Пассажирские перевозки — от деградации до возможностей развития

Илья Зотов:
член Общественного совета при Министерстве транспорта РФ
eliaszotov
Для большинства жителей районов Владимирской области отмена последнего рейса в поселок из райцентра из-за того, что сломался автобус — увы, обычное дело. Готова ли администрация региона к диалогу с крупнейшими институтами развития для решения транспортных вопросов жителей сельских территорий?
ИСТОРИИ 4 мая 2021, 13:18 10032
фото газеты «Новая жизнь», Гороховец

Если спросить любого владимирца, что он думает о работе общественного транспорта, вряд ли найдется хоть один довольный. Про то, как горожане чуть ли не по часу на морозе ждали нужного автобуса, как на ходу ломались машины, много писали. Сейчас стало известно, что «работа над ошибками» проведена: в городе наконец-то принята Комплексная схема организации дорожного движения, в рамках которой предусмотрено создание выделенных полос, изменение маршрутной сети, а также комплекс других системных мероприятий. Более того, после неоднократного обращения общественников и активистов ОНФ, мэрия все-таки решила рассмотреть опыт внедрения брутто-контрактов.

Но это областной центр. А для большинства жителей районов то, что стало для владимирцев «из ряда вон» — «нормальные» реалии последних лет. Отмена последнего рейса в поселок из райцентра из-за того, что сломался автобус — увы, обычное дело. Кратно сокращена маршрутная сеть, регулярно растет стоимость на проезд, а ведь льготы есть далеко не у всех. Перевозчики и руководство ГУП «Владимирский автовокзал» живут сами по себе и решают вопросы как могут, без поддержки администрации Владимирской области.

Свежий пример. Буквально накануне майских праздников, когда многие запланировали поездки на дачи и к родственникам, стало известно, что перекроили расписание по многим направлениям. Отменено значительное количество рейсов из Судогды, Меленок, Красной Горбатки, Коврова, Мурома. Кто, почему, зачем это сделал — никто не объясняет. Разбалансированность, отсутствие единого управления приводит к полной деградации транспортного сообщения в регионе, снижению транспортной доступности сельских территорий и мобильности населения. По сути, профильный департамент забыл, что, даже исходя из названия, он обязан заниматься не только дорожным хозяйством и выполнением ключевых показателей по их строительству, но и в не меньшей степени — транспортом. В последние пару лет проблемы транспортного сообщения территорий абсолютно выпали из орбиты интересов органов исполнительной власти.

Сейчас ГУП «Владимирский автовокзал» — это вокзалы не только во Владимире, но также Коврове, Муроме, Вязниках, Суздале, Судогде, Камешкове, Меленках, Юрьев-Польском, Красной Горбатке, Покрове. Автовокзал является посредником между пассажиром и перевозчиком. Он не устанавливает ни маршруты, ни расписание движения автобусов, ни тарифы на перевозку пассажиров. По сути, управление процессом разделено на две составляющие, что негативно влияет на экономику предприятий. Более того отсутствует некий государственный заказ на выполнение работ по связке территорий.

Вместе с тем, в России есть успешные примеры эффективной организации региональной властью этой важной сферы. Так в Тверской области 3 февраля 2020 года стартовала масштабная транспортная реформа. Сначала столица региона Тверь стал вторым после Москвы городом, в котором все маршруты пассажирского транспорта общего пользования стали работать по так называемым «брутто-контрактам»: оплата перевозчикам фактически выполненных объемов транспортной работы. Для этого в регионе был создан единый транспортный оператор, который системно управляет процессом перевозки и сбором выручки. Это позволило со временем перевести на брутто-контракты и межмуниципальные маршруты. Оператор привлек лизинговые средства крупных финансовых организаций, таких как ВЭБ.РФ. В итоге в Тверской области теперь и между городами и поселками стали ездить современные низкопольные автобусы экологического стандарта «Евро-5», брендированные в едином стиле. Все автобусы оснащены оборудованием для перевозки маломобильных граждан, системой климат-контроля, приборами навигации, видеонаблюдением, электронными информационными табло, системой безналичной оплаты проезда. При этом в результате преобразований в регионе на 30% выросло количество маршрутов в сельских территориях.

Почему не обратить внимание на успешный опыт соседей, не перенять передовые практики? Появление в нашем регионе Единого транспортного оператора позволит дать новую жизнь автовокзалам и перевозчикам, когда будут формироваться маршрутные лоты из востребованных и социально-значимых маршрутов, а перевозчик будет получать оплату исходя из объема выполненных работ. Жители региона получат новые более вместительные автобусы с привязкой к расписанию и с возможностью пользоваться льготами. Только управляя единым комплексом (вокзал + транспорт) можно добиться эффективности перевозок и качества услуги для пассажиров.

Но готова ли администрация нашей области к диалогу с крупнейшими институтами развития для решения транспортных вопросов жителей сельских территорий? Это вопрос, на который пока нет однозначного ответа, который бы устраивал жителей Владимирской области.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции