Сдвиг по «ФАЗЕ 5 НР»

Светлана Соколова:
кандидат философских наук
sokolova
Раскручивается скандал с пресловутыми «ФАЗАми» - аппаратами ИВЛ, появившимися во владимирской больнице №6. На мой взгляд, скандал странный и в чем-то даже неприятный
ИСТОРИИ 25 апреля 2020, 11:10 101 17726

С началом эпидемии коронавируса производителям медтехники, в частности аппаратов ИВЛ, было запрещено продавать свою продукцию всем желающим. Включился механизм контроля за распределением необходимых аппаратов среди медучреждений. Эта информация была в новостных лентах месяца полтора-два назад.

В начале апреля Зебра ТВ опубликовала несколько материалов о том, что наши депутаты и прочие начальники озаботились отсутствием во Владимирской области медицинских масок и другого инвентаря, и начали под свет софитов и стрекот видеокамер вручать подарки. Был сюжет 6 апреля и о покупке на деньги Григория Аникеева 50 аппаратов ИВЛ, тех самых «ФАЗА 5НР». Я еще тогда удивилась, зачем Григорию Викторовичу понадобился такой топорный PR. Все знают, что Аникеев – владимирский олигарх с высоким уровнем социальной ответственности - не яйца Фаберже покупает, а делает то, что в данный момент нужно жителям Владимирской области, например, организует мобильное медицинское обслуживание отдаленных деревень и сел.

Но уже через день 8 апреля прокуратура города проводит проверку готовности больницы №6, подготовленной к наплыву пациентов с тяжелой формой коронавирусного поражения. Об этой проверке 15 апреля рассказал «ПроВладимир» в материале с громким названием «Во владимирские больницы вместо аппаратов ИВЛ поступил металлолом». Кстати, губернатор Владимир Сипягин в этой больнице тоже отметился отдельным сюжетом.

На следующий день 16 апреля Генпрокуратура сообщает, что по поручению генпрокурора Игоря Краснова начата проверка информации о поставке в больницы Владимирской области непригодных для использования аппаратов искусственной вентиляции легких 1999–2001 годов выпуска. Тоже решили поучаствовать.

И понеслось. Один за другим СМИ, наши и федеральные, начали смаковать эту историю. Ну как же, самый богатый депутат Госдумы поставил какие-то непонятные аппараты. Упорно навязывается связь: Аникеев – просроченные аппараты ИВЛ. Кажется, еще чуть-чуть и будет совсем страшное: Аникеев – вредитель. И долго ждать не пришлось, 22 апреля управление Следственного Комитета по Владимирской области размещает информацию о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 238.1 УК РФ:

«По результатам анализа имеющихся материалов следствие пришло к выводу о том, что под видом благотворительной помощи в больницу № 6 города Владимира произведена поставка (сбыт) незарегистрированных в установленном законом порядке, недоброкачественных аппаратов ИВЛ в количестве 50 штук общей стоимостью 6 миллионов рублей».

Не знаю, почему так непрофессионально сработала пресс-служба нашего олигарха, но его ответ появился тоже только 22 апреля, видимо, после того как узнали о возбуждении уголовного дела. Причем ответ составлен так, что все СМИ подхватили не очень удачную шутку о потерпевшем, вместо того, чтобы покрутить другую фразу «Не сниманию с себя ответственности за то, что доверился медучреждению». В результате, опоздали на неделю, для пиарщиков это непростительная задержка. Да еще и не очень удачное заявление подготовили. На выходе имеем классический коммуникационный кризис с приличными имиджевыми потерями для Аникеева.

Что осталось за кадром?

По информации СледКома:

«Руководством ГБУЗ ВО «Городская больница №6 города Владимира» изыскивалась возможность получения спонсорской помощи по оснащению клиники аппаратами ИВЛ».

Вообще-то, Владимир Путин в своих обращениях по коронавирусу неоднократно говорил, что средства выделены. По информации «ПроВладимира»: «пожелавшие помочь представители бизнеса обратились к вице-губернатору по социальной политике Сергею Шевченко с вопросом, чего не хватает в 33-м регионе». Представляю ситуацию, сидит Аникеев в позе Ивана с медвежьей головой из сказки «Морозко» и переживает, какое бы ему еще доброе дело сделать. Скорее, все было наоборот: руководство области (тот же Шевченко) попросило Аникеева помочь оснастить инфекционный госпиталь аппаратами ИВЛ. Аникеев, конечно же, не отказался, поскольку от него требовалось только оплатить покупку. Вся документация прорабатывалась в департаменте здравоохранения, медики-то знали, какое оборудование им нужно. Почему они испугались и побежали с «корабля»? Если подарок по запросу владимирских медиков, оплаченный Аникеевым, больнице не подошел, почему его просто не вернуть дарителю?

В предостережении о недопустимости нарушения закона, подписанном 10 апреля прокурором города Владимира Грошенковым, сделано заключение, что аппараты использовать нельзя, потому что они долго лежали в коробке, потому что их возможности несопоставимы с современными аппаратами ИВЛ.

Но никто даже не пытался ответить на вопрос, что нужно сделать, чтобы их можно было использовать, и что будут делать врачи, если вдруг случится наплыв больных, а имеющихся аппаратов не хватит. Жребий бросать среди больных? А в Муроме медики, по информации Зебра ТВ, просто некоторые детали заменили на новые и получили на эти аппараты новые сертификаты. Значит, никакой это не металлолом.

Я знаю историю, когда одного мужика спас обыкновенный пластиковый корпус от шариковой ручки. Дело было в лесу, этот товарищ случайно проглотил осу, а она успела его укусить. Начался отек. Хорошо, там был врач. Он и использовал тот самый корпус ручки, вставил его в трахею, и пострадавшего с раздувшейся до чудовищных размеров шеей, но имеющего возможность дышать, успели привезти в больницу, дальше все было в порядке. А что было бы, если бы тот врач стал говорить, что у него нет нужных инструментов, операционной, или вообще убежал бы?

Так, почему виноватым изо всех сил делают Аникеева, который оплатил те аппараты, которые попросили купить медики? Почему он должен оправдываться? Почему в стороне оказались те, кто спровоцировал эту ситуацию, и сбежал, или делает вид, что его хата с краю, и он ничего не знает.

На мой взгляд, губернатор Сипягин должен принести депутату Аникееву публичные извинения за действия своих подчиненных, а там пусть сам разбирается со своей командой.

P.S.

Для комментаторов всяких и разных, чтобы не пришлось потом объясняться. Я у Григория Аникеева никогда не работала, с ним лично незнакома и не собираюсь. Но лет восемнадцать назад в одном разговоре услышала оценку, данную Аникееву одним высокопоставленным чиновником: «Гришка всегда с книжкой». По моему мнению, человек, который всегда с книжкой (такие привычки не меняются), не может быть дураком по определению.

Историю с коммуникационным кризисом по поводу аппаратов ИВЛ обязательно использую при работе со студентами по теме «Антикризисный PR». В самом деле в области случился сдвиг по «ФАЗЕ 5НР».

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции