Не «почикать» бы местные СМИ. Не время

Александр Карпилович:
Председатель Союза журналистов Владимирской области
aakar
В приоритетах ближайшего времени - жесткая оптимизация расходов государственного бюджета. И не только государственного. Денег на всех участников медиапространства явно не хватит, поэтому каждый бюджетный или рекламный рубль надо направлять на работу с региональными СМИ
ИСТОРИИ 31 октября, 16:24 6041

В минувшие выходные в Москве состоялся съезд Союза журналистов России. Концептуальный. Потому что и с трибуны, и в кулуарах никто из нас, журналистов, во всяком случае, из круга моего общения - от главреда «Российской газеты» Владислава Фронина до председателя профильного комитета Госдумы Александра Хинштейна - не ныл и не метался. Времена не выбирают, в них живут и умирают, но с похоронами российской журналистики спешить не следует.

А что же следует? Первое и главное, охранять традиционные СМИ - электронные, сетевые, печатные, основу информационного пространства Российской Федерации. И журналистов, которые в них работают. Работают, между прочим, в условиях жестких законодательных ограничений, критичного падения рекламного рынка и, соответственно, редакционных доходов, существенную часть которых крайне необходимо инвестировать в развитие современной медиа отрасли.

И да, пусть расцветают сто цветов и новые форматы в социальных сетях, кто же против. Но не будем путать журналистику с блогерством. Блогеры прекрасны, как те, не подумайте чего плохого, акыны - «что вижу, то пою». Ну, померещилось ему, увидел не то, спел не про это, ошибся, не разобрался, какая разница. По классику - «словно мухи, тут и там, ходят слухи по домам, а беззубые старухи их разносят по умам». Это же всего лишь личный блог, любительские умозаключения или, бывает, заведомо недостоверные сведения, за которые, в отличие от высказываний профессиональных журналистов, обставленных со всех сторон красными флажками, до последнего времени отвечать было вообще не обязательно.

Так вот. Во время съезда получил из Владимира крайне неприятные цеховые известия, хоть не уезжай. 30 октября объявлено о закрытии одного из лучших сетевых изданий региона - информационного агентства «ПроВладимир». Разумеется, мне рассказывали о финансовых проблемах проекта, но на протяжении 10 лет его издатель Алексей Шляпужников виртуозно выкручивался. И вот «караул устал», и лично я независимого издателя Шляпужникова понимаю. А двумя месяцами раньше устал караул владимирского сетевого издания «Призыв-ТВ». Только эта «усталость», учитывая имя фактического владельца ресурса, масштабного предпринимателя и депутата, государственного, как принято говорить, деятеля, многим владимирцам не понятна. Считать деньги в чужих карманах не в наших правилах, однако, «Призыв-ТВ», на всякий случай, 100-летний бренд, ведущий свою историю с одноименной владимирской газеты, выполнял важную функцию - информировал жителей региона о социальных, экономических, житейских и прочих процессах. И делал это критично и по большей части объективно.

На днях, получая очередную заслуженную грамоту на заседании Законодательного Собрания Владимирской области, совершенно отчаянно, не по протоколу, выступил основатель и бессменный главред владимирского телеканала «Вариант» Олег Скопцов. Негосударственный «Вариант», входящий в ТОП-10 самых смотрибельных телеканалов Центрального федерального округа, на грани закрытия. Ключевая причина - в попытках монополизации регионального рекламного рынка. Некоторое время назад во Владимире, как и в других крупных городах ЦФО, появился московский посредник с пакетом предложений, от которых трудно отказаться. Посредник предложил местным рекламодателям, а они и так наперечет, размещать рекламу по демпинговым ценам в региональных рекламных блоках федеральных телеканалов. Бизнес, ничего личного.

Обескровленный «Вариант» и иные владимирские СМИ, пока еще сохранившиеся, затрачивают на производство местного контента существенные средства, содержат рабочие места и оборудование, оплачивают трансляцию, транспорт, связь, типографские и прочие расходы. И производят востребованный владимирцами информационный продукт. Посредники не вкладывают в производство такого продукта ни рубля и лишь выводят из региона последние деньги.

Нравится или нет, но в приоритетах ближайшего времени - жесткая оптимизация расходов государственного бюджета. И не только государственного. Денег на всех участников медиапространства явно не хватит, поэтому каждый бюджетный или рекламный рубль надо направлять на работу с региональными СМИ, которые способны производить качественный и рейтинговый контент, рассчитанный на объективное информирование местной аудитории. Каким законным образом, вопрос технологий - через грантовую поддержку, прозрачную систему дотаций, освобождение от аренды и т.д., варианты имеются, достаточно посмотреть на опыт других регионов.

Одновременно следует демонополизировать региональный рекламный рынок, ограничив безальтернативную вольницу пришлых агентов, которые вольно или невольно обирают местные медиа и явно не способствуют сохранению и развитию региональных СМИ, не говоря уже об информационной безопасности регионов и страны в целом.

На съезде избрали новый Федеративный Совет Союза журналистов России. Старшие товарищи поздравили: теперь ты в ЦК. Ну, да, конечно, как в том анекдоте про ЦК и ЧК - первые цыкают, вторые чикают. Не «почикать» бы местные СМИ. Не время.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции