Про выборы

Полина Вахотина:
Букинист-культуртрегер
pollynesia
Как прошли мои маленькие безупречные выборы
ИСТОРИИ 14 сентября 2015, 17:47 8 6878

Вчера вот провела целый день как гражданин в качестве члена УИК с правом решающего голоса на участке 444 на Ладоге.

Участок на «Ладоге» - маленький. Всего 361 избирателей в списке. Это не совсем город, это турбаза «Ладога» и прилегающие деревни - Долгая Лужа, Кусуново, Уварово, Рахманов переезд.

Комиссия у нас тоже была маленькая, просто минимальная - 4 человека. Председатель в больнице, ещё одна барышня от «Справедливой России» забила на выборы, из бывших была я и зампредседателя. Ещё двух девчонок набрали откуда-то из ФСС - одна местная и ее подружка. Наблюдатели были тоже местные - от «Единой России» и от одномандатника Зайцевой.

polina_elections.jpg

Поскольку зампредседатателя и секретарь должны быть на участке, мы с ещё одной девушкой (той самой подружкой) и одним наблюдателем ездили на домашнее голосование. Интересно было посмотреть, как люди живут, как голосуют, посмотреть на деревни вообще.

Домашников было заявлено 29, проголосовало 25 - все старики от 1926 года рождения. Посмотрела, да. Ещё в прошлый раз, в 2013 году, когда я первый раз «членствовала», мне показалось, что это и есть тот самый админресурс - домашников подписывают местные едросы-участники УИК, в расчете на то, что они проголосуют, как надо. Но в прошлый раз я не ездила, а снаружи было понятно только вот в таких терминах. А в этот раз могу описать, что поняла.

Дело в том, что эти люди вообще никогда не ходили голосовать на участок. И тому есть исторические причины. В советское время транспорт туда ходил редко. Чтобы человек приехал и проголосовал, ему нужно было потратить полдня - приехать, проголосовать и еще часа три ждать, чтоб уехать. Поэтому голосование было организовано на дому тотальное - по деревням ездили голосовальные машины или автобусы, и люди голосовали у своего дома. Мы помним, что явка в то время считалось приличной на уровне 95%, вот она так и обеспечивалась.

Потом время изменилось, но к ним все равно выезжала машина - просто брали часть несшитого списка и ехали по домам. Теперь так нельзя, есть специальный реестр для голосующих на дому. Наш зампред, живущий там же в деревне, знает всех стариков, которые не приедут на "Ладогу", но будут голосовать, и включает их в реестр. Конечно, эти старики не выражали свою волю директивно. Они, я уверена, не звонили, не заявляли специально, чтоб к ним приехали. Наверное, новые бюрократы-хипстеры могли бы к этому придраться. Но эти люди действительно хотели голосовать и просто были уверены, что к ним приедут. Нас встречали, ждали, говорили "наконец-то". То есть по факту, они такое желание имели, и мы его выполнили.

Эта ситуация, конечно, действующей власти выгодна. Старики консервативны, и они увеличивают именно властный ресурс, ну в крайнем случае - КПРФ. Никаких протестных настроений и ненависти к Едру, о которой писали парнасовцы, я не видела ни разу. Крайняя степень нелояльности - ехидно отметить, что мы все равно ничего не решаем, и примут тех, кого надо. После чего проголосовать опять же за Едро. Из всех людей только двое согласились на тайну своего политического выбора, остальные прямо говорили, что они собираются сделать, и основная наша проблема была уклониться от просьб показать пальцем на место, куда ставить галочку.

Два человека отказались голосовать. Один был довольно странный тип, не старый, но такой... забавный, немного не от мира сего. У второй избирательницы нас не пустили в дом угрюмые родственники, и нам не удалось понять: хочет она голосовать или нет. Остальные встречали чуть не хлебом-солью. НасыпАли яблок, сладкой рябины, норовили покормить...

Как народ живет? Большинство тех стариков, у которых мы были, живут сами по себе, дети где-то в городе. Небогато живут, но никто не жаловался, и никого не хотелось пожалеть и написать гневный твит, или пост, или что угодно. Все смеялись, шутили. Вообще, признаков страдания, нищеты и безнадёжности я не видела и не ощущала.

А теперь о том, как голосовали. Товарищ Питиримов из ЕР не поленился и объехал все деревни. За него голосовали так: «Ну, где тут наш красавец?»  Потому что он приезжал. И не перед выборами, а на 9 мая, например, привез старикам конфет. Был располагающим. Молодой и красивый. «Давать дорогу молодым» - я часто слышала, причём в бюллетене были такие же молодые и одна совсем девчонка. Но дорогу давали ему. Будем удивляться?

Домашнее голосование не дало, похоже, ни одного протестного голоса - только Едро и КПРФ.

А вот голосование на участке дало 7 яблочных голосов (из 106 проголосовавших). Я уверена, что эти голоса прилетели из коттеджного посёлка «Ладога». Оттуда могло прилететь и ещё разных интересных голосов, этот посёлок - анклав богатых людей, живущих на природе или поселяющих туда родителей. Но с ними, как я поняла, тоже никто не работал. Не надо никому, на самом деле. Такая у нас политика - на одном полюсе кричат «недопущенные», теряя связь с реальностью, на другом Едро, как бульдозер, а между ними - такой тухляк, что аж скулы сводит.

Про явку. У нас на участке было - 29% явки, по городу - 14%, что ли. У нас все девчонки переживали, что ещё чуть-чуть не дотягиваем до 30%, неужели не придут ещё три человечка. Перечисляли, кто бы ещё мог, звонили. Прямо соседская община во всей красе.

По поводу нарушений. Их не было. Просто совсем. Основной мотив - не обеспечить победу кому-то, а обеспечить беспроблемные выборы. Может быть, это эффект чужого, которым я таки являлась. Я прекрасно понимаю, что в такой "семейственной" и безотказно лояльной системе можно прокрутить что угодно, если не будет этого «чужого». Но он, то есть я - был.

И интриги выборов к тому же - не было. Не надо было напрягаться. Но если надо будет - то такие «местные» сделают всё, что скажут. Да и делают, конечно. И поэтому, конечно, надо принимать участие всё равно, даже если неинтересно и пламенные революционеры не допущены к политике. Потому что если будут даже непламенные, то нужен общественный контроль. УИКи сформированы, но людей всё равно размывает - кто-то болеет, кому-то надоело, и вполне можно обратиться в то же «Яблоко», у которого по идее должны быть сведения, записаться куда-нибудь в глухомань, расширить кругозор и потратить день жизни в году, являясь маленьким фактором локальной справедливости.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции