Виноваты не ГОСТы, не правила, не постановления правительства, не вредная городская администрация и даже не бдительное ГИБДД. Главная причина в конфликте двух подходов к устройству города.
Разделяй и властвуй
Администрация действует, исходя из логики разделения потока людей и машин. С появлением в городе автомобиля и до 70-х годов 20 века господствовала автомобильная концепция развития города. На улицах появилось новое обстоятельство, и города начали перестраивать, чтобы автомобилистам удобно было перемещаться и парковаться. Скапливалась пробка - делали развязку, строили паркинги, подземные и надземные переходы.
К 70-м годам в Европе и США, шедшим в авангарде автомобилизации, стало понятно, что нельзя построить город для машин. Чистая математика:
-
авто занимает слишком много места;
-
удобства для авто создают неудобства для пешеходов;
-
город слишком много денег тратит на инфраструктуру для машин.
При этом магазины и кафе в городе автомобилистов зарабатывают меньше, чем в городе пешеходов. Проще говоря: пешеходы генерируют деньги, автомобили - убытки.
Но эта концепция создает удобные быстрые дороги, где желательно избежать гибели пешеходов. Поэтому поток нужно пустить верхом, спрятать под землю или огородить заборами.
Успокой трафик
Последние 50 лет в мире работает другая концепция - успокоения трафика. Вместо заборов ставят искусственные сужения, парковочные карманы, рельефные переходы и так далее. Последняя фишка - однополосная дорога с карманами для разъезда машин.
С 70-х начали ломать и сужать дороги, строить на их месте парки, скверы, тротуары.
Примеров масса. Просто поищите в интернет фото вокзалов в европейских городах в 70-х и сейчас. Где были парковки появились газоны. В Париже засыпали набережную Сены песком и сделали пляж, в Нидерландах ломают дороги на месте каналов и снова запускают воду.
Когда Владимир перейдет на другую сторону?
Не вижу никакого смысла доказывать преимущества пешеходной концепции. Мир пришёл к этому эмпирическим путём, об этом написаны тонны книг и никакого особого пути России тут быть не может.
Эти концепции частично проникают и в нашу страну. Все зависит от конкретных чиновников. В Москве таких чиновников 50 на 50, она вроде и остановилась в строительстве хорд, развивает велотранспорт и каршеринг, но периодически уходит в реакцию. Санкт-Петербург до сих пор живет в 70-х. Казань, Альметьевск, Белгород - уже давно в Европе.
Есть госпрограмма Архитекторы.рф, где за бюджетный счёт переучивают специалистов согласно новой урбанистике. Выпускникам потом рассылают вакансии архитекторов в разных городах страны.
Чем плох забор?
Но в тоже время есть ведомства, где по-прежнему считают забор средством спасения неразумных пешеходов. На самом деле от него один только вред.
-
Забор вносит ненужное зонирование. Посмотрите, какой вид визуально приятнее: с забором или без.
-
Забор создаёт чувство безопасности у автомобилистов, они едут еще быстрее.
-
Забор бесполезен и дорог в возведении и обслуживании.
-
Забор не остановит людей, которые собрались перебежать дорогу.
-
Большую часть заборов в городе можно снести без ущерба для среды.
-
Смысл у забора есть, пожалуй, на мосту.
Забор сам по себе не плох и не хорош. Он лишь инструмент. Когда забор ограждает парк, он разделяет зону улицы и парка. Улица теряет от этого, парк обретает свою атмосферу.
Вот из какой логики поставили эти заборы? Кто-то может ответить, что, мол, вот была задача, и мы решили ее забором?
Они идут на половине улицы, на другой - нет. Что он тут делает? Зачем он тут?
Даже ограждение Соборной площади можно было сделать деликатнее. Площадь все равно остаётся разделённой пополам.
Между тем для решения проблем с автомобилями достаточно было поставить болларды без цепей. Например, в Таллине ставят фирменные болларды в форме голубей, нам можно было разработать свои.
Что нам делать с забором?
По всем городам идет волна противников заборизации. Люди порой не могут объяснить, чем неприятен забор. Но он им точно не нравится.
Европа проходила все тоже самое, и до сих пор там можно встретить курьезное благоустройство. А Южная Корея и Китай до сих пор в плане урбанистики остаются на нашем уровне.
Читайте книги об устройстве городов, путешествуйте по Европе, наблюдайте, говорите, просвещайте и заборов не будет.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции