Новую концепцию Музея деревянного зодчества обсудят в Минкульте России

Николай Лившиц:
начальник отдела ВСМЗ по связям со СМИ
livshitc
Экспозиции Музея деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале, возможно, расширят. Такую перспективу обсудили на Учёном Совете Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Учитывая статус объекта, одобрение этих планов требует более высокого уровня. Обсуждение продолжат на Федеральном научно-методическом совете Минкульта России
ИСТОРИИ 18 апреля 2023, 09:00 9478

Что не так

Музей деревянного зодчества так же притягателен для туристов, как и знаменитые суздальские храмы и монастыри. Здесь почти всегда людно. В 2021 году, например, его посетили 148 тысяч человек, в 2022-м - почти 170 тысяч, а за первый квартал нынешнего года - уже 26 тысяч.

«Конечно, это сказывается на состоянии памятников. Ведь у нас музей живой, и посетители заходят в дома, храмы - это создаёт довольно серьёзную антропогенную нагрузку. Кроме того, самих объектов в музее не так уж много. Поэтому мы хотим продолжить работу по его расширению», - считает заместитель гендиректора ГВСМЗ Олег Владимирович Рыжков.

Для многих посетителей, не раз бывавших в Музее деревянного зодчества, там всё уже привычно: дома, храмы, хозяйственные постройки, колодцы - вся композиция. Но мало кто знает, что ещё в 1960 годы, когда музей только формировался, задумки по нему отличались от того, что мы видим сейчас.

IMG_7756.jpg

Большой вклад в создание музея внес архитектор и реставратор Валерий Михайлович Анисимов, автор генплана музея и монографии «Народное зодчество Владимирского края». Консультировали также специалисты кафедры этнографии истфака МГУ, в частности, автор кандидатской диссертации по эволюции крестьянского жилища Владимирской губернии Геннадий Герасимович Громов. Изначально в Суздаль планировали перевезти более 30 выявленных тогда деревянных построек. Сейчас их 19, причём Никольская церковь из Юрьев-Польского района установлена на территории Суздальского Кремля. Перемещали и реставрировали памятники комплекса чуть более 10 лет.

Хронология перевозки и установки.jpg

Дело, впрочем, не только в количестве. Сама концепция музея изначально была другой. Перед посетителями должен был предстать целостный образ небольшого русского села: с храмами, улицами, дворами, хозяйственными и общественными постройками. При этом предусматривалась связь с основной тканью города. На Генеральном плане 1970 года это выглядело так.

карта 68 tel_отредактированная.jpg

Нынешняя реальность отлична от идеи, что, впрочем, не умаляет достоинств получившегося: для своего времени и это был прорыв. И важнейшую задачу сохранения памятников, передающих красоту русского деревянного зодчества, искусство владимирских мастеров, музей выполнил. Акценты только расставили по-своему - в соответствии с требованиями эпохи.

Это было оправдано. Музейщикам постоянно пеняли за слабую идеологическую составляющую при создании новых экспозиций (в книге «История. Судьба. Музей» Алисы Ивановны Аксёновой об этом много говорится), а здесь сам собой вырисовывался актуальный классовый подход: вот дом бедняка, вот середняка, а вот зажиточного крестьянина. Смотри - сравнивай.

Но, во-первых, сейчас такая классификация потеряла остроту. Во всяком случае, музейщикам важно показать иное. А во-вторых, сравнительный метод помешал целостности экспозиции. Хочешь не хочешь, а чувствуется разрозненность, обособленность, незавершённость. Так бывает: каждый объект сам по себе - шедевр, но общая картина не складывается. Поэтому наряду с соображениями обогатить музейный ряд сейчас в ГВСМЗ решили и несколько развить концепцию, обратившись к изначальным планам.

Вписаться в ландшафт

На месте нынешнего Музея деревянного зодчества прежде был Дмитриево-Печерский монастырь, основанный в XI веке и действовавший в русское средневековье, а затем стояли две приходские церкви, разобранные на кирпич относительно недавно, в 1930-х. Когда участок передали музею, там ещё находились фундаменты этих каменных храмов, а за ними - бывшие городские огородные земли, ныне Дмитровский луг. Так что перенесённые деревянные храмы - Воскресенский и Преображенский дополнили утраченный в этом месте исторический городской силуэт, являясь, как и прежние, высотной доминантой данной части Суздаля. Это позволяет и дальше вписать музей - его домики, дворы, хозяйственные постройки - в городскую (а по сути малоэтажную) суздальскую среду, не делая резких переходов.

«В составе музея с недавних пор находится типичная городская купеческая суздальская усадьба Агаповых. В первоначальном замысле этого не было - Однако это дает нам возможность показать связь Суздаля с окружающей сельской местностью, из которой русские малые города как бы вырастают, будучи неразрывной её частью», - обращает внимание Олег Владимирович Рыжков.

При этом музейщики намерены воссоздать художественный образ владимирского села. Показать его планировку, живописность, красоту. Акцент сделать не только на домах, но и - как указано в полном названии музея - на крестьянском быте. Он ведь не ограничивался стенами избы. Крестьянин пахал, сеял, ухаживал за скотиной, выполнял сотни других жизненно важных дел.

«Крестьянское жилище следует рассматривать как комплекс хозяйственных и жилых построек, удовлетворяющий все нужды крестьянской семьи, причем роль хозяйственных построек больше и важнее, чем жилых. Главную роль в развитии всего комплекса играли прежде всего хозяйственные факторы, социально-экономические условия жизни крестьян. Именно поэтому хозяйственные постройки гораздо больше изменялись и развивались, чем собственно жилые», - писал Геннадий Герасимович Громов.
IMG_7736.jpg

Ополье - житница нашего края, где большая часть жизни крестьян протекала в полях. Поэтому планируем увеличить на территории музея выставочный участок, показать систему четырёхполья. Чтобы воспроизводство плодородия, влагозадержание, почвозащиту, разумную агрохимию - словом, высокую культуру земледелия продемонстрировать на деле.

Что касается новых-старых зданий и сооружений, которые могут пополнить экспозицию музея, - о них говорить пока рано, поскольку «кандидатов» нужно обследовать. Помимо собственно исторической и художественной ценности при выборе нужно учесть состояние объектов, возможность их реставрации, а также то, в чьей собственности они сейчас находятся.

На заседании Учёного Совета ГВСМЗ, где обсудили планы расширения Музея деревянного зодчества, предложили также и изменить название самого музея, сделать его более интересным, запоминающимся, с привязкой к местности. Дело в том, что в России более двух десятков музеев подобной направленности, и они в том числе запоминаются именами собственными: Кижи, Малые Корелы, Витославицы, Лудорвай, Щелоковский Хутор и т.д. А Музей деревянного зодчества и крестьянского быта – это слишком общо, не имеет личной окраски.

«Думаю, можно будет даже объявить народное голосование и запустить его в том числе через социальные сети», - предложила генеральный директор ГВСМЗ Екатерина Владимировна Проничева.

Сначала, впрочем, нужно найти поддержку планов расширения музея на Федеральном научно-методическом совете Минкульта России. Рассмотрение этого вопроса, по предварительным данным, может произойти уже в мае.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции