Памятник авиационной истории Владимирской области - военный аэродром под Ундолом - должен быть достойно увековечен, а не закатан в асфальт под трассу М-12

Евгений Агафонов:
Командир поискового отряда «Небо Родины» город Владимир
agafonov
В годы Великой Отечественной войны аэродром под Ундолом стал одним из самых загруженных авиационных объектов на территории современной Владимирской области
ИСТОРИИ 11 марта 2020, 09:03 40 7701

Аэродром «Ундол» был построен до начала Великой Отечественной войны в 21-м километре юго-западнее Владимира на территории Собинского района между железнодорожными станциями Ундол и Колокша на пойменном заливном лугу около слияния рек Ворша и Клязьма южнее деревни Кузьмино. Размер лётного поля составлял 1000 метров на 900 метров с подходами 1200 метров на 1000 метров. Аэропорт был с дерновым покрытием. Грунты в этом месте илистые, они не позволяли использовать взлетное поле в период весеннего таяния снега и осенней распутицы. Была еще одна особенность: реки с трех сторон с обрывистыми берегами и старицами позволяли производить взлёт и посадку самолётов только в одном направлении.

Однако несмотря на все эти недостатки, в годы Великой Отечественной войны аэродром под Ундолом стал одним из самых загруженных на территории современной Владимирской области, наряду с такими аэродромами, как Лопатино (Муром), Вязники, Киржач и Слободка, так как мог принимать все виды авиационной техники.

В годы войны обслуживанием аэродрома занимался 558-й батальон аэродромного обслуживания 84-го района авиационного базирования ВВС Московского военного округа. Батальон охранял объект, подвозил горючее и боеприпасы, производил мелкий ремонт вооружения и техники, а также оборудовал полигон для стрельб по наземным целям в районе станции Юрьевец.

Еще до начала Великой Отечественной войны на аэродроме работала Егорьевская военная авиационная школа пилотов на самолётах И-15 и У-2. Быстрое приближение фронта к Москве в 1941 году вынудило командование ВВС Красной армии готовить некогда тыловые аэродромы к боевой работе. К осени 1941 года аэродром «Ундол» вошёл в восточный сектор обороны Москвы в системе ПВО. Он стал местом базирования истребителей 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО, в частности, 121-го истребительного авиационного полка ПВО на самолётах МиГ-3. Также «Ундол» стал рассматриваться для базирования дальнебомбардировочной авиации. Для обеспечения работы дальних бомбардировщиков на станции Колокша была развёрнута мощная приводная радиостанция, благодаря которой самолёты находили аэродром в плохую погоду и при потере ориентиров ночью.

1 сентября 1941 года на аэродром под Ундолом прибыл 421-й дальнебомбардировочный авиационный полк 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии на самолётах Ер-2. Уже спустя неделю полк начал боевую работу по стратегическим целям в районах Демянска, Орши, Витебска, Гомеля, Спас-Деменска, Смоленска, Барановичей и Орла. За сентябрь-декабрь 1941 года полк выполнил 295 боевых вылетов. В феврале 1942 года дальняя авиация перебазировалась с аэродрома «Ундол» на подмосковные аэродромы.

undol_01.jpg Экипаж самолёта Ер-2 лейтенанта Гайворонского и технический состав из 421-го ДБАП, осень 1941 года

С высвобождением аэродрома от авиации, решающей боевые задачи, его назначение поменялось. С начала 1942 года и до конца войны это был один из центров подготовки летчиков штурмовой и истребительной авиации, на котором проходили формирование и доукомплектование полки, а также велась подготовка отдельных экипажей, звеньев и эскадрилий.

Еще в ноябре 1941 года во Владимир перебазировался штаб 143-й штурмовой авиационной дивизии, которая использовала в своих целях в том числе и аэродром «Ундол». В январе 1942 года дивизия была преобразована в 3-ю авиационную бригаду Резерва Главного Командования, которая до конца войны занималась формированием, перевооружением и доукомплектованием штурмовых авиационных полков. С мая 1942 года «Ундол» стал постоянно использоваться для формирования полков на самолётах Ил-2, а в деревне Кузьмино разместили резерв из выпускников лётных школ для пополнения прибывающих с фронта штурмовых подразделений. В частности, на территории Собинского района пополнялись техникой и лётным составом 570-й и 763-й штурмовые авиационные полки. Кроме штурмовиков, на аэродроме в разное время базировались и проходили укомплектование 433-й резервный авиационный полк, 813-й и 937-й истребительные авиационные полки на самолётах ЛаГГ-3, 56-е отдельное авиационное звено ВВС МВО на самолетах Р-5 765-й лёгкий ночной бомбардировочный авиационный полк на самолётах У-2 и многие другие авиационные части.

undol_02+.jpg Схема базирования 2-го ИАП ВОШВБ на аэродроме «Ундол», 1944 год

Особую роль в жизни аэродрома сыграла Высшая офицерская школа воздушного боя ВВС РККА (ВОШВБ). Ещё в 1942 году аэродром стал использоваться в интересах 2-го отдельного учебно-тренировочного авиационного полка, который вёл обучение лётчиков-истребителей для строевых частей Западного фронта на самолётах Як-1 и Як-7. С июня 1943 года полк был переформирован в ВОШВБ с базированием на аэродромах «Люберцы» и «Ундол», что было обусловлено переходом на параллельное обучение личного состава на два основных типа советских истребителей – Як-7 (Як-9) и Ла-5. Именно истребители Лавочкина стали основным типом самолётов для подготовки ассов воздушного боя во Владимирском небе до 1947 года.

Помимо базирования авиационных частей, аэродром использовался как промежуточная площадка при перелётах боевой авиации с заводов или мест формирования к фронту.

За годы активного использования аэродрома в его окрестностях, а также на самом лётном поле, произошло большое количество происшествий. Первая катастрофа, зафиксированная документально, случилась 14 июля 1941 года, когда произошло столкновение в воздухе двух самолётов У-2, в результате погибло 3 человека из числа инструкторов и курсантов Егорьевской ВАШП и 1 человек был ранен. Последняя катастрофа боевого самолёта была зафиксирована 27 июня 1946 года, в которой погиб слушатель Высшей офицерской школы воздушного боя лейтенант Вячеслав Калинин, 1923 года рождения, сбивший в годы войны 6 самолётов врага лично и 1 - в группе, за что получил три ордена.

Всего на воинском захоронении в селе Ворша числится 26 военнослужащих, погибших в годы войны при исполнении служебных обязанностей. В настоящее время известны имена 18-ти из них. Двое погибших в госпиталях от ран лётчиков похоронены в городе Владимире, и еще как минимум 5 военнослужащих - в городе Собинка. Все они, так или иначе, были связаны с работой аэродрома «Ундол», а места падений их самолётов находятся на территории нескольких районов нашей области.

В годы войны на аэродроме «Ундол» побывало много известных летчиков, в том числе Иван Кожедуб и Василий Сталин.

С 2013 года на территории Собинского района Владимирской области стали работать поисковые отряды Владимирской областной общественной организации «Часовые Памяти» по поиску и обследованию мест падения авиационной техники и увековечению памяти погибших экипажей. К началу 2020 года найдены места падений 6-ти самолётов ВВС Красной армии, на двух местах падения проведены поисковые экспедиции, в ходе которых из земли были извлечены обломки авиационной техники, а также найдены останки одного из погибших в 1944 году лётчиков – младшего лейтенанта Матвея Телицына, который по желанию родственников в ноябре 2019 года был похоронен на своей малой родине в Шиловском районе Рязанской области.

CXtaD871_70.JPG

Помимо поисковых работ, на местах гибели 6-ти экипажей были установлены памятные знаки с именами лётчиков. Согласно документам Минобороны, в обломках еще как минимум 4-х боевых машин могут находиться останки их экипажей.

В настоящее время территория аэродрома представляет из себя поле, на котором ЗАО «Невский» производит посев сельскохозяйственных культур. Обработка участка не дает ему зарасти мелколесьем, в результате местность до сих пор выглядит почти также, как в годы войны.

В 2019 году появилась информация, что по территории Собинского района Владимирской области планируется проложить участок скоростной четырехполосной трассы «Москва -Нижний Новгород - Казань». Карты, обнародованные заказчиками и проектировщиками, показывают, что дорога может пройти по самому бывшему взлетному полю или всего в нескольких десятках метрах от него. Под дорожным полотном могут оказаться места авиакатастроф, где в земле до сих пор могут лежать останки летчиков.

e5DUMaBHe_4.JPG

Считаем, что при проектировании трассы М-12 все эти моменты нужно учитывать и памятник военной авиационной истории Владимирской области не должен пострадать. Считаем, что это памятное место должно быть достойно увековечено, например, монументом с указанием всех воинских формирований, связанных с аэропортом «Ундол».

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции