Наличники — непризнанное историческое наследие России, которые мы постепенно теряем. Замысловатые деревянные фигуры, обрамляющие окна старых одноэтажных домов, завораживают. В своём исполнении они ничем не уступают белокаменной резьбе Дмитриевского собора, а некоторые и превосходят её по красоте и искусности.
Культурный феномен наличников ещё только предстоит изучить. Учёные предпринимали несколько попыток классифицировать оконные украшения, но не добились особых успехов. Несмотря на похожие наборы элементов вроде наверший, фартуков и других, от региона к региону наличники отличаются друг от друга. Единственное, что их объединяет — строгая осевая симметрия.
Простейший способ каталогизации наличников предложил фотограф Иван Хафизов. Он десять лет путешествует по России и фотографирует деревянные украшения. В его коллекции — несколько тысяч снимков из сотен городов и сёл страны. Хафизов оценивает наличники по пятибалльной системе в зависимости от сложности работы: чем витиеватее резьба и больше деталей, тем выше балл.
Принято считать, что наличники попали в Россию в XVII веке, когда в стране заработали первые стекольные заводы. Прообразом наличников стали итальянские каменные колонки и подоконники. Но камень в то время был очень дорог, поэтому жители Российской империи заменили его деревом.
Как правило, наличники заказывали купцы и дворяне, причём, чем сложнее наличник, тем ниже рангом был его владелец. Так недавно разбогатевшие торговцы демонстрировали свои статус и богатство — старой и известной знати это было не нужно.
Помимо декоративных функций, наличникам отводилась вполне практическая роль — закрывать швы между оконной рамой и срубом. Некоторые исследователи полагают, что они играли роль оберегов. Часто в резьбе встречаются отсылки к языческим богам солнца и земли, реже — изображения драконов и человека.
Самые первые российские наличники не дошли до наших дней. Более того, мы стремительно теряем то, что создано в XIX и XX столетиях. Они гибнут за пластиковыми окнами и сайдингом, сгорают на пожарах или просто разрушаются вместе с заброшенными домами. Тех, кто способен восстановить деревянную резьбу, осталось мало, а новых мастеров не прибавилось.
Владимирская область постепенно теряет фрагменты истории, которые при должном внимании могли бы стать значимым региональным брендом. Чуть более трепетно к сохранению наличников относятся в Суздале, где небольшие улочки стали частью туристических пейзажей. Во Владимире и других городах дореволюционная застройка попала в тень белокаменных достопримечательностей, и судьба наличников пока незавидна.
По сути единственным, кто занимается сохранением непризнанного исторического наследия, стал «Культурный патруль» (во Владимире — «Культурный просвет»): ребята оцифровывают и популяризируют наличники, многие из которых остались только на старых фото и раскрасках. Сохранение наличников — задача, которую надо решать всем миром. Свою лепту могут внести и чиновники, и бизнес, и простые жители.
Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Владимирской области могла бы взять наличники под свою охрану, признав их объектом культурного наследия. Культурным и туристическим ведомствам стоит задуматься о популяризации наличников: выпускать о них книги, альбомы или фильмы, проводить конкурсы и фестивали, включать старые улицы в новые туристические маршруты.
В силах городских администрации стимулировать владельцев частных домов реставрировать их и поддерживать исторический облик построек, а при необходимости помогать субсидиями и другими финансовыми плюшками. Бизнес мог бы зарабатывать на продаже мерча и сувениров. Но всего этого, конечно, не случится, пока ценности наличников не осознают сами горожане.
Текст написан в соавторстве с Татьяной Гильмутдиновой и опубликован в блоге общественного движения «Владимир будущего». Фотографии Сергея Кравцова, Оксаны Каширка и «Ключ.Медиа».
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции