиваль проводится с 1954 года и до сих пор. 15 марта 2000 года организаторы кинофестиваля прислали владимирскому аниматору ответ. Немцы поблагодарили его за участие и включили «Повести Болдина А. П.» в предварительный просмотр 46-го кинофестиваля, но в силу многих причин не взяли мультфильм в конкурсную программу короткометражек, о чём много и интеллигентно извинились. При этом вежливо пригласили как уважаемого гостя просто приехать на кинофестиваль. В итоге картина участвовала в конкурсной программе фестиваля анимационного кино «Суздаль-2000».

Другой фильм «Дворик безмолвия» (2001 год) – пантомима по рассказу Ивана Тургенева «Муму», названная автором как «история человека слишком большого, чтобы оставаться маленьким». Картина участвовала сначала в конкурсной программе фестиваля анимационного кино «Суздаль-2002», а затем в международном мультфестивале «Крок». Именно там работу Андрея и отметил почётный гость фестиваля, знаменитый сценарист и художник Тонино Гуэрра, большой друг Федерико Феллини и Андрея Тарковского.

Фильм «Приют» (2003 год) создавался по рассказу Александра Грина «Крысолов». Здесь затронута тема интеллигента в социальном катаклизме. Картина также участвовала в конкурсной программе фестиваля анимационного кино «Суздаль-2004» и получила премию жюри «За неуклонное стремление к созданию собственного анимационного пространства». Это же отметила и известный мульткритик Лариса Малюкова:

«Андрей Денисенко продолжает кропотливые лабораторные опыты, исследуя возможности технологии 3D. От фильма к фильму некогда "мёртвая" техника оживает в настоящей кинематографической пластике».

Полотно «Затмение» (2006 год) сформировано на основе естественно-исторического прочтения сказаний о тысяцком Иване Веньяминове. Фильм участвовал в конкурсной программе фестиваля анимационного кино «Суздаль-2007». На работу у аниматора ушло семь месяцев:

«У некоторых историков есть гипотеза, что Куликовская битва произошла не в 1380 году, как принято считать, а на двести лет позже. В моём фильме, например, Пересвет и Челубей не сталкиваются в копейном поединке, а стреляют друг друга из пищалей. Вместе с тем, в «Затмении» я попытался сохранить видение древнего художника и - одновременно - передать то, что я чувствую в связи с событиями сегодняшних дней. В любом случае, на этом фестивале я для своего фильма наград не жду».

eclipse.jpg

В этот раз Андрей Денисенко сделал фильм в совершенно новой технике - в стиле древнерусской миниатюры:

«Мне хотелось оживить старинные русские иллюстрации, домыслить, как могли бы двигаться ноги у лошадей или меч у воина».

Отметим последнюю работу «Подснежник» (2007 год), в которой прототипом героини стала последняя жена художника Наталья Соболева. Фильм участвовал в конкурсной программе фестиваля анимационного кино «Суздаль-2008», в международном фестивале «Крок» и международном кинофестивале «Сталкер».

snowdrop.png

Музыкальное сопровождение фильмов включает в себя использование классических произведений. Тексты во многом наговаривались лично автором и его друзьями. В анимации Денисенко – только реальные изображения реальных людей. Он рисовал всех героев по памяти и называл свои работы «ожившей живописью», а свои мультфильмы – фильмами с кукольными актёрами. Его творчество хвалили художники-мультипликаторы Юрий Норштейн и Александр Татарский, автор «Пластилиновой вороны».

С 1999 по 2007 год. Андрей работал художником – дизайнером ООО «Аркаим». В этот период он создавал обложки книг, этикетки лампадного масла, оформлял календари.

Успехи Андрея Денисенко в живописи и анимации отражались в публикациях центральных журналов и газет. Журналисты и коллеги называли его «владимирским Кулибиным», художником-отшельником, белой вороной. В одном из интервью он признавался: «Хочу показать не людей, не предметы, а их сущность. Всё время ищу для этого средства». На сайте российских аниматоров его творчеству посвящена отдельная страница.

Можно сказать, что творчество Андрея Денисенко во многом автобиографично и тесно связано с философией семьи Рерихов. Он создал во Владимире мастерскую авторского анимационного кино, которую признали на всероссийском экране. По мнению Андрея Денисенко, человек может совершить любой поступок, но не может предотвратить его последствия. Анимация в этом плане ближе к человеку, чем любой другой жанр – она стимулирует воображение и способна помочь в решении любой проблемы. В 2009 году в киноклубе «Политехник» состоялся вечер памяти Андрея Денисенко, на котором были показаны все его мультфильмы. Руководитель киноклуба Вера Цветаева знала его ещё школьником и подробно рассказала гостям о таланте владимирского аниматора.

lection.JPG

Андрея Денисенко не стало в 2008 году. Через десять лет после этого - осенью 2018 года в Музее-Институте семьи Рерихов (г. Санкт-Петербург) состоялась конференция, в которой принял участие отец аниматора Владимир Иванович Денисенко. Вместе с автором этой статьи он рассказал о жизни и творчестве своего сына, а также передал в дар Музею-Институту несколько писем Андрея Денисенко к Людмиле Степановне Митусовой и некоторые картины сына.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции