Почему закрытие улицы Чайковского — провал для мэрии

Андрей Шебанков:
Активист общественного движения «Владимир будущего»
VKuser174021754
Грамотный пиар и открытость городской власти, помноженные на исполнительность рядовых сотрудников департаментов и отделов, могут сотворить с городом невероятное. И наоборот, нежелание выстраивать коммуникации как с внешним миром, так и внутри команды, обрекают город на безрадостное существование
ИСТОРИИ 12 Октября, 08:58 22 7551

У нас очень любят оборот «по просьбам жителей». По просьбам жителей корректируют движение автобусов в Веризино. По просьбам жителей ставят забор и реконструируют парк. По просьбам жителей сносят гаражи и фантазируют об очередном «удобном и комфортном для жизни пространстве».

Это очень удобный оборот: он обезличивает горожан, превращает их в обеспокоенную массу, которая, надо полагать, с самого утра начинает закидывать обращениями мэрию. Та и рада стараться: просьбы жителей выполнять так приятно, особенно если об этом ещё и пресса напишет пару-тройку хвалебных публикаций. А сколько этих жителей, где они живут, кем работают, когда обеспокоились и с чего вообще — никогда мы не узнаем. Спроси у соседа: «ты писал в мэрию?» — помотает головой и посмотрит как на придурка.

Не сомневаюсь, конечно, что такие люди действительно есть, просто их меньше, чем обычно преподносится. Сейчас, впрочем, не об этом.

Нашей мэрии не везёт: обычно «просьбы жителей» становятся известными тогда, когда мэрия уже всё сделает. Ну или сделает уже завтра. Сами понимаете, обеспокоенность общественности необходимо купировать сразу, молниеносно, — видимо, так эффективнее.

И вот в сентябре у мэрии был шикарный шанс упредить «просьбы» или вновь сделать ответ на них молниеносным. Ведь с 15 сентября к закрытию планировалась улица Чайковского. Тут спустя десять лет вновь собирались устроить гранд-раскоп с целью подготовить город к зиме и старые трубы сменить на новые, которым четверть века сносу не будет. (Дотошные журналисты и комментаторы, правда, говорили, что при Союзе обещали полвека). Утверждалось: о закрытии движения мэрия была оповещена за две недели, временную схему движения обдумывали и наконец подготовили.

Признаюсь: я не был непосредственным свидетелем старта работ на Чайковского и пробок в Военном городке. Говорят, работы должны были начаться в 5 утра, но начались около полудня, и семь этих часов транспорт свободно ездил по Чайковского. (Может, это домыслы? Поправьте меня). Говорят, что пробки были адские, даже скорую пропустить было невозможно. Почти наверняка знаю, какими именно речевыми оборотами крыли и ремонтников, и городские власти.

Очевидно, что-то пошло не так.

КОГДА ОБ ЭТОМ СКАЗАЛИ

В связи с проведением АО «Владимирские коммунальные системы» ремонтных работ с 5.00 15 сентября 2020 года до 24.00 19 октября 2020 года будет ограничено движение всех видов транспорта по улице Чайковского на участке от дома 30 до дома 40а.

Объезд транспорта будет осуществляться по улицам Даргомыжского, Стасова, Алябьева, Сурикова, Красноармейской, 9 Января, МОПРа, Казарменной.

Также на это время будут изменены некоторые маршруты движения общественного транспорта.

Управление по связям с общественностью и СМИ. Опубликовано 14.09.2020 15:39:37

Пресс-релиз о закрытии улицы Чайковского, как видно, опубликован на сайте мэрии в 15:39 14 сентября. Давайте вооружимся часами и здравым смыслом. До закрытия улицы оставалось в этот момент 13 часов 20 минут и ещё 23 секунды. Здравый смысл подсказывает: о месячном закрытии мэрия сообщает непозволительно поздно.

Может, мэрия только что об этом узнала? Нет, у концессионера проскакивало: её предупредили за две недели. Давайте снова попробуем посчитать. Две недели — это 14 дней, верно? Стало быть, давайте отнимем от 15 сентября эти две недели. Получается 15-14=1. Выходит, максимум первого числа уже всё знали.

Может, долго думали, как пустить в объезд машины и автобусы? Тут было над чем подумать, правильно. Впрочем, иных-то путей нет: машины — через Военный городок или композиторский квартал (Даргомыжского, Стасова, Алябьева, Балакирева); автобусы — только через Военный городок, троллейбус 8 крутить по Балакирева и проспекту Ленина. (Странно, кстати, что не по Рябинке). Не надо тут долго думать. Полагаю, и не думали.

Пытливые умы очень быстро связали тютелька в тютельку совпавшие сроки ремонта и стратегических выборов в горсовет. И впрямь, красиво получается: весь сентябрь вплоть до 13 числа — агитация, голосование; 14 числа — триумф победителей. А 15 утром — апогей представления: конец празднику, улица закрывается.

Скажу сразу: я не знаю, верны ли эти предположения. Но думаю, что кого-то в мэрии мог и удар хватить, едва только стало им известно о страшно совпадающих сроках. Факт остаётся фактом: знали и молчали.

Первый вывод: мэрия узнала о закрытии раньше всех, но тянула до последнего.

ГДЕ ОБ ЭТОМ СКАЗАЛИ

Официальный сайт мэрии, как мы помним, разместил сообщение о перекрытии на Чайковского в 15:39 14 сентября. Оттуда полетели и заметки в электронных СМИ региона.

А официальный паблик мэрии ВК (даже с синей галочкой) выпустил эту новость 15 сентября ровно в 9:00 (напомню, что ремонт на этот момент официально шёл уже четыре часа).

bus01.jpg Скриншот из vk-паблика администрации города Владимира

Счётчика просмотров на конкретной статье сайта мэрии не наблюдается, так что я не могу сказать, сколько человек прочитали эту новость на сайте. Количество подписчиков паблика мэрии ВК — около 15 тысяч, но судя по постам, действительно активны в лучшем случае сотня. Сколько человек прочитали в СМИ новость о перекрытии ну хотя бы вечером 14 сентября, уже сказать практически невозможно.

В теории о том, что происходит, должны знать водители автобусов и троллейбусов, которые проезжают по Чайковского. Через два дня после начала ремонта заместитель начальника отдела транспорта и связи Андрей Мольков сообщил:

Компании, осуществляющие перевозки горожан общественным транспортом, заранее получили временные маршруты движения в объезд.

Показателен на этом фоне комментарий одного из пассажиров в ВК мэрии:

bus02-1.jpg Скриншот из vk-паблика администрации города Владимира

Давайте положим руку на сердце и скажем себе честно: хоть кто-нибудь из вас заходит на сайт горадминистрации? Много кто из вас подписан на ВК мэрии? А сколько узнало о закрытии из соцсетей, а не на своей шкуре?

А как вы узнаёте о том, что вам отключат горячую воду?

Надо полагать, вы идёте уставший после работы, а на подъездной двери вас встречает бумажка. Вы её читаете, меняетесь в лице и идёте домой, проклиная всё на свете и вспоминая, где кастрюли, чтобы греть воду.

Такая бумажка может быть криво напечатана, там может быть ужасный шрифт и пятнадцать ошибок в десяти словах. Но она стопроцентно исполняет свою главную функцию: любезно сообщает, что ближайшие две недели горячей воды в квартире не будет.

Схожим принципом мэрия в случае ремонта целой улицы, очевидно, решила пренебречь. Остановки в городе либо девственно чисты, либо обклеены совсем не тем. Хотя именно там пассажиров всегда много.

Более того, мэрия и доселе не напоминает о закрытии. Вот как выглядит главная страница официального сайта горадминистрации:

bus03-1.jpg Скриншот с официального сайта администрации города Владимира

В топ-5 новостей — неотмена выборов мэра комиссией, сообщение об избрании гг. Шохина и Толбухина мэром и спикером горсовета соответственно, распоряжение г-на Шохина о начале (досрочном!) отопительного сезона, высказывание его же о том, что он рассчитывает на «профессиональный и свободный Горсовет», а также новость об открытии оным же г-ном Владимирского полумарафона «Золотые ворота».

Улица Чайковского как будто никогда и не была в текущей повестке.

Второй вывод: положившись на интернет, мэрия напрочь забыла и об интернете, и о расклейке объявлений на остановках.

КАК ГОВОРИЛОСЬ О ТРАНСПОРТЕ

Здесь горадминистрацию хочется одновременно и похвалить, и не похвалить совсем.

Сперва — за что похвалить? За сопроводительный текст. Он хотя бы есть. Описано, какие автобусы и троллейбусы изменяются и как будут следовать.

Сделано это, правда, криво:

№№ 11С, 14, 20С, 21С, 23, 24С, 28, 29С:

на участке от пр-кта Ленина до пр-кта Строителей следуют по улицам Ново-Ямской пер., Казарменная, МОПРа, 9 Января, Красноармейская с посадкой и высадкой пассажиров на остановочных пунктах «Ново-Ямской переулок», «Улица Казарменная», «Михайловский пруд», «Улица 9-го Января», «Помпецкий переулок», «Военная поликлиника», «Школа № 16»;

на участке от пр-кта Строителей до пр-кта Ленина следуют по улицам Красноармейская, 9 Января, МОПРа, Казарменная, Ново-Ямская, Чайковского с посадкой и высадкой пассажиров на остановочных пунктах «Школа № 16», «Военная поликлиника», «Помпецкий переулок», «Улица 9-го Января», «Михайловский пруд», «Улица Казарменная», «Рябинка».

№ 32 на участке от пр-кта Ленина до пр-кта Строителей и обратно следует по улицам Ново-Ямской пер., Казарменная, МОПРа, 9 Января, Красноармейская с посадкой и высадкой пассажиров на остановочных пунктах «Ново-Ямской переулок», «Улица Казарменная», «Михайловский пруд», «Улица 9-го Января», «Помпецкий переулок», «Военная поликлиника», «Школа № 16».

Стену текста можно было заменить на лаконичное:

Автобусы 11с, 14, 20с, 21с, 23, 24с, 28, 32 поедут через Военный городок и Казарменную улицу со всеми остановками. Со стороны проспекта Строителей все автобусы, кроме 32, после Казарменной поедут по Ново-Ямской улице через остановку «Рябинка» и далее на площадь Победы.

Причём при хорошей графической составляющей эти слова вообще не нужны! Кстати, о ней. Вот за что хочется отругать горадминистрацию:

bus04-1.jpg

Не за качество — на прикреплённом пдф-файле на сайте оно ещё куда ни шло.

В тексте крайне подробно (и от этого весьма запутанно) расписывается, как следуют маршруты автобусов. Разделяют большую их часть и отдельно 32, который решили не кружить по Рябинке (непонятно, что мешало сделать точно так же со всеми остальными, — ведь с Рябинки уехать только в одном направлении и можно).

Но на схеме это не отражено никак.

Присмотритесь: там нет обозначения следования конкретно 32 маршрута. И 18с, упрятанного на Балакирева, там тоже нет. И 8 троллейбуса там тоже нет. И 7 троллейбуса тоже.

Схема вводит нас в заблуждение. А если я на 32 автобусе захочу доехать до Рябинки? Или на 18с мне нужно до МОПРа? Или я думаю, что 8 троллейбус таки завернёт к Рябинке, а не проедет к банку на площади Победы, от которого ещё до Рябинки семь вёрст и все лесом?

И ладно бы это была единственная схема.

bus05.jpg Фото: Артём Черней/Владимир будущего

Речь-то, простите, не о съёме квартир и комнат недорого (помните, такими обычно увешивают подъезды и забрасывают почтовые ящики?) Речь о перекрытии целой улицы. В 2020 году пользоваться принтером — непозволительная роскошь?

Третий вывод: рассказывать о чувствительных транспортных изменениях мэрия не умеет — или делает это подчёркнуто формально.

ПОЧЕМУ ЭТО ТАК ВАЖНО

Многие могут мне возразить: а какая, собственно, разница? Да, к вопросу распространения информации мэрия могла бы подойти немного чутче. Но ведь схемы, тексты — это всё украшательство, не так ли? На сайте же дана исчерпывающая и точная официальная информация, зачем придумывать что-то ещё?

Для ответа на этот вопрос нам придётся ненадолго отойти от владимирских реалий.

И для начала вот вам фрагмент схемы столичного метро:

bus06-1.jpg Фрагмент схемы московского метрополитена. Источник: Яндекс.Метро

Присмотреться нужно к синей линии. Дело в том, что совсем недавно её участок от Молодёжной до Парка Победы требовалось закрыть на неделю.

Для метро это типичная история: сейчас в городе активно строится новая кольцевая линия, которая проходит под многими старыми тоннелями. Прокладка нового тоннеля может вызвать всякое, поэтому ради безопасности пассажиров иногда движение на таких участках закрывают.

Но синяя линия является весьма и весьма напряжённой по пассажиропотоку. Митино, Строгино, Крылатское — это всё достаточно густонаселённые районы.

Информация о закрытии участка на неделю появилась за неделю до собственно закрытия. На станциях синей линии, а также станциях с пересадкой на синюю линию начали появляться такие плакаты:

bus08.jpg
bus07-1.jpg

На плакате всего не укажешь, поэтому предусмотрели QR-код:

bus09-1.jpg

И даже специально завели страничку.

Где в том числе размещали вот такое:

bus10-2.jpg

На голубую линию — она почти на всём своём протяжении дублирует этот участок — должна была лечь большая нагрузка. Так что неудивительно, что об изменениях сообщали даже на дверях вагонов метро на этой линии:

bus11-1.jpg

Участок, по старой московской традиции закладывать сроки больше, чем нужно, открыли досрочно.

Страшно было бы думать, что могло бы происходить в метро, если бы московский Дептранс поступал сухо и формально, как их владимирские коллеги. Представьте: за сутки до закрытия вывесили бы информацию на сайт, начертили бы сто разных сомнительных схем на фоне Яндекс-карт, очень путано объяснили бы маршруты объезда. Без объявлений на эскалаторах и станциях, без размещения схем в специальных местах.

Тут, правда, меня могут спросить: а чего ты нам свою Москву втюхиваешь? Это огромный город и метро — точно не автобус. Корректно ли вообще сравнивать Владимир с его скромным количеством жителей и огромную Москву, где любое изменение критично?

Тогда перейдём к объективным показателям. Давайте посмотрим на эту ситуацию с угла статистики.

По данным на 2020 год, население города Владимира составило 359 380 человек. В Ленинском районе, одной из основных магистралей которого является улица Чайковского, проживают 126 018 человек. Мы не знаем, сколько людей пользуются общественным транспортом, но ведь личному транспорту также созданы значительные неудобства. Так что предположим, что так или иначе перекрытие касается их всех. Нетрудно посчитать, что в Ленинском районе в 2020 году проживает 35,07% жителей города. Итак, более трети городского населения теоретически (практически тоже) затрагивает закрытие улицы Чайковского.

Теперь обратимся к Москве. Часть синей линии, подлежащая закрытию, проходит по территории районов Дорогомиловский, Фили-Давыдково и Кунцево. Их общее население — 343 958 человек. Предположим, что многие из них всё же пользуются общественным транспортом. Официально Москву населяет 12 678 079 жителей. Делим одно на другое, переводим в проценты; получается, что 2,71% жителей столицы лишаются возможности поехать куда-либо по синей линии метро. В действительности это число будет, конечно, больше — не в последнюю очередь ещё и потому, что каждое утро в Москву приезжают тысячи жителей области. К слову, на метро многие могли бы пересесть именно тут.

Диспропорция, заметьте, чудовищная: 35,07% против 2,71%. Ради почти трёх процентов москвичей местный Дептранс тиражирует десятки схем — каждому свою. За неделю до разносит по Москве новость о закрытии. Ещё и уточняет: людей будет много, подумайте, как вы будете добираться. Для трети владимирцев мэрия формально вывешивает новость на сайте и делает вид, будто бы происходит что-то рядовое и потому не особо интересное.

Ситуация в Москве ведь похожа на нашу: критически важное закрытие, которое должно было состояться и которое точно вызовет массу неудобств. И вот почему это — схемы, объявления, предупреждения — так важно: цель заключается в том, чтобы подготовить людей к стрессовому изменению заранее и дать им в максимально доступной форме понимание, как объезжать перекрытие. В максимально доступной — потому что кому-то, может статься, нужно и пальчиком поводить по выведенным линиям. Человеку нужно разжевать всё, как ребёнку, чтобы он точно понял, что происходит и как избежать негатива.

Когда всё понятно и наглядно, меньше уровень злости — по крайней мере, не остаётся ощущения, что проблемы индейцев волнуют исключительно самих индейцев, но не шерифа. Плевать на политическую обстановку — при доходчивом и человеческом объяснении, что это и зачем это, мэрия получила бы намного меньше критики в свой адрес.

А кроме того, это и была бы работа «по просьбам жителей». Невысказанным просьбам жителей, которые возникают при любом ремонте, при любой проблеме. Согласитесь, что мы всегда требуем от кого-то объяснений, хотя бы и в воздух. Максимально подробные объяснения, сопровождающие владимирцев на протяжении всего перекрытия, стали бы бальзамом на душе многих горожан.

ЧТО НУЖНО БЫЛО СДЕЛАТЬ

Мэрия узнала обо всём за две недели, как было сказано, приблизительно к 1 сентября.

7-8 сентября стоило начать рассказывать через СМИ, публикации на сайте и в соцсетях о грядущих изменениях. Параллельно с этим на всех (без исключения) остановках должны были появиться специальные плакаты:

bus12-1.jpg

Аналогичные схемы должны были быть размещены и в автобусах, и в троллейбусах примерно в это же время — если ехать далеко, можно изучить обстоятельно.

В день закрытия (а лучше за день-два до этого) на закрытых остановках можно было повесить также плакаты, по которым было бы понятно, каким образом и на чём есть возможность уехать из этих районов:

bus13-2.jpg

А там, где проходят изменённые маршруты, — объяснить, как добраться в район перекрытия:

bus14-2.jpg

Месячное перекрытие — большой стресс для, как мы выяснили, трети города. Это одна из важнейших новостей в городе. Поэтому и сайт мэрии, и соцсети должны были поместить новость об этом хотя бы в шапку — это первое, за что может зацепиться глаз.

Это весьма небольшая часть того, что в принципе можно сделать за две недели до старта работ. Я уж не говорю о том, что в Москве перенастраивают светофоры и для общественного транспорта иногда даже выделяют целую улицу, запретив на время парковаться частным автомобилям, а то и вовсе закрывают улицу для частного автотранспорта.

А КТО БУДЕТ ЭТИМ ЗАНИМАТЬСЯ?

В ситуации с перекрытием улицы Чайковского, скорее всего, мэрия не видела необходимости серьёзных действий. А между тем, как мы выяснили, эти действия весьма важны — они формируют имидж городской власти. Пока, к сожалению, городская власть выглядит бахвалящейся странными успехами и совершенно не заботящейся об информированности и удобстве своих граждан. Она именно что провалилась в данном конкретном случае.

Буквально на днях мэр Андрей Шохин заявил, что собирается учредить институт своих советников. Мол, у чиновников замыливается глаз, да и загружены они, а советники — это профессионалы, которые могут работать с аналитикой, предлагать мотивированные решения, подсказывать, как и с чем поступить.

Спору нет, предложение прекрасное. На мой взгляд, однако, я бы подумал о другом.

Любое предложение советников требует исполнителей. В данном случае говорю не о себе, чтобы не сочли за рекламу, — однако на каждый плакат, здесь представленный, я тратил в сумме пять-шесть часов. А ведь найти во Владимире молодых людей с глубокими познаниями в векторной графике возможно, не так ли?

Представьте их работоспособность, особенно, если выдать им готовые «лекала» и разъяснить принципы. Для этого нужна единая стилистика объявлений, плакатов и в целом навигации — сейчас эту стилистику прорабатывает в том числе и «Владимир будущего».

Найдите, господа, таких людей!

***

Грамотный пиар и открытость городской власти, помноженные на исполнительность рядовых сотрудников департаментов и отделов, могут сотворить с городом невероятное. В долгосрочной перспективе это принесёт в город дополнительные средства от туристов, например, а может, заставит и автомобилистов на общественный транспорт пересесть. (Хотя тут, конечно, важен целый комплекс разных мер).

Важно, что пора начинать. И пока хватит элементарной работы «по просьбам жителей». По реальным просьбам реальных людей, адекватных моменту.

И хочется верить, что мы больше не будем язвить и сокрушаться по поводу очередных стратегических провалов мэрии — потому что таковые уйдут в историю казусом с улицей Чайковского.

Материал опубликован в блоге «Владимир будущего».

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции