С неба слазь!

Чей-то дрон:
https://t.me/cheitodron
dronTG
Мифический злодей, который теоретически может что-то натворить коптером, пока остаётся сферическим конём в вакууме, но запреты вводят. Владимирский губернатор Авдеев, в отличие от коллег, вроде не собирается вводить полный запрет, но даже такая мера выглядит странно
ИСТОРИИ 30 декабря 2022, 11:39 12949

26 декабря администрация Владимирской области распространила информацию, что скоро в регионе станет незаконным запускать дрон без уведомления полиции. Решение губернатора было озвучено на заседании антитеррористической комиссии. То есть делается всё это якобы для безопасности граждан. Владимирское сообщество владельцев коптеров считает важным заявить, что это абсолютно пустая и избыточная мера, которая не повысит безопасность, но увеличит напряжение в обществе.

f818066c05d60c2df7389.jpg

Зарегулируй это!

Цитата из текста чиновников:

«Губернатор поручил подготовить нормативно-правовой акт, устанавливающий необходимость официального уведомления правоохранительных органов при использовании беспилотников, в том числе квадрокоптеров».

Судя по всему, законодательное ноу-хау разрабатывается в спешке, ведь оно игнорирует и дублирует существующие федеральные нормы. Давайте их рассмотрим.

Предположим, что вы купили любительский дрон с профессиональной камерой на борту (4к, нормальная матрица, ценник от 35 тысяч). Такие весят от 249 граммов. С марта этого года их в обязательном (п. 1 ст. 33 ВЗК РФ) порядке необходимо ставить на учёт в Росавиации. После получения извещения о постановке на учёт, дрону присваивается регномер и владелец обязан нанести его на корпус. И здесь всё регламентировано до мелочей: отдельно обговорено, например, что шрифт должен быть без курсива и засечек.

Если вам покажется эта процедура излишне строгой, то ознакомьтесь с действующей схемой получения разрешения на один полёт.

667778a44e4567e1e03df.pngсхема с habr.com

Сложно? Наложите на эту схему трафарет реальных ограничений для полётов: время года, фактическая погода, скорость ветра, время дня, капризность природных явлений и человеческий фактор. Уже жалеете, что купили дрон? Подождите, скоро будет новое ограничение полётов от губернатора.

Гетто для красоты

Немного просвещённый в вопросе оппонент мог бы парировать: «Есть же зоны для полётов, где разрешение не требуется!» Есть, мы вам их покажем. Внутри цветных областей для полёта требуется согласование или вообще запрещено летать:

dcd1c8cf92db3152d7e5f.jpg

map.avtm.center

Получается, что без кипы согласований можно полетать только в полях за Суздалем или лесах за Радужным. Боголюбово и островной монастырь под Покровом тоже требуют получения разрешений во множестве инстанций. После введения новых ограничений съёмки даже доступных фото-выселок потребуют звонка в полицию. Кстати, мы показали далеко не все карты с ограничениями. Например, во все дроны компании DJI (а их у населения большинство) «вшит» запрет на полёты в районе аэропорта. То есть дрон, достигнув границы такой зоны, дальше не полетит (единственное логичное ограничение, которое мы знаем). Во Владимире эта область выглядит так:

fc033474dba6a2ce16e23.jpg dji.com

В интернете есть также любительские карты расположения спецобъектов и тюрем во Владимире, чтобы не летать над ними. Пилоты из Москвы и Питера сами делают схемы действия «глушилок» в своих городах (средства подавления дрона тем или иным способом). Попав в зону работы такого устройства, пилот в большинстве случаев теряет дрон. Законность эксплуатации подобных установок не волнует никого, продаются они бесконтрольно, учёта не требуют. В итоге: взлетел поснимать красивый парк, управление перехватили и, выработав заряд батареи, квадрокоптер приземляется/падает в неизвестной пилоту точке.

Все эти схемы, зоны, красные линии появились не вчера, а действуют годы. И годами работают плохо. Пилот, решивший оформить полёт по всем требованиям, внезапно для себя узнаёт, что в тех же муниципалитетах мало кто знает, как выглядит разрешение на полёты и кто может его подписать. Специалисты Росавиации неизменно грамотны и профессиональны, но это не гарантирует получение разрешения.

3267c6a689d74e344b559.jpg
Деталь: даже для того, чтобы понять, работает твой купленный дрон или нет, необходимо поднять его в воздух. Спутники в помещении коптер не увидит, а значит полёт произойдёт на улице. Что для этого нужно, вы уже знаете.

И вот к этому упитанному перечню губернатор Владимирской области решил добавить обязательное согласование каждого полёта с полицией. То есть пилот, поставивший дрон на учёт, сообщивший во все инстанции, где, в какое время, на чём и как полетит, доставший всех в администрации с просьбой подписать разрешение на полёт, звонит в полицию и спрашивает: можно? А ему говорят: нет, это небезопасно, у нас тут антитеррор, а не институт благородных девиц. Или ему отвечают: да, можете. И что от этого становится безопаснее?

+0 к ответственности

Что сейчас, что после введения ненужного запрета, кара за полёт без согласования одна - штраф по статье КОАП 11.4 (нарушение правил использования воздушного пространства) 30-50 тысяч рублей. Мы не сомневаемся, что фантазии у чиновников и депутатов когда-нибудь хватит на ужесточение ответственности по этой статье. Опять спросим: станет от этого спокойнее? Нет, ведь сама опасность надумана, если речь не идёт о регионах-соседях СВО. 99,999% полётов гражданских дронов абсолютно безопасны.

e2801555b82ccafbf71b4.jpg

Статистики по случаям нанесения ущерба (или, не приведи бог, травм и увечий) людям дронами нет. А если бы кто-то задался целью её составить, то нашёл бы по всему миру горстку несчастных случаев числом не более 10. Автомобили, кухонные ножи, алкоголь, ямы на дорогах, сосульки, гамбургеры и газовые баллоны ежегодно убивают сотни тысяч человек. Но это не значит, что их надо запрещать (хотя ямы и сосульки стоило бы).

Дрон стоимостью до 100 тысяч рублей не опасен ни для кого. Систему сброса он не потянет, собственная масса очень мала, ведь такие коптеры делают как можно легче, чтобы увеличить время полёта. Порог входа в хобби или профессиональную съёмку очень высок и с точки зрения сложности темы. Взлететь, летать, снимать - чтобы всё это получилось хорошо, надо немало времени провести на тематических площадках. Но ведь может теоретически что-то случиться? Теоретически - может. Мы все боимся ездить за лесовозами, но для перевозки кругляка не требуется столько разрешений и отдельный звонок в силовое ведомство.

0809e8c7484c378c3f616.jpg

«Всё не так однозначно...»

Антитеррористический смысл запрета от сообщества владельцев дронов тоже ускользает, ведь ужесточается всё и для всех, кроме настоящих злодеев. Все прекрасно понимают, что реальный террорист ничего и ни с кем согласовывать не будет. А в случае поимки с дроном, средством поражения и прочими доказательствами вины, будет отвечать не по статье административного кодекса. БПЛА, которые могут нанести реальный вред, с любительскими mini, avata, air не имеют ничего общего. Так для чего же очередное ограничение, которое ничего не изменит? Предполагаем, что для статистики. Калужская, Курганская, Магаданская, Нижегородская, Новгородская, Пермский край, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Рязанская, Тульская, Ярославская, Краснодарский край, Ростовская, Саратовская, Пензенская область запретили полёты всем коптерам, кроме государственных (информация от copter time).

А есть интересная ситуация в Московской области. Запрет на любые полёты был введён и отменён. Возможно, авторы ограничений и их исчезновения сочли, что нет в столичном регионе причин волноваться, что чей-то маленький дрон нанесёт какой-либо урон такому большому государству.

Наши дроны - наша печаль

Нет сомнений, что документ будет разработан и принят. Люди, не имеющие дронов, в большей своей массе его поддержат, ведь ограничение их никак не коснётся, а обещание безопасности лучше, чем ничего в это нервное время. Многие, вняв просьбе «некогда объяснять, просто прояви бдительность, ведь дроны опасны», будут вызывать наряды, завидев пилота. То есть людям предлагается докладывать друг на друга, что, конечно, не назвать здоровой и полезной ситуацией в обществе.

Мифический злодей, который теоретически может что-то натворить полукилограммовым коптером, пока остаётся сферическим конём в вакууме, но запреты вводят аж в Магадане. Нельзя не отметить, что владимирский губернатор Авдеев, в отличие от коллег, вроде не собирается вводить полный запрет, но даже такая мера выглядит странно.

Всем сторонникам превентивных запретов хочется напомнить, что сегодня запретят полёты на любительских дронах, а завтра будет незаконно играть джаз. А послезавтра - его слушать. Безопасность без реальных причин каждого рассматривает, как потенциального нарушителя.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции