Налоги с меня удержали, а медицинскую помощь, адекватную моим потребностям, оказать не могут

Владимир Безруков:
Председатель правления Ассоциации частных медицинских центров Владимирской области
Bezrukov
Пришло время проработать механизмы взаимодействия коммерческой и государственной медицины. Частная медицина как альтернатива государственной — это неправильно
ИСТОРИИ 5 марта 2020, 08:27 33 6201

Ежедневно повторяющаяся ситуация — телефонный звонок: «Ради бога, посоветуй, куда лучше обратиться вот с такой болезнью?», «Помоги попасть на прием к доктору Иванову», «Подскажи, а где можно побыстрее сделать такое-то исследование». Договариваюсь, упрашиваю, пытаюсь решить проблему. К сожалению, делать это становится все сложнее, всё чаще слышу от коллег: «Да у нас очередь на госпитализацию полтора месяца», «Врач уволилась, два раза в неделю принимает другой специалист», «Аппарат сломан, и непонятно, когда заработает».

Действительно, а что делать пациентам? Большинство заболеваний склонны к переходу в хроническую форму или чреваты серьезными, угрожающими жизни состояниями. Потеря времени может привести к необратимым последствиям. Квалифицированные специалисты во Владимире остались в единственном числе и нагрузка у них запредельная.

Все вышеперечисленные обстоятельства не оставляют другого выбора, кроме как обращаться в частные медицинские организации. И надо признать, что за 6 лет этот сектор медицины значительно расширился и окреп. Количество платных клиник с филиалами во Владимирской области увеличилось до 300. Наряду с большим числом амбулаторно-поликлинических организаций, появились частные многопрофильные хирургические стационары, оказывающие широкий спектр платных и бесплатных (да, бесплатных в рамках акций, event-мероприятий и других маркетинговых инструментов) диагностических и лечебных видов помощи, включая проведение операций. Значительно увеличилось количество коммерческих диагностических центров и частных лабораторий, ежедневно выполняющих десятки МРТ- , МСКТ-исследований и анализов. К традиционно востребованным и хорошо себя зарекомендовавшим направлениям, таким как частная офтальмология и стоматология, добавились центры ЭКО и гемодиализа.

Причем медицинский бизнес развивается не только во Владимире, но и в районах области. Активно помогают своим коллегам из государственного звена медики в Гусь-Хрустальном, Коврове, Муроме, Александрове. Спектр оказываемой помощи настолько широк, что свободных ниш на этом рынке практически не осталось. И по оценкам экспертов, в частном секторе оказывается уже около 40 % (почти половина) объема областной амбулаторной помощи.

Нравится это кому-то или нет, но присутствие в нашей повседневной жизни медицинских бизнес-услуг становится все заметнее. Все больше пациентов после сравнения материально-технической базы, уровня квалификации специалистов, пациентоориентированности процесса, выбирают платную медицину, ведь в частной системе взаимные обязательства врача и пациента более понятны обеим сторонам.

При этом очень интересную позицию занимают федеральные ведомства, по каким-то причинам не замечающие пока накопленный потенциал и результаты работы негосударственного сектора медицины. Хотя где, как не в нем искать резервы для исправления кризисной ситуации? Где еще есть подготовленные кадры, высокотехнологичное оборудование, отлаженные диагностический, лечебный и восстановительный процессы?

Все каналы взаимодействия ограничиваются очень скромными финансовыми возможностями системы ОМС и не дают пациентам в полной мере реализовать свое право на свободный выбор врача или медицинской организации. А ведь механизмы фондодержания и правовые рамки государственно-частного партнерства могли бы значительно упростить жизнь тысячам пациентов.

Например, в случае отсутствия востребованного специалиста в государственной поликлинике в связи с его отпуском, возникает пауза, заменить некем. Эта поликлиника заключает договор с частным центром, где пациенту оказывают помощь и выставляют счет, по которому расплачивается государственная поликлиника. Либо эти средства ОМС, предназначенные на оплату данного вида помощи, выдаются пациенту, и он оплачивает услуги частной клиники (возможно, добавляя свои). Наверное, возможны и другие варианты, но их никто не ищет.

Во главу всей системы охраны здоровья должны быть поставлены интересы конкретного пациента, так как фактически источник средств для частной и государственной медицины один — это деньги граждан. Ведь средства ОМС, за счет которых оплачивается помощь, формируются из налогов, которые платят работающие граждане и бюджет - за неработающих (тоже налоги).

Причем, наполняя систему ОМС средствами, пациент лишен права влиять на их расходование. У человека, имеющего полис ОМС, нет возможности самостоятельно выбрать квалифицированного специалиста, оптимальный метод лечения, сформировать удобную программу обследования. Существует большое количество придуманных ограничений, таких как «прикреплённое население», «электронная запись», «направление врача». Получается, что налоги с меня удержали, а помощь, адекватную моим потребностям, оказать не могут.

Полагаю, что пришло время проработать механизмы взаимодействия коммерческой и государственной медицины, объединения и расширения их возможностей. Оба сегмента — частный и государственный, должны быть составными частями одного целого — системы оказания медицинской помощи. В двух этих сегментах одни и те же врачи, одна и та же нормативная база, одни и те же задачи. Частная медицина как альтернатива государственной — это неправильно. Правила должны быть такими, чтобы у этих двух частей была возможность сочетаться, дополнять друг друга в тех случаях, когда у одной из них нет возможности решать какие-то системные задачи. 

Почему именно сейчас надо это делать? Потому что развитие частной медицины достигло определенного уровня. Теперь, в том числе и во Владимире, это не только диагностика и амбулаторно-поликлиническая помощь, но и частные круглосуточные хирургические многопрофильные стационары, выполняющие большой спектр малоинвазивных, органосберегающих операций. Там оперируют и гинекологи, и урологи, и проктологи, и травматологи, и абдоминальные хирурги. Причем, и владимирские, и московские, и нижегородские. Кроме того, есть отделение восстановительного лечения, с возможностью реабилитации после операций, спортивных и бытовых травм, инсультов и ишемических атак. Наличие таких частных стационаров позволяет создать замкнутый цикл: профилактика -диагностика-лечение(включая операции)-восстановление. При этом уровень оказания медицинской помощи здесь достаточно высокий.

Весь этот мощный комплекс может быть включен в решение вопроса о сокращении объемов межтерриториальных расчетов за лечение наших земляков вне региона. Чем меньше пациентов уедет в другие регионы, тем больше средств останется в территориальном фонде ОМС, тем будет выше тариф, по которому оплачивается медицинская помощь в государственных медицинских организациях. Кроме того, развитие и поддержка частного сегмента могут принести дополнительные средства в область в рамках медицинского туризма.

Конечно, существующие административные барьеры, низкий уровень доходов населения и потребительский менталитет, сформированный за долгие годы, оптимизма не прибавляют. Но и отсутствие работы, какого-либо движения в данном направлении, напрягает еще больше. Не создавая условий для совместной работы бизнеса и государственной медицины, мы осложняем жизнь большому количеству пациентов и их родственников. А ведь в силу своих профессиональных компетенций и жизненных принципов должны делать так, чтобы решать проблемы, связанные со здоровьем, было проще.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции