Прихожане несколько раз спасали моего прапрадеда от политических репрессий

Василий Красильщиков:
Кандидат физико-математических наук, доцент Владимирского филиала Российского университета кооперации
krasilshchikov
В 1920-е годы прихожане церкви села Лыково Владимирской губернии не побоялись вступиться за своего священника, но полностью спасти его от политических репрессий, увы, не смогли
ИСТОРИИ 30 октября 2020, 07:07 5 6924

30 октября в России - День памяти жертв политических репрессий. В этот день по всей стране вспоминают тех, кто в ХХ веке невинно пострадал за свои убеждения. Среди них - мой прапрадед, священник Александр Алексеевич Никольский. Несколько раз он был обвинен в антисоветской деятельности, но благодаря заступничеству своих прихожан выходил на свободу.

repr01.jpg

Александр Никольский родился 28 августа 1865 года в селе Рождествено Суздальского уезда Владимирской губернии в семье псаломщика Алексея Ивановича Никольского и Евдокии Григорьевны Никольской (Орфановой). Село Рождествено располагалось на левом берегу реки Суходы напротив села Коварчина. Существовало, по крайней мере, со второй половины XVI века и принадлежало различным помещикам. В годы советской власти оно было переименовано в поселок Красный Коварчинского сельсовета Ивановской области, а затем, 17 февраля 1972 года, исчезло с лица земли.

В небогатой семье сельского псаломщика Алексея Никольского, кроме Александра, было еще как минимум пятеро сыновей. Старший Иван (род. 13.07.1858) стал протоиереем Крестовоздвиженской церкви города Мурома. Григорий (род. 15.01.1862) стал диаконом погоста Муска Муромского уезда. Михаил (род. В 1863), побывав на военной службе рядовым саперного батальона, стал псаломщиком в селе Рождествено после смерти отца в 1900 году. Василий (18.12.1871–26.12.1937) стал священником Благовещенского собора города Мурома, был репрессирован и расстрелян в городе Горьком.

Отец сам обучал своих сыновей грамоте дома. В одиннадцатилетнем возрасте Александр Никольский поступил в Суздальское духовное училище, которое успешно окончил. С 1881 по 1885 годы он продолжил свое образование во Владимирской духовной семинарии. Удалось найти табель его успеваемости за один из годов обучения. Обращают на себя внимание успехи по математике («круглое отлично»), по греческому и французскому языкам и Священному Писанию.

По увольнении из семинарии он был определен с 12 января 1885 года во псаломщики в село Богданское Суздальского уезда на место уволенного за штат по собственному прошению псаломщика Фостирия Петровича Виноградова. Псаломщик – это низший чин людей, служащих церкви, не возведённых в степень священства. Их называют церковнослужителями. Псаломщик под наблюдением священника и по его распоряжению исполняет клиросное чтение и пение, прислуживает в алтаре, помогая священнослужителям при совершении церковных служб и обрядов. В дореволюционные годы он же вел всё письмоводство по церкви и приходу: метрические книги (в них велись записи о рождении, смерти, вступлении в брак), обыскные книги (для записи повенчанных браков), исповедные росписи (содержали информацию о лицах, бывших на исповеди у местного священника), клировые ведомости (в них подробно указывались все данные о храме, средствах содержания причта, количества земли, библиотеки, а также о членах причта и их семействах). Хозяйственная деятельность псаломщика часто пересекалась с обязанностями старосты храма.

repr02.jpg Вид на с. Богдановское. Фото начала XX в. передано в музей АО «Шихобалово» Талатиной О.А. – внучкой жителей этого села

Село Богданское известно с 1505 года, когда в жалованной грамоте Великого Князя Ивана Васильевича III показано вотчиной Троице-Сергиева монастыря, пока в 1764 году не перешло в государственную казну. Существует оно и сегодня – это село Богдановское Юрьев-Польского района Владимирской области. Каменная Михаило-Архангельская церковь с каменной колокольней и теплой трапезной были построены в 1828 году на средства прихожан. Здесь 23 января 1885 года Александр Алексеевич Никольский и был повенчан с дочерью бывшего псаломщика села Богданского Прасковьей Фостирьевной (1861 г.р.). У них было как минимум четверо детей. Один из них – сын Михаил (р. 02.09.1891) и три дочери: Лидия умерла в детстве (23.02.1890 – 24.08.1891), Анна (Ильинская) (р. 24.07.1886) и Елизавета (Красильщикова) (21.09.1894 –23.01.1976), которая является моей прабабушкой. В советские годы она работала учительницей во владимирских школах, удостоена государственных наград СССР – Ордена «Мать-героиня» и Ордена Ленина.

repr03.jpg

Диакон А.А. Никольский с супругой, старшая дочь Анна и младшая дочь Елизавета. Фото около 1900 г.

Через некоторое время после назначения на свои должности церковнослужители проходят по благословению епископа через особый церковный обряд руковозложения – посвящаются в стихарь. Этот обряд символизирует всецелое пожертвование жизни мирянина служению Богу. В процессе совершения обряда производится троекратное пострижение волос посвящаемого и на него возлагается особая церковная одежда: прямая, длинная, с широкими рукавами – стихарь. По этим правилам Александр Никольский был посвящен в стихарь 8 июня 1886 года.

4 ноября 1890 года Никольский был рукоположен во диакона – первую степень священнослужителя – и оставлен на вакансии псаломщика церкви села Богданского. В обязанности диаконов входит помощь священнику при богослужении, управлении паствой и учительстве. Он получает право непосредственно участвовать в совершении священником таинств, но не может совершать их самостоятельно (кроме Крещения, которое могут при необходимости совершать и миряне).

В общей сложности Александр Алексеевич 24 года служит в селе Богданском, где его наставником был местный священник, Благочинный 2-го округа Суздальского уезда Евгений Лебедев. Он так характеризовал А.А. Никольского:

«Обязанности исправлял весьма исправно: по чтению, пению и катехизису познания весьма хорошие, устав церковный знает весьма удовлетворительно, поведения всегда был весьма хорошего».

21 февраля 1909 года Никольский был переведен на служение в село Илларионово Владимирского уезда. Свое место оставил будущему зятю, псаломщику Виктору Ильинскому, взявшему в жены 5 апреля 1909 года его старшую дочь Анну Александровну.

Пройдя испытания во Владимирской духовной семинарии 29 сентября 1909 года Александр Никольский был удостоен звания учителя церковно-приходской школы с выдачей свидетельства. А 17 января 1910 года во Владимирском Кафедральном Успенском Соборе епископом Юрьевским Александром (Трапицыным), викарием Владимирской епархии, Никольский был рукоположен во священника и определен в село Лыково Владимирского уезда.

repr04.jpg Покровская церковь с. Лыкова. Современное фото

Село Лыково в XVII веке и до 1764 года было вотчиной Козьмина-Яхромского мужского монастыря, расположенного в соседнем Небылом. После секуляризации земель Церкви в 1764 году село перешло в государственную казну. Каменная Покровская церковь с каменной колокольней в селе была заложена в 1811 году и построена в 1823 году на средства прихожан. Ее торжественно освятил архиепископ Владимирский и Суздальский Парфений (Чертков), что для сельского храма явление, скорее, исключительное.

Здесь, кроме обязанностей помощника настоятеля, Александр Никольский берет на себя обязанности законоучителя в земских школах в деревне Слуде и селе Косагове, составлявших приход церкви села Лыкова. В дореволюционной школе священник-законоучитель признавался первым руководящим лицом в религиозно-нравственном воспитании учащихся. Главнейшими качествами законоучителя считались его религиозность, честность, любовь к делу и детям, терпение, твёрдость воли и настойчивость, самообладание, бдительность, аккуратность и справедливость. За труды в пастырском служении Никольский был поощрен наградами Русской православной церкви. В 1914 году ко дню Святой Пасхи Епархиальным начальством ему было преподано Архипастырское благословение, в 1917 году был награжден набедренником. Это прямоугольный плат с изображением креста, который навешивается через левое плечо и спускается с правого бока ниже пояса на бедро.

Потом наступили тяжелые послереволюционные времена становления советской власти, когда свобода вероисповедания была лишь декларацией, когда не то что проповедовать, но и просто сохранить веру было жизненно опасно. Уже с 1918 года отец Александр был лишен избирательных прав как служитель религиозного культа. Сам занимался сельским хозяйством, содержал корову и овец.

17 февраля 1921 года Александр Алексеевич Никольский был арестован по постановлению Народного Судьи 9-го участка Владимирской губернии и уезда во Владимирский арестный дом за провозглашение вместе с хором певчих в день Рождества Христова в церкви во время молебна «вечной памяти» царю Александру I. При этом, как следует из показаний священника А.А. Никольского, он «не дал ему никакого титула, это полагается по уставу церковной службы, и о чем не было никакого распоряжения объявлено, а совершил это, по привычке, по церковному уставу».

Однако с февраля по май 1921 года жители сел Лыково, Косагово и деревень Выремша, Слуда, Чурилово написали 16 писем, под которыми поставили более 350 подписей в поддержку священника А.А. Никольского и с просьбой освободить его.

repr05.jpg
repr05-2.jpg
Письмо граждан деревни Слуды во Владимирскую губернскую Чрезвычайную комиссию. 1921 г.

Граждане села Лыкова и деревни Выремши писали:

«Мы …зная священника Александра Алексеевича Никольского за человека хорошего и никогда не занимавшегося контрреволюцией, просим отпустить его из тюрьмы на наше поручительство и вполне ручаемся в том, что он никуда не скроется из села Лыково».

Граждане деревни Слуды писали:

«…Идя в защиту… заявляем, что священник Александр Никольский за время существования Советской власти, совершая богослужения в четвертый раз, в день Р.Х. до этого никогда Александра I во время богослужения не упоминал и вообще никакой агитации против Советской власти как в церкви, так и вне ее не вел. Да и не мог вести, т.к. знаем его как человека ведущего замкнутый образ жизни, который, кроме церкви и своего дома, нигде не бывает».

Еще одно заявление от граждан села Косагова показывает веру людей в 1921 году в справедливость советской системы правосудия:

«Мы нижеподписавшиеся граждане села Косагово убедительно просим Владимирскую Губернскую Чрезвычайную Комиссию отпустить нам на последние дни Страстной недели и дни Святой Пасхи сего 1921 года арестованного священника села Лыково Андреевской волости Александра Алексеевича Никольского. В дни свободного вероисповедания в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике верующим гражданам очень прискорбно будет оставаться в чтимый христианами Светлый праздник без церковного служения, а посему надеясь на ваше гуманное чувство справедливого отношения к чувствам верующих христиан вторично покорно просим об отпуске священника Никольского».

Особо хочется отметить подвиг односельчан А.А. Никольского, которые не побоялись открыто поставить свои подписи и высказаться в защиту священника в те сложные для церкви годы.

Благодаря этим письмам священник А.А. Никольский 2 марта 1921 года решением Народного Судьи был «отпущен на свободу из-под стражи до решения дела судом с тем, чтобы он не отлучался из села Лыково».

Однако уже 18 апреля 1921 года он был вновь арестован по постановлению Владимирской губернской чрезвычайной комиссии, которой было передано его дело, и помещен в Губернскую тюрьму в общую камеру. Свидания с родными были не разрешены. Теперь отцу Александру были предъявлены обвинения и в антисоветской деятельности.

С обвинением он был категорически несогласен:

«Вины за собой совершенно не признаю. Ведь всякое обвинение должно же быть чем-нибудь доказано. А иначе можно, что угодно наклеветать на человека, что и свершилось в моем деле. Убедительнейше прошу мое дело закончить или освободить меня на поручительство родных и прихожан, которые все удостоверили и подтвердили, что никогда никакой политикой я не занимался и не занимаюсь и дело такое мне совершенно несвойственно».

repr06.png

Копия ордера на освобождение священника А.А. Никольского. 1921 г.

Несколько месяцев никакого движения по делу не происходило. Тогда 27 июня 1921 года Александр Никольский обратился к следователю с письменной просьбой:

«Дать ход делу и направить его на рассмотрение. Сижу под стражей вот уже третий месяц, а между тем наступает время уборки хлеба и сенокос. Нужно что-нибудь запасти, чтобы не остаться без куска хлеба. Работать дома положительно некому, нанять – средств нет. Что делать? Я арестован совершенно невинным и несу наказание незаслуженно. Посему убедительно прошу привести дело мое к окончательному рассмотрению и уведомить меня о результате. Доверие к моей жизни более придают отзывы всего прихода, нежели одного человека».

5 июля 1921 года постановлением коллегии Владимирской губернской чрезвычайной комиссии за «контрреволюционные действия, вносящие в крестьянскую массу подрыв к авторитету и строительству Советской власти» был признан классовым врагом и приговорен к заключению в лагерь принудительных работ сроком на пять лет с содержанием под стражей.

Однако 21 октября 1921 года постановлением тройки по пересмотру дел осужденных Владимирской губернской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией его наказание было определено условным, а коменданту тюрьмы предлагалось «немедленно освободить гражданина Никольского». 26 октября 1921 года священник А.А. Никольский был отпущен из-под стражи. Это тоже редкий исторический факт, по всей видимости, свершившийся под настойчивыми прошениями прихожан Покровской церкви села Лыкова.

После освобождения Александр Алексеевич Никольский продолжил служить в селе Лыкове, и был лишен избирательных прав как служитель религиозного культа. В 1927 году, по всей видимости, после кончины своего духовного наставника, протоиерея Евгения Ивановича Лебедева, А.А. Никольский был переведен на его место священником-настоятелем - туда, где начинал нести свою духовную службу почти 45 лет назад – в Михаило-Архангельскую церковь села Богдановского Гаврилово-Посадского района (ранее Суздальский уезд) Ивановской промышленной области (ИПО). Сюда он перевез свой дом и имущество из села Лыкова. Здесь отец Александр служит до самого закрытия церкви в феврале 1930 года.

Весной 1928 года в селе Богдановском был организован колхоз, который к осени 1929 года распространил свое влияние на окружающие селения. Для новой советской формы хозяйствования православная община была явной помехой. Поэтому в феврале 1930 года церковь была закрыта. В марте в селе Богдановском прошло массовое выступление женщин с требованием открыть церковь, которое не возымело на советскую власть никакого воздействия.

Спустя более полугода после закрытия церкви, 4 ноября 1930 года, на Александра Никольского было заведено очередное уголовное дело Гаврилово-Посадским райотделом ОГПУ. Он обвинялся в систематической антиколхозной и антисоветской агитации с использованием церковного писания и в выступлениях за открытие закрытой церкви. После ареста его поместили в Юрьев-Польский Домзак. Как следует из показаний по существу дела самого священника, вины своей Александр Алексеевич Никольский не признал. Он показал, что в выступлениях против закрытия церкви не участвовал, да и не мог этого делать, поскольку находился в это время в соседнем селе Андреевском и никакой агитации против колхозов не вел.

repr07.jpg Михаило-архангельская церковь с. Богдановского после закрытия, какой ее уже не видел настоятель А.А. Никольский. Фото предоставлено учителем истории МБОУ «Шихобаловская основная школа» Шишловой Натальей Анатольевной

18 ноября 1930 года, всего через две недели после заключения под стражу, было утверждено обвинительное заключение, на основании которого 27 ноября 1930 года решением тройки при ПП ОГПУ по ИПО Александр Алексеевич Никольский был приговорен за агитацию против мероприятий советской власти на селе по ст. 58 п.10 УК РСФСР к высылке в Северный край сроком на 3 года.

В те годы Северный край – это административно-территориальная единица на северо-западе РСФСР, которая была образована 1 октября 1929 года и просуществовала до 5 декабря 1936 года. Административным центром был город Архангельск. Северный край располагался на территории современных Архангельской, Вологодской областей и Республики Коми.

В те годы на территории Северного края располагалась огромная система лагерей ГУЛАГ. Спецпереселенцы, к которым относился и Александр Никольский, наряду с заключенными исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ) находились под контролем НКВД, где был создан специальный отдел по спецпереселенцам. Труд спецпереселенцев в 1930-1950 годы на территории Коми АССР применялся преимущественно в лесной промышленности и сельском хозяйстве.

По данным Информационного центра УМВД России по Архангельской области к 10 мая 1931 года Александр Никольский прибыл в город Архангельски был направлен далее в город Сыктывкар. Откуда по реке на барже он был направлен в один из спецпоселков.

В архиве территориального отдела ЗАГС Корткеросского района Республики Коми имеется запись акта № 18 от 19 мая 1931 года о смерти Никольского Александра Алексеевича 67 лет. Дата смерти: 18.05.1931 года, место смерти – Сторожевский район. Учитывая быструю регистрацию (одни сутки), смерть могла наступить в селе Сторожевске или его окрестностях. Место захоронения может быть там же.

В первой половине XVII века в верховьях реки Вычегды возникло несколько новых поселений. Среди них были деревни Сторожево и Шойнаты, образовавшие впоследствии в современное село Сторожевск. Первое упоминание об этих населенных пунктах содержится в переписной книге 1646 года. Название села «Сторожевск» явно образовалось от слова «сторож». Вероятно, вначале на этом месте располагался какой-то сторожевой пост (караул). Второе, неофициальное, название села «Шойнаты» (на коми языке) произошло от расположенного на другом берегу реки Вычегды озера Шойнаты, которое, в свою очередь, названо так от бора Шойнаяг («шойна» – могила, кладбище; «яг» – сосновый бор).

По воспоминаниям дочери Александра Никольского Елизаветы Александровны Красильщиковой (Никольской), священник скончался в пути при переправе на лодке через некую реку. Долгое время в семье считали, что при переправе через реку Клязьму, на которой стоит город Владимир.

Однако теперь становится понятно, что это была река Вычегда, на правой стороне которой расположено село Сторожевск. И эту информацию, сохранившуюся до наших дней в искаженном виде, донесли до родных Александра Алексеевича Никольского бывшие с ним в последние минуты земной жизни 18 мая 1931 года его земляки – такие же политические заключенные, как и он сам. Только они прошли через лагеря ГУЛАГа и вернулись на родину. Незаметно встретили его дочь на улице, тихонько шепнули на ухо и растворились без следа. Знаться с политическими осужденными было опасно. Когда опомнилась, переспросить было уже некого.

repr08.jpg Береговая линия реки Вычегды у временной пристани с. Сторожевск. Где-то здесь похоронен священник А.А. Никольский. Фото 1975 г., сентябрь

Краевед и исследователь истории ГУЛАГа Смилингис Анатолий Антонович считает, что, по всей вероятности, Александра Никольского везли в спецпоселок Шудог, что в 12 километрах от села Сторожевск:

«В Шудоге погибли многие священники. Условия в дороге были такие, что осужденные умирали в баржах, в которых их везли. Мне бывший редактор местной газеты И.В. Макаров рассказывал, что лично видел, как выгружали из баржи умерших заключенных на пристани Сторожевска и рядом с пристанью хоронили. Теперь от места пристани следов не осталось – смыла вода».

* * *

Александр Алексеевич Никольский при посвящении в стихарь и в степени священства давал клятву всецело посвятить свою жизнь служению Богу. В драматическом XX веке он несмотря ни на что не отступил, а исполнил главную форму этого служения — сохранил веру в подвиге исповедничества и мученичества.

Священномученик Александр Алексеевич Никольский посмертно был реабилитирован 29 мая 1992 года по делу 1930 года прокуратурой Ивановской области и 21 июня 1993 года по делу 1921 года прокуратурой Владимирской области.

Герой Советского Союза генерал Дмитрий Михайлович Карбышев в момент своей мучительной смерти, обливаемый фашистами холодной водой на морозе, сказал: «Товарищи, думайте о Родине, и мужество не покинет вас». Родина и вера для священномученика Александра Алексеевича Никольского были тождественны, именно вера дала ему мужество нести испытания в последние дни на чужбине.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции